Д.МЕДВЕДЕВ: Здравствуйте, коллеги.
...
А сейчас мы с вами обменяемся соображениями о том, как идет работа по тем делам, которыми мы с вами занимались в Томске, и вообще по всем остальным проблемам, которые вас волнуют.
Пожалуйста.
ГТРК "ТОМСК": Дмитрий Анатольевич, мне, на правах принимающей стороны, коллеги предоставили начать нашу встречу от имени всего нашего медиасообщества, а здесь присутствуют мои коллеги - как томские, так и географические соседи, представители ряда федеральных каналов. Говоря о главной теме нашей сегодняшней беседы, позвольте и первый вопрос задать.
В последнее время, не только в Томске, наблюдается такая тенденция: экспансия на образовательный рынок зарубежных фирм, компаний по участию в образовательном процессе - как финансово, так и технически - с последующим приглашением лучших выпускников этих самых вузов для работы на своих зарубежных предприятиях, в целом за рубежом. Как Вы относитесь к такому процессу?
Д.МЕДВЕДЕВ: Вы знаете, у меня такого рода процессы вызывают смешанные чувства. С одной стороны, чувство гордости за то, что тот образовательный продукт, который мы создаем в довольно сложных условиях (в условиях, когда в 90-е годы высшая школа вообще испытывала большие затруднения, недофинансировалась, мизерные зарплаты у педагогов, у преподавателей, не очень ясные перспективы у выпускников), тем не менее качество образования, которое дают наши вузы, таково, что иностранные фирмы, занимающиеся поиском себе специалистов, занимающиеся, как принято говорить head hunting, то есть воровством мозгов, они все-таки считают, что у нас в этом смысле есть очень хорошие научные школы и очень хорошие специалисты.
С другой стороны, естественно, у меня это вызывает трудные эмоции, потому что мало выучить человека - нужно еще создать ему правильные условия для работы. И если в студенческие годы практически все из нас готовы мириться с тем, что быт не совсем устроен (маленькая стипендия, нет квартиры, общежитие), то в будущем, конечно, любой человек рассчитывает на то, что ему создадут на новом месте работы приемлемые для его труда условия.
Это комплексная задача. Она, конечно, в значительной мере связана и с профессией, которую избирает человек, и с регионом, в котором он будет работать. Но в целом задача общая, задача государства - работать над тем, чтобы каждый выпускник, если его готовит полноценный аккредитованный вуз, чувствовал к себе интерес работодателя. Такой интерес, который способен создать для этого выпускника возможности получить полноценную работу, приличную зарплату и в перспективе решить жилищные проблемы. Вот такие сложные чувства у меня вызывает то, о чем Вы говорите.
ГАЗЕТА "ЗВЕЗДА АЛТАЯ": У нас национальный проект "Доступное жилье", к сожалению, буксует, и это ни для кого не секрет. И цены растут не только на жилье в Москве, но и в регионах. Есть ли у Правительства Российской Федерации возможность через пилотные варианты в одном или нескольких регионах выяснить хотя бы приблизительную стоимость 1 кв. м и уже исходя из этого регулировать цены во всех других регионах?
Д.МЕДВЕДЕВ: Несколько замечаний. Я не считаю, что проект "Доступное жилье" буксует. Я просто считаю, что это чудовищно сложный проект, на решение всех задач по которому уйдут довольно приличные временные сроки.
Задача проекта в области обеспечения жильем изначально формулировалась таким образом, чтобы у людей возникла возможность использовать один из экономических инструментов для решения жилищной проблемы. Набор этих инструментов понятен - это ипотека и другие формы решения жилищных задач: жилищно-накопительные системы, специальные виды сберегательных банков, которые этим должны заниматься. Сейчас основная наша задача в том, чтобы отладить вот эти инструменты.
Одновременно строительная промышленность должна наращивать объемы вводимого жилья. Причины роста цен общеизвестны, я их повторять не буду, хотя людям от этого не легче. От того, что у нас инфляция еще высокая, стоимость денег в банках высокая. И для того, чтобы взять ипотечный кредит, нужно платить не 8% годовых, а 13%, даже при наличии снижающейся ставки рефинансирования по ипотечным кредитам. Поэтому задача на ближайшие годы - сформировать набор инструментов. Мы занимаемся приблизительно тем же, чем занимались другие страны. Задача номер два (это оборотная сторона) - это просто увеличение доходов людей. Потому что без этого фактора никакая ипотека работать не будет. Это параллельные абсолютно вещи.
