Вячеслав Шмыров - главный редактор "Кинопроцесса" и один из идеологов кинопроцесса. Роль идеолога он выбрал для себя еще в институтские времена, когда в 1986 году стал одним из застрельщиков революции во ВГИКе - едва ли не самого шумного отголоска Пятого съезда.
Позже, в начале девяностых, В. Ш. стремился объединить молодых кинематографистов вокруг "Киноцентра", где служил директором культурных программ. Он был одним из инициаторов "Кинофорума", ему принадлежит идея альманаха Прибытие поезда как манифеста нового кинематографического поколения. Ничего удивительного, что В. Ш. занял пост главного редактора Киностудии Горького в пору, когда там разрабатывался и осуществлялся режиссерами все того же поколения проект малобюджетного кино.
При этом В. Ш. был и остается историком отечественного кино: еще в конце восьмидесятых он, тогда молодой кинокритик, научный сотрудник НИИ киноискусства, обратил на себя внимание скрупулезным исследованием фигуры сталинского придворного "кинорежиссера N 1" Михаила Чиаурели, а в середине девяностых стал вдохновителем и одним из соавторов исследования "Изъятое кино". Предметом этого исследования стали фильмы запрещенные, некогда признанные несуществующими: В. Ш. впервые представил зрителям и читателям, даже профессиональным, опять же новое, по сути, кино. К выходу книги был приурочен фестиваль изъятых фильмов 1925 - 1945 годов, организованный В. Ш., который стоял у истоков многих фестивалей. Вот характерные примеры того, что научная и кураторская деятельность В. Ш. взаимосвязаны.
Он пишет историю кино прошлого своими текстами и стремится создать современную историю кино своими акциями. Другое дело, что уровень нынешней истории, творимой в том числе и им, определяется качеством наличествующего материала - и здесь, как говорится, выше головы не прыгнешь.
Евгений Марголит
Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. III. СПб, "Сеанс", 2001
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1073