Александр Иванович Пейганович родился в 1942 году в Брестской области, в Белоруссии. В 1967 году закончил Днепропетровский химико-технологический институт им. Ф.Э. Дзержинского, получив квалификацию инженера-механика. Работал оператором Бердянского опытного нефтемаслозавода; мастером и начальником цеха Новополоцкого НПЗ; старшим инженером, начальником НПС "Полоцк"; заместителем начальника, главным инженером, начальником Новополоцкого управления нефтепровода "Дружба"; с 1989 года до настоящего времени - руководитель ОАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба".В 1978 году Александр Иванович повышал квалификацию на базе Московского института нефтяной и газовой промышленности им. И.М. Губкина, а в 1980 году - Белорусского государственного института, по вопросам современных методов управления и организации производства. Занимается научной работой.Член-корреспондент Метрологической академии, академик Академии естественных наук. В 1992 году награжден орденом Дружбы народов.
Сорок лет назад, в декабре 1959 года, правительства пяти дружественных государств - СССР, ЧССР, ВНР, ПНР и ГДР подписали Соглашение о совместном строительстве нефтепровода "Дружба". Люди, чья судьба связана с этой уникальной магистралью, стали участниками одного из глобальных событий уходящего века. Их имена увековечены летописью "Дружбы". Они сами по себе живая история. Один из них - Александр Иванович Пейганович, интервью с которым предлагаем вашему вниманию.
Александр Иванович! Самый мощный в мире нефтепровод с символическим названием "Дружба" служит людям 35 лет. Что представляет собой "Дружба" сегодня?
Система нефтепроводов "Дружба" поражает своим величием: магистраль пролегла через Волгу, Оку, Припять, Днепр, Днестр, Вислу, Дунай и сотни малых рек. Она пересекла Полесские болота, Карпатские горы, сотни автомобильных и железных дорог. Сегодня в состав открытого акционерного общества "Магистральные нефтепроводы "Дружба" входят три управления: Куйбышевское, Мичуринское и Брянское, которые обслуживают систему магистральных нефтепроводов, протяженностью около восьми тысяч километров в однониточном исчислении, 34 нефтеперекачивающих станции, в том числе четыре головные - "Лопатино", "Клин", "Никольское", "Унеча", резервуарные парки которых вмещают полтора миллиона кубометров нефти. В состав акционерного общества входят также специализированное управление по предупреждению аварий (СУПРАВ), служба экологической безопасности (СЭБ), пять сдаточных пунктов - в России (г. Новокуйбышевск, НПЗ), в Украине (г. Дрогобыч, НПЗ), в Латвии (г. Вентспилс, нефтебаза), в Литве (г. Мажейкяй, НПЗ) и четыре дочерних предприятия: комбинат стройматериалов, маслосырозавод, мясоперерабатывающие комбинаты. В оперативном управлении находятся приемосдаточные пункты в Польше (Адамова Застава), Словакии и Чехии (Будковце), Венгрии (Фенешлитке). Общая протяженность именно наших магистральных нефтепроводов диаметром 720...1220 мм составляет более 3,8 тыс. км, ежегодный грузооборот около 70 млрд т/км. Это меньше проектной мощности. В 1989 году, к примеру, мы перекачали по трубам всей системы 155 млн т нефти. Нынче другие времена, иные возможности: снижаются объемы добычи нефти, спрос и цены на нефть определяют грузооборот.
Руководство сложнейшим механизмом - это не только ответственность, но и высокая честь. Наверное, непросто далась высота, нелегким было восхождение? Или же Вам улыбнулась судьба, посчастливилось продолжить династию нефтетрубопроводчиков?
Нет. В моем роду не было нефтяников. Отец и мать растили хлеба в белорусской деревне Малеч Березовского района Брестской области. Мне же почему-то полюбилась в школе химия, и через нее, думаю, пришел к нефти. Вначале работал на опытном нефтемаслозаводе в Бердянске. Затем учился в Днепропетровском химико-технологическом институте и работал мастером, начальником цеха на Новополоцком нефтеперерабатывающем заводе. Обзавелся семьей, появился первенец, а тут в армию призвали. Служил рядом с домом в Новополоцке, как говорится, по уставу, по совести, так что при увольнении мне предложили: "Не уходи, к сорока годам будешь полковником". Отказался, а на четвертом десятке лет возглавил Новополоцкое управление "Дружбы". Тогда же стал автором двух серьезных (по отзывам специалистов) изобретений. В 1988 году, когда ушел на пенсию прежний начальник Управления МН "Дружба", проводились выборы нового руководителя. Выдвинул и я свою кандидатуру, правда, в первом туре до победы не хватило четырех голосов. Но во втором туре выборов из всех претендентов я оказался первым.
