Прежде, чем начать выступление, хочу обозначить его концептуальный характер и озвучить контекст основных понятий.
Здоровый человек - человек, имеющий документально подтвержденные показатели нормы по состоянию здоровья.
Инвалид - человек, имеющий функциональные расстройства основных физиологических систем организма.
Человек с физически ограниченными возможностями - индивид, имеющий ограничения базовых функциональных ресурсов.
Базовые функциональные ресурсы - функции, обеспечивающие движение и систему восприятия.
Человек с особой жизнедеятельностью - человек, выстраивающий специфическое взаимодействие с внешним миром.
Реабилитация - восстановительная терапия и социальные технологии.
Социальная адаптация - отсутствие рассогласования собственных потребностей с потребностями общества (микросоциума), умение занять востребованную нишу, "быть в нужном месте в нужное время".
Самореализация - осознание собственных возможностей и полноценное включение в процессы жизнедеятельности общества и государства.
Инвалидность - социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире. Инвалиды составляют в среднем более 10 процентов населения большинства стран, и этот показатель продолжает расти. Сегодня только по официальной статистике более 13 миллионов российских граждан являются инвалидами. Причем инвалидизация нарастает со скоростью примерно 1 миллион инвалидов в год. Более чем 1/3 от общего числа составляют дети-инвалиды.
К сожалению, в сознании большинства людей образ инвалида ассоциируется со слабостью, зависимостью, обреченностью, требованием постоянной заботы и ухода. Жизненная же реальность чаще всего сильно отличается от таких стереотипов.
Ограничение здоровья не означает ограничения способностей, таланта, стремления к самовыражению, к активной жизни. Имеется бесчисленное множество примеров выдающихся достижений инвалидов в науке, предпринимательской деятельности, художественном творчестве, спорте. Этих успехов инвалиды добиваются ценой огромных усилий, преодолевая недуг, проявляя высочайшее мужество, силу духа и воли часто на пределе человеческих возможностей.
Права инвалидов являются предметом пристального внимания со стороны Организации Объединенных наций и других международных организаций.
В России немало делается для решения проблем инвалидов и инвалидности на цивилизованном уровне. Тем не менее, инвалиды по-прежнему остаются одной из самых социально незащищенных категорий населения нашей страны.
На личностном уровне инвалиды продолжают испытывать слабую реакцию со стороны общества на их индивидуальные нужды и интересы, острый дефицит человеческого внимания и морально-психологической поддержки в проблемных ситуациях, сложность включения в социальные связи, межличностные контакты и отношения с близкими по интересам и жизненным установкам людьми. Ограниченные возможности развития и реализации своего личностного потенциала, творческих способностей, приобщения к культурно-эстетическим ценностям, коллективному досугу, трудности с доступом к информации о своих законных правах, отсутствие достаточных практических навыков самостоятельной жизни в состоянии инвалидности приводят к сегрегации. Предельную тревогу и опасность для общества вызывают поистине катастрофическая динамика роста в последние голы детской инвалидности, в том числе в особенно тяжелых формах, а также социальная неустроенность и неясность жизненной перспективы поколения молодых инвалидов.
Первоочередного внимания и усилий требуют вопросы и задачи, решение которых способно:
принести в современных условиях наибольший положительный эффект для максимального числа инвалидов Российской Федерации;
привести к быстрым позитивным изменениям в жизни наиболее проблемных категорий инвалидов;
обеспечить социальную интеграцию инвалидов.
В настоящее время в рамках реализации статьи 15 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инициированы разработка и осуществление программ формирования "безбарьерной" социальной среды, предусматривающей новое жилищное строительство, проектирование общественных и производственных зданий, спортивных сооружений, культурно-зрелищных комплексов и ландшафтных мест отдыха на обеспечение их беспрепятственного посещения инвалидами.
Ярким примером включенности инвалидов в активную жизнь общества является встреча Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева с членами параолимпийской сборной России, выступавшей на Играх в Пекине. Встреча состоялась в Андреевском зале Кремля 19 сентября с.г. Среди приглашенных были победители и призеры Игр, тренеры, руководители Параолимпийского комитета России, министерства спорта, туризма и молодежной политики, общественных организаций, решающих задачи поддержки и социальной реабилитации инвалидов.
Каждая победа в Пекине - это в первую очередь преодоление себя, своей боли, бытовых и психологических трудностей. Наши спортсмены выступают все лучше и лучше. Всего в Пекине было завоевано 63 медали и 18 из них - золотые. Наша сборная сумела занять 8-е общекомандное место. Прогресс очевиден. В 2004 году в Афинах было 11-е место, а в 2000-м в Сиднее - 14-е.
В своем выступлении Дмитрий Медведев отметил, что Параолимпийские игры можно назвать одной из лучших идей XX века, и подчеркнул, что занятия спортом помогают обрести уверенность в своих силах, найти друзей и единомышленников.
Олимпийские деревни - это примеры организации "безбарьерной среды", где все одинаково доступно и обычным людям, и инвалидам.
Также в сентябре с.г. Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, которая является первым документом нового столетия, закрепляющим на универсальной основе права человека с особой жизнедеятельностью.
Однако, вектор расширения прав, на наш взгляд, необходимо увязывать с расширением спектра подходов к реабилитационным и адаптационным мероприятиям.
Требования времени определяются процессами гуманизации общественных отношений, реализуемыми в развитии новых форм и направлений социальной политики в аспектах интеграции, поддержки и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Поиск новых способов социальной интеграции, формирование толерантных отношений, пересмотр сложившихся практик взаимодействия с инвалидами в рамках конкретных социальных институтов и организаций.
В России система помощи детям-инвалидам и их семьям сегодня должна переориентироваться на учет индивидуальных потребностей этих детей, в том числе и на желаемое место в социальной инфраструктуре общества.
В традиционной практике организм человека рассматривается как совокупность различных органов, объединенных нервной и гуморальной регуляцией.
В результате врачи разделяются по органным специальностям, которые патогенез, диагностику и лечение непосредственно связывают с функцией конкретных органов.
На основании данного подхода лечение и реабилитация больных заключается в восстановлении функций измененных в результате заболевания органов. Этот процесс порождает множество технических и технологических изысков, не всегда дающих облегчение, а зачастую и усложняющих жизнь людей, имеющих специфические трудности адаптации, связанные с состоянием здоровья. В отсутствии адаптивного вспомогательного элемента для организации собственной жизнедеятельности они становятся беспомощными.
http://www.inion.ru/