Теперь Вы спросили, можно ли определить реальную цену жилья. Вы знаете, сегодня в условиях, когда у нас в стране достаточно уже развитая рыночная инфраструктура (не идеально развитая, но она уже развитая по отношению, скажем, к началу 90-х годов), у меня нет оснований полагать, что те цены, которые существуют на рынке, они нерыночные. Другое дело, что сам рынок формируется под влиянием искривленных факторов самых разных. Нерыночные цены - это те, которые, допустим, сформировало государство и пытается по этим ценам продавать жилье, а это не получается. Нет, цены-то как раз вполне рыночные. За те цены, которые существуют, можно купить жилье. Просто они огромные в ряде регионов - это правда. И еще раз повторю: они формируются под влиянием самых разных, иногда нерыночных факторов. Управление этими нерыночными факторами - это действительно совместная задача государства и бизнеса. Если мы сможем ими эффективно управлять, мы сможем сбалансировать движение цен.
И последнее - то, что Вы сказали в отношении регулирования цен на жилищном рынке. Я думаю, что перспектива все-таки заключается в стимулировании предложения новых квартир, новых домов при возможности создавать платежеспособный спрос. То есть возможности людям платить за жилье из своего кармана, пользуясь кредитными источниками. Перспектива регулирования цен на жилищном рынке, на мой взгляд, не имеет шансов. Все попытки регулировать какие-либо цены, как правило, заканчиваются дефицитом.
Первую попытку регулировать цены на ряд товаров предприняли древние римляне, во всяком случае это известная нам попытка. Все это закончилось, естественно, тем, что торговать этими товарами перестали. Поэтому нужно создавать сбалансированный механизм, состоящий из спроса и предложения. Тогда цены будут реальными. Но это процесс, и он действительно будет идти еще долго.
"ВЕСТИ-КУЗБАСС": Дмитрий Анатольевич, на заседании Правительства на прошлой неделе одно из предложений было - Кузбассий федеральный университет, вслед за Сибирским федеральным университетом в Красноярске, Южным федеральным университетом в Ростове. Есть надежда, а есть научный прогноз. Какой научный прогноз в связи с этими крупными федеральными университетами и инновациями?
Д.МЕДВЕДЕВ: Мы должны возрождать свои научные центры, мы должны заниматься формированием современной высшей школы. Без этого у нас просто нет будущего.
...
И мы действительно сделали попытку формирования федеральных университетов на Юге и в Сибири. Но, обращаю внимание, Сибирь - большая. Мы сделали такой шаг в Красноярске, создали там федеральный университет. Может быть, даже отчасти сознательно, прекрасно понимая, что в Томске и так очень хороший уровень развития науки, образования, и томские университеты имеют славные, еще дореволюционные традиции. Поэтому иногда такие проекты можно разделять, особенно с учетом масштабов нашей страны и того, как у нас расселено население. Я не исключаю, что нам необходимо будет создавать и другие крупные университеты на базе существующих сегодня средних университетов, средних институтов.
Приведу пример с теми самыми высшими учебными заведениями, которые участвовали в конкурсе. У нас во втором туре конкурсных испытаний по вузам приняло участие 250 вузов, победило - 40. О чем это говорит? О том, что у нас, во-первых, много вузов и есть из чего выбрать и, во-вторых, что есть вузы разного качества. А раз это так, то это дает нам возможность думать о консолидации образовательных усилий, о соединении научных потенциалов, о создании таких новых образовательных и научных центров. В этом смысле я считаю, что такая тема имеет право на существование. Но делать это нужно не исходя из слепого копирования: в одном месте создали и давайте в другом месте создадим - это формализм, и будет напоминать одну из тех компаний, которые в нашей истории проводились неоднократно. А именно в той ситуации, когда есть основа - вузы, желающие объединиться, есть под это материальные средства и организационный ресурс, есть кадровый потенциал. При наличии всех этих условий можно принимать решение.
http://www.rost.ru
20 марта 2007 года