Вас избрал народ. До Вас на "Дружбе" было два руководителя, которые назначались "сверху". Ваше к ним отношение, если можно, отзыв об их деятельности? Подражаете ли кому-либо из своих предшественников?
Кто-то из мудрых сказал: "Не подражай другим. Надейся на себя и оставайся собой, а подражание - самоубийство". Хотя люди, руководившие до меня, были весьма неординарны. Первый начальник "Дружбы", Витольд Рудольфович Райс, стоял у истоков всей нашей системы. Он умело организовал строительство магистрали, грамотно занимался вопросами подбора кадров. Руководил он недолго, около четырех лет, но воспоминания ветеранов о нем самые теплые. С другим начальником, Петром Павловичем Беляниновым, личные отношения теплыми не были, но я уважал его. Это был человек дела, который не боялся брать на себя ответственность. При нем мы не знали поражений в соревновании среди родственных предприятий. Переходящее Красное Знамя прижилось у нас во Львове, и удержать его любой ценой становилось чуть ли не самоцелью. Что, по-моему, заслоняло некоторые рядовые аспекты... Первенство мы и сегодня никому не отдаем. Но это происходит без ненужного надрыва.
Вначале столицей "Дружбы" был Львов, но известно, что проектом был утвержден Брянск. Переезжая сюда, привезли ли Вы с собой команду или подобрали специалистов здесь? Кого из них отметите как кадровую удачу, находку? Дружный ли у Вас коллектив?
Согласно проекту, еще в 1964 году Брянск как географический центр магистрали (тысяча километров до Самары, столько же до Львова) был утвержден местом, откуда должны были управлять трубой. Но В. Райс, коренной львовянин, сумел отстоять свой вариант. После распада Союза я, ощущая угрозу развала "Дружбы", сделал то, что надлежало по проекту... За мной в Брянск последовали 12 специалистов, полторы сотни пришли уже здесь: все они составили костяк аппарата управления. При его формировании старался не допустить антагонизма в коллективе и считаю, что эта цель достигнута. Больше всего хлопот было с выбором главного бухгалтера. Из нескольких человек проверку выдержала О. Миухина. Бухгалтерский учет у нас под руководством этого способного специалиста теперь на довольно хорошем уровне. Повезло нам и с юристом, В. Изотовым. Толковый профессионал, он очень много помогает мне, моим заместителям.
Нефть - это товар, и притом экспортный. Следовательно, он проходит таможню, осуществляется его транзит по чужой территории. Каковы взаимосвязи с партнерами по ближнему и дальнему зарубежью?
За восемь лет работы уже в СНГ у нас сложились нормальные производственные отношения с предприятиями Белоруссии и Украины. Не было случая, чтобы не выполнялись взаимные обязательства по поставкам нефти на нефтеперерабатывающие заводы вообще и на экспорт в дальнее зарубежье в частности. Четкая работа прослеживается во всем, поскольку каждый понимает, что именно от него зависит общее благо. С таможней, правда, были разногласия, поскольку нефть, уходящая из России, учитывалась по старым стандартам. Поставили новое оборудование учета на пограничной ЛПДС "Унеча", обучили людей. Новый узел учета теперь ничем не уступает действующему в Польше. Минувшим летом у нас проводилось совещание представителей нефтяного транспорта России, Украины, Белоруссии, Латвии и Литвы с участием представителей энергетической таможни России, на котором отрабатывалась стратегия дальнейшего сотрудничества.
Александр Иванович, мне довелось побывать на Волге, постоять именно на том месте, где магистраль проложена через реку. Страшно себе представить, что случится, если произойдет разгерметизация трубы...
Потому мы с особой тщательностью и работаем на опасных в экологическом отношении участках нефтепроводов. Переходы через реки, ручьи, овраги, железные и автомобильные дороги - под неусыпным контролем, неисправности устраняем незамедлительно. К примеру, минувшим летом прибор диагностики обнаружил дефект с 50-процентной потерей металла трубы при 12-милиметровой ее толщине на 129-м километре нефтепровода "Дружба-II" под автодорогой Самара - Москва. Это, по сути, на берегу Волги. Около ста высококлассных специалистов самых разных профессий 90 часов трудились над устранением дефекта и успешно справились с задачей, не останавливая ни перекачку нефти, ни движение автотранспорта по дороге. Убежден, что за магистралью нужен постоянный, более чем за любым другим хозяйством, контроль. И мы относимся к этому очень серьезно. Служба воздушного патрулирования "Дружбы" регулярно осматривает 1250 километров трассы нефтепровода, бригады водолазов совместно с аварийной службой обследуют подводные переходы. Мы создали службу спасателей, обучаем людей на специальных курсах, организуем учения по ликвидации аварий. Запаслись различными механизмами, аварийными средствами на случай беды. И всячески стремимся ее предотвратить. Что ни говори, а труба пролежала в агрессивной среде 35 лет. Металл ржавеет, расслаивается. Это заставило нас еще шесть лет назад всерьез заняться внутритрубной диагностикой с использованием профилемера "Калипер" и дефектоскопов "Ультраскан" и "Магнескан". Обследовали около семи тысяч километров. Полностью завершим дефектоскопию в 2000 году. Устраняются дефекты методами монтажа маслонаполненных муфт, галтельных хомутов, приварки заплат, заплавки каверн и заменой трубы. В сезон восстановительных работ многие участки магистрали похожи на гигантский муравейник - сотни бригад ремонтируют трассу, монтируют узлы автоматического перекрытия трубопроводов, камеры пуска-приема диагностических снарядов и скребков, возводят защитные сооружения вдоль магистрали, восстанавливают проезды, приводят в порядок плотины, убирают кустарник.
