18 апреля в Высшей школе экономики прошло очередное заседание рабочей группы по проблемам инвестиционного климата России с участием представителей Минэкономразвития, зарубежных и отечественных промышленных компаний - РАО "ЕЭС Poccии", "Интеросса", Авиационного Евророссийского консорциума, Новолипецкого металлургического комбината, Siemens, Sun Саpital, "Вымпелкома" и других.
Рабочая rpyппa действует в рамках "круглого стола" промышленников России и ЕС, который в течение четырех лет является постоянно действу-
ющим международным форумом деловых кругов России и Евросоюза. Тема aпрельского заседания рабочей группы - унификация законодательства России и EC в области таможенного, внешнеторгового, корпоративного и антимонопольного права - выбрана не случайно. В процессе реструктуризации ряда отраслей российской экономики интеграция России и Европейского союза стратегически взаимовыгодна и позволяет как российским, так и европейским предпринимателям работать с ясной нормативной базой, где четко выделены и понятны особенности каждой страны.
Особо это актуально сегодня для электроэнергетики, стоящей на пороге реформирования. Европейский союз - крупнейший торговый партнер России и инвестор в российскую экономику. Вместе тем Россия пока считается страной с высоким уровнем политического, юридического и экономического риска. Это подчеркнул член правления РАО "ЕЭС России" Вячеслав Синюгин, выступая перед членами рабочей, группы. Он полагает, что сближение законодательств Европейского союза и России, особенно в сфере корпоративного и антимонопольного права, даст дополнительные гарантии потенциальным инвесторам и симулирует их рассматривать российскую энергетику как потенциальный сектор капиталовложений.
Дмитрий НОВИКОВ
- Вячеслав Юрьевич, на заседании рабочей группы по проблемам инвестиционного климата России вы сообщили о том, что в РАО "ЕЭС России" близится к завершению разработка кодекса корпоративного управления...
- Да, это так. К сожалению, у нас нет времени на то, чтобы ждать, когда будет принят подобный документ на российском уровне. Хотя, насколько мне известна, работа над общероссийским кодексом уже ведется в рамках ФКЦБ.
- Кодекс корпоративного управления носит чисто рекомендательный характер. Почему он так важен для РАО "ЕЭС России"?
- Кодекс корпоративного управления - один из активных инструментов в построении цивилизованных взаимоотношений холдинга с акционерами компании и будущими инвесторами, поэтому его важность трудно переоценить. Хотя, если мы говорим сегодня о необходимости привлечения инвестиций в российскую энергетику, то нам не обойтись без принятия закона "Об электроэнергетике", поправок к федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию Российской Федерации" и Гражданскому кодексу Российской Федерации. Заинтересованность потенциальных инвесторов в развитии нашей электроэнергетики зависит в том числе и от того, насколько четким и прозрачным будет рынок электроэнергии. Актуальным также является вопрос о создании независимого регулирующего органа в электроэнергетике, который, учитывая мировой опыт, играет немаловажную роль в привлечении инвесторов. Затягивание же вопроса о реформировании энергетики, в том числе и по причине несовершенства российского законодательства, не решает очевидных проблем в этом важнейшем для России секторе экономики, а только усугубляет в перспективе и без того сложное положение энергоотрасли.
Об этом я и сказал в своем выступлении на рабочей группе.
- Насколько актуальной для РАО "ЕЭС России" в свете предстоящего реформирования энергетики является проблема несовершенства антимоно польного законодательства?
- Действующие в настоящее время федеральные законы "О естественных монополиях" и "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности создают достаточную правовую базу для успешного осуществления антимонопольного регулирования. В то же время, учитывая нацеленность государства на проведение реформ в естественных монополиях, в ближайшее время остро встанет вопрос о формах антимонопольного регулирования в новых конкурентных сегментах, выделенных из сферы естественных монополий. Какими должны быть эти формы? Без решения сталь важных для антимонопольного регулирования вопросов нам будет сложно разговаривать с Европейским союзом на одном языке, где правила поведения на рынке ясны и понятны. В Казахстане, где седьмой год идет реформирование энергетики, причем довольно успешно, уже столкнулись со злоупотреблениями сбытовых компаний, не регулируемых антимонопольными органами. Поэтому нам в процессе реформирования российской энергетики важно с самого начала не допустить монополизации генераций.
- На заседании рабочей группы по проблемам инвестиционного климата России обсуждался вопрос о подготовке и направлении соответствующих рекомендаций в адрес правительства?
- Да, причем участники заседания полагают, что их конструктивные предложения по унификации законодательства России с законодательством стран ЕС способны изменить приоритетность названных проблем в планах правительства и повлияют на качество и темпы предлагаемых реформ.
Опыт, накопленный Европой, позволит быстрее и качественнее развивать российское законодательство, что, в свою очередь, благотворно отразится на оценках инвестиционного климата у потенциальных партнеров, тем более что унификация российского законодательства с европейским - гораздо менее ресурсоемкий проект по сравнению с теми, которые придется реализовывать при мадернизации и реструктуризации российской экономики. Хотелось бы подчеркнуть, что унификация законодательств России и ЕС в сфере электроэнергетики позволит так же внести определенность в отношения с Энергетической хартией, к которой Россия пока что не присоединилась.
25.04.2001
http://www.rao-ees.ru/ru/news/speech/execspeech/show.cgi?250401sinug.htm