А высшая, редкая честь - когда имя его неразрывно связывается с землёй, с местом, питающим его творчество. Так счастливо сроднились название лежащего на речном волоке села Подол и имя художника Валентина Михайловича Сидорова. Для него вся древняя тверская земля с её образами, памятью, многовековым слоем культуры стала опорой, верой и любовью.
Говорят, что изобилие талантов в России происходит от изобилия земель с их различной природой и разнообразием органичных укладов жизни. Одни земли из века в век рождают поэтов, иные - мудрецов, многосложных композиторов. Одни пронизаны лирической песенностью, другие - суровой мощью. Из этой "цветущей сложности" и возникает живое многообразие. Срединная Россия - несомненно, царство живописи.
Валентин Михайлович Сидоров родился в 1928 году в деревне Сорокопенье Тверской области. В этом крае прошло его детство, здесь он обрёл своё миропонимание, любовь к земле и труду на ней. Вспоминая свои первые годы жизни в повести "Гори, гори ясно", Валентин Михайлович пишет: "На самом донышке памяти - светлый дождливый день. В избе пахнет свежевымытым полом, рогожей и толчёным кирпичом. Я смотрю в окно, за которым льёт проливной дождь. Старые деревья, словно навсегда, подставили под него свои могучие ветви. Кажется, нет конца этому дождю. Оторваться от окна невозможно, хочется смотреть и смотреть на него бесконечно". Эти строки многое объясняют в творчестве художника Валентина Михайловича Сидорова. Не случайно в воспоминаниях многих русских живописцев главное - детская память, напитанная запахами, звуками, зрительными образами. Потом за ними идёт во многом случайная, непредсказуемая фабула жизни, но первые наши впечатления от познания окружающего мира хранятся в глубине души как нечто вечное.
Интерес к живописи зародился в Валентине Михайловиче ещё в детстве, когда он взял у бабушки хрестоматию и прочитал строки: "Вот моя деревня, вот мой дом...". В этой книге перед ним впервые предстали репродукции работ А.Г. Венецианова "Спящий пастушок", "Захарка", "Лето. Жатва", "Весна на пашне" - картины жизни людей и природы, которые говорили о красоте родных тверских мест. В автобиографической повести "Сорокопенье" Валентин Михайлович Сидоров вспоминает: "Это было открытием и чего-то во мне нового, пробуждением какого-то нового интереса, нового свойства души, способности её к отклику, восторгу что ли, перед миром, меня окружающим. Оказывается, всё вокруг так красиво!" Хрестоматия пробудила в нём художника, он иначе стал смотреть на мир. В нём проявилось какое-то новое видение, "когда не только глядишь, но и видишь".
В 1940 году Валентин Михайлович начал профессионально заниматься живописью. Сначала он посещал художественную студию Дома пионеров под руководством А.М. Михайлова, потом учился в московской средней художественной школе у М.В. Добросердова, в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде, окончил Художественный институт им. В.И. Сурикова.
В России высшие проявления духовности в светском искусстве всегда были связаны с пейзажем, в котором раскрывается душа нашей Родины. Начав свой творческий путь в середине 1950-х годов, художник В.М. Сидоров сразу же заявил о себе как о преемнике лучших традиций русского и советского реалистического пейзажа. В 1960-1970-е годы в его творчестве окончательно складывается специфический тип пейзажной картины, который сегодня называют "сидоровским". Отличительной особенностью его работ становятся поистине музыкальная ритмика цветового и композиционного решения, умение подмеченный в жизни мотив поднять до уровня философски всеобъемлющего символа.
Одна из вершин творчества В.М. Сидорова - картина "Тихая моя Родина". Необычайно сильны в этом полотне, рассказывающем о любви к нашей многострадальной России, державные мотивы. Этому произведению присуща такая сила изображения, что зритель невольно забывает, что оно написано кистью и на полотне. Многие картины Валентина Михайловича настолько полны веры в жизнь, что невозможно уйти равнодушным от его светлых и печальных холстов.
В таких произведениях, как "На тёплой земле", "Пора безоблачного неба", "День Победы", "Берёзовый ветер", "Тихая моя Родина", возникает высокий поэтический образ природы, неотделимой от человеческой жизни. В своих картинах художник стремится выразить ощущение пребывания людей в неразрывной гармонии с вечной жизнью природы.
Детство Валентина Михайловича проходило в годы замирания великого крестьянского мироустройства, поэтому его столь светлые и ясные полотна полны грусти. В них запечатлены вечность неба, земли и черты стремительно исчезнувшего быта. Вот нарядные школьные девичьи фартуки на картине "Весна. Высокое небо", а вот и старые, ежегодно к началу учёбы красившиеся парты с их многослойной корой краски, свидетельствовавшей, подобно древесным кольцам, о прошедших поколениях, на холсте "Моя школа"... Тонкую печаль, свет и покой излучает живопись художника.