Вы знаете нефтяное дело с разных сторон: и как заводчанин, и как трассовик. По-вашему, нефтяник - профессия мужская?
Это действительно профессия мужская. В летопись "Дружбы" вписаны имена замечательных нефтетрубопроводчиков, наших профессионалов: А. Андреева, В. Дикмарова, В. Лизунова, А. Обыденного, О. Чербуленаса... Тем не менее у нас трудится и более семисот женщин. Тонкую работу делают они и делают очень ответственно. А когда прекрасные дамы рядом, то и мужчины стараются себя показать...
Должность генерального директора "Дружбы" - это высокое напряжение все 24 часа в сутки. Не возникало ли желание найти работу полегче?
Не было такого желания. Закалили эти злосчастные, вечно преодолеваемые трудности. Может быть, на долю следующего поколения их выпадет поменьше. Чтобы они, наши последователи, не боролись вечно с чем-то, а нормально работали, созидали, отдыхали.
У каждого в жизни есть своя цель, своя определенная планка. Вы ее достигли, покорили свой "Эверест"?
Я достиг того, чего хотел и по-человечески радуюсь достигнутому. Хотя, как говорится, нет предела совершенствованию. Потому, отрывая минуты, часы от отдыха, учусь, постигаю неизведанное. Такова сущность человека - изобретать вечный двигатель или вечную трубу...
Вам много приходится ездить по делам. Это необходимость или любовь к движению?
Что касается поездок по предприятиям управления - от Самары до Новозыбкова, то хочется бывать там почаще, общаться с людьми. Да, это хозяйская необходимость - за всем присматривать самому. Как говорится: не доглядишь оком, так заплатишь боком. Без встреч с коллективами станций как бы отстаешь от жизни. Наша работа - это магистраль, и она связана с движением, с командировками. Так что и должность не позволяет мне быть кабинетным начальником.
В Брянске Вы около десяти лет. Признали, оценили здесь Пейгановича. Что значит "Дружба" для области и соседних регионов, каковы отношения с властью? Поддерживаете ли какую-то политическую силу?
Протяженность магистральных нефтепроводов по Брянской области превышает 450 километров. На ее территории - четыре нефтеперекачивающие станции. Ежемесячный сбор за перекачку нефти достигает 25 миллионов рублей, треть из которых идет в бюджет области. Мы выполняем требования и условия договоров, заключенных со всеми субъектами Российской Федерации, по которым пролегла магистраль. А это 8 областей и 32 района. Лично знаком с большинством губернаторов, с каждым установились ровные, деловые отношения. Нахожу поддержку, понимание, а если надо, и помощь со стороны служб Министерства по чрезвычайным ситуациям. Потому на выборах в Думу поддерживал движение, возглавляемое энергичным Сергеем Шойгу.
Александр Иванович, расскажите, пожалуйста, о личном: чем занимаетесь на досуге?
Семья для меня - это очень важно. Именно поддержкой и пониманием близких людей мы сильны. Надежный тыл - это половина успеха. У меня он надежен. Жена ведет домашнее хозяйство, воспитывает внуков. Один сын работает инженером на "Дружбе", второй учится в Воронежском университете на юридическом факультете. Об отдыхе мало что могу сказать: забыл, когда был в отпуске. Редкие свободные минуты отдаю саду: посадил яблони, груши, сливы, вишни. Надеюсь, скоро они будут плодоносить. Люблю собирать грибы, бродить по лесу, земле кланяться, ведь, не отдав земле поклон, и гриб не сорвешь. А земле-матушке мы обязаны и жизнью, и хлебом, и нефтью...
Виталий Жарынский
Трубопроводный транспорт нефти N4 - 2000г.
www.transneft.ru