21 августа 2004
1485

Выставка `Мотор-шоу-2004`

В эфире радиостанции `Эхо Москвы` - Александр Ковригин, председатель совета директоров "Автосельхозмаш-холдинга" (АСМ-холдинг).
Эфир ведет - Александр Пикуленко.

А. ПИКУЛЕНКО - Добрый вечер, добрый субботний вечер, сегодня мы, как всегда, в августе, проводим в Москве автосалон, в этом году он называется `Мотор-шоу`, у нас в гостях сегодня Александр Ковригин, Александр Сергеевич, я бы даже сказал, председатель совета директоров "АСМ-холдинга" - "Автосельхозмаш", это бывшее министерство автомобильной промышленности. Человек, который пытается убедить нас, что наши автомобили нужны, востребованы и вообще отечественный автопром - лучше всех. Здравствуйте, Александр Сергеевич.
А. КОВРИГИН - Здравствуйте.
А. ПИКУЛЕНКО - Собрались мы по приятному поводу, `Мотор-шоу` практически началось, началось оно с выставки автомобилей двойного назначения в Бронницах, продолжится оно 25-го числа, уже с часа дня будут допущены все желающие на эту выставку. В рамках выставки будет не только наш автопром с большим количеством новинок, Александр Сергеевич нам сегодня об этом поведает, но и даже исторический такой большой ракурс в этом отношении. Московское `Мотор-шоу` будет похоже на серьезные мероприятия за рубежом, где обязательно существует некая такая завлекалочка для людей, которые посмотрели новые машины, потом вернулись и посмотрели машины старых лет.
(игра)
А. ПИКУЛЕНКО - Так вот, восьмое `Мотор-шоу`, Александр Сергеевич, и что у нас?
А. КОВРИГИН - Восьмое `Мотор-шоу` - это выставка, которая собрала рекордное за всю историю число участников. Участников сейчас на этой выставке более 900, представляют они 38 стран мира.
А. ПИКУЛЕНКО - Т.е. все-таки это международное шоу?
А. КОВРИГИН - Да, это международное шоу. В общем-то, оно отличается от автосалона только тем, что здесь представлены не производители, а дилеры. Но иностранная техника также присутствует и на `Мотор-шоу`. РФ представляет 584 участника из 65 городов страны. Впервые на выставке будут представлены фирмы из Дании, Израиля, Кореи, Люксембурга, Малайзии, Филиппин, Таиланда и даже Арабских Эмиратов.
А. ПИКУЛЕНКО - А что же Арабские Эмираты, особенно мне нравится автопроизводство Люксембурга, я думаю, что у них весь конвейер начнется на одной границе, а пол-автомобиля они будут собирать уже в другой стране.
А. КОВРИГИН - В отличие от нас, вообще Арабские Эмираты, добывая нефть, вообще лишние деньги вкладывают в новые технологии. Поэтому они и здесь представляют свой стенд на нашей выставке. Национальными стендами будут представлены также Финляндия, Италия, Иран, Венгрия, Польша, Испания, Китай, Тайвань. Экспозиции эти объединяют 188 компаний. Хотелось бы что сказать, что общая площадь занимаемой выставки, это самая практически крупнейшая выставка в России, она занимает 60 тыс. кв. метров. Практически все павильоны, которые есть на Красной Пресне, будут заняты. И кроме того, будут заняты все открытые площади.
А. ПИКУЛЕНКО - Т.е. значит, выставлены грузовики, автобусы будут обязательно?
А. КОВРИГИН - Да, выставка у нас преследует, у нас есть как легковые автомобили, так коммерческие автомобили, автобусы и ряд техники, которая, в общем, тоже имеет отношение к автомобильной промышленности.
А. ПИКУЛЕНКО - Александр Сергеевич, скажите мне, пожалуйста, у нас среди наших слушателей есть много профессиональных пешеходов. Им-то будет, что посмотреть на `Мотор-шоу`?
А. КОВРИГИН - Я думаю, что, в общем, у нас кроме этого есть вообще и ретро-автомобили. Я думаю, что у нас каждый зритель, который придет на нашу выставку, он найдет свое место и свою нишу.
А. ПИКУЛЕНКО - Я так понимаю, что на выставку лучше все-таки приходить, а не приезжать, потому что все предыдущие годы, это вопрос не к "АСМ-холдингу", это просто размышление на тему, что некуда больше уже встать в окрестностях "ЭКСПО- Центра" на Красной Пресне. Лучше все-таки, наверное, приходить?
А. КОВРИГИН - Здесь можно разыграть билет вообще на эту тему, где лучше останавливаться, но я могу подсказать и выиграть второй билет.
А. ПИКУЛЕНКО - Вы уже выиграли все.
А. КОВРИГИН - Дело в том, что у нас есть Кутузовский проспект. И можно останавливаться там, и по пешеходному мосту подходить к выставке пешком.
А. ПИКУЛЕНКО - Да, это хорошее предложение.
А. КОВРИГИН - Это решение вопроса, в общем-то. А потом, кто захочет, можно припарковаться, там вокруг этой выставки работает целый конгломерат.
А. ПИКУЛЕНКО - Стихийно создавшихся парковщиков.
А. КОВРИГИН - Да.
А. ПИКУЛЕНКО - Да, это тоже хорошо.
А. КОВРИГИН - И никто, чтобы припарковаться, все припарковываются, когда приезжают.
А. ПИКУЛЕНКО - Александр Сергеевич, а вы знаете, сколько будет стоить билет на выставку?
А. КОВРИГИН - Я знаю, он будет стоить 200 руб., это выставка, довольно-таки билет дорогой. Самый дорогой билет на выставку, 300 билет стоил, на Красную Пресню, но это выставка, там, показ бриллиантов и различные дорогие вещи.
А. ПИКУЛЕНКО - Понятно, здесь тоже будут бриллианты, но другого типа. Хороший автомобиль - это лучше, чем бриллиант. Сергей задает вопрос, скажите, пожалуйста, будут ли представлены автомобили, которые Россия экспортирует в страны дальнего зарубежья?
А. КОВРИГИН - Конечно, будут. Дело все в том, что у нас сейчас все компании, это и `РусПромАвто`, это и `АвтоВАЗ`, это `Ижмаш`, они все практически создают сейчас совместные предприятия не только в ближнем зарубежье, но и в дальнем зарубежье. И как мы иногда со смехом говорим, но ГАЗ начинает сейчас экспортировать, в порядка 30 стран `Волги` уходят. `АвтоВАЗ` у нас порядка 100 тыс. автомобилей отправляет на экспорт.