Его пейзажи просты по композиции, но пронзительны по чувству, необычайно правдивы и глубоко национальны. Задушевной живописной мелодией в картинах В.М. Сидорова звучит тема родной русской природы. Дни осенней страды и праздники, розовые вечера и утренние часы, июльские грозы и пора безоблачного неба, первая зелень и первый снег - русская природа предстаёт на его полотнах во всём богатстве знакомых и одновременно неповторимых состояний, неброских и вместе с тем сложнейших по эмоциональной гамме мгновений. Его деревья всегда полны ветра: иногда это едва заметный ветерок, нежно шевелящий листья, иногда в листве дремлет застойный зной, а порою сильный ветер треплет ветви берёз и качает стволы.
В холстах Валентина Михайловича фабула мотива повторяется лишь внешне, но никогда не используется один и тот же цветовой строй, который призван отвечать за бесконечность переживаний. Его картины пронизаны светом и цветом. Среди них нет ночных, драматично-закатных пейзажей, вечера у него тихи и прозрачны. Особенны и зимние пейзажи с их бесконечной изменчивостью "белого" цвета. В жизни русского человека зима становится своеобразным камертоном, без которого нельзя понять и почувствовать ни весеннее пробуждение, ни ярое лето, ни осеннее томление.
За тайну переживаний у художника В.М. Сидорова отвечает бесконечная изменчивость цвета, а за ясность повествования - линия, верно подмеченная и отображённая, часто доходящая почти до знаковости деталь. При выверенном лаконизме окончательных решений он никогда не приступает к работе, не изучив чувствительной рукой каждой отдельной малости. Валентин Михайлович не начинает писать дождь, не сделав этюда со сложивших свои венчики одуванчиков, не поняв особенностей ливня, грозы, "грибного" либо нудно моросящего осеннего дождя. Ему дорога каждая, простому человеку кажущаяся проходной, деталь, глубокое значение которой претворяется в сдержанное соподчинение, сохраняющее почти незаметное присутствие каждой "малой былинки".
Каждый свой день В.М. Сидоров проживает с особенным чувством ответственности перед родной землёй за всё, что с нею было, есть и будет. В своей жизни он, как и полагается истинному русскому художнику, следует, прежде всего, нравственным законам. Валентин Михайлович не грезит о мировом признании, для него главная задача - сказать о России, запечатлеть её вечность. В своём творчестве он передаёт не только действительность, но, в большой степени, мечту и образ времени, соотнося их с собственным миропониманием.
Ему знакомы тёмные стороны жизни, известны сложные процессы, происходящие в деревне. Всё это находит отклик в душе художника, но, беря в руки кисть, он их отодвигает, его захватывают пленительные и полные света воспоминания о днях детства и юности. Таково истинное искусство, которое является отражением прошлого, настоящего и будущего. И именно гармоничная живопись, а не насильственно насаждаемое в "современном" искусстве похотливо-глумливое, провокационно-разрушительное и оскорбительно-безобразное, должна возвысить нашу Родину. Произведения Валентина Михайловича Сидорова получили широкое признание, многие из них хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и в музеях многих других городов России, Польши, Чехословакии, Румынии, Италии, Японии, Франции, Англии, Германии, Югославии, Иордании и Китая.
Талант Валентина Михайловича Сидорова широк и многообразен. Природный дар владения словом позволяет ему давать своим произведениям названия короткие, точные и ёмкие. Предельно простые, далёкие от символизма и пафоса слова точно соответствуют изображению на холсте и, благодаря простому сочетанию и особому ритмическому звучанию, превращаются в мелодию. "Вечер. Тихо. Тает снег", "На тёплой земле", "Пора безоблачного неба", "Бурный день. Звенит овёс", "Там за лесом моё детство", "Ясный день клонился к вечеру", "Дуют ветры", "Уже скворцы собрались в стаи", "Берёзовый ветер"...
В.М. Сидоров не только художник, но и талантливый писатель. В 1986 году вышла в свет его книга "Край вдохновений", ставшая библиографической редкостью. В 2000-м была издана автобиографическая повесть "Гори, гори ясно", вызвавшая большой интерес у читателей. Его литературные произведения так же образны, живописны и поэтичны, как и картины. В них раскрывается не только красота и богатство русского языка, но и душа истинного человека, любящего свою Родину, - выдающегося мастера пейзажной живописи России Валентина Михайловича Сидорова.
Народный художник СССР и России Сидоров Валентин Михайлович. Председатель Союза художников России, президент Международной конфедерации союзов художников стран СНГ. Действительный член Российской академии художеств, член Союза писателей России. Лауреат Государственных премий: РСФСР им. И.Е. Репина, СССР и России, международной премии им. М.А. Шолохова.
Народный художник СССР и России Сидоров Валентин Михайлович. Председатель Союза художников России, президент Международной конфедерации союзов художников стран СНГ. Действительный член Российской академии художеств, член Союза писателей России. Лауреат Государственных премий: РСФСР им. И.Е. Репина, СССР и России, международной премии им. М.А. Шолохова.
Тихая моя Родина. 1994 г., холст, масло.
На теплой земле. 1962 г., холст масло.
На обочине. 1998-99 г., холст, масло.
Ненастье. Куры. 1956 г., холст, масло.
Святая гора. 2002 г., холст, масло.
Пора безоблачного неба. 1969 г., холст, масло.
Весна. Высокое небо. 1960, 1991 г., холст, масло
http://www.llr.ru/razdel4.php?id_r4=2159&id_r3=66&simb=%D1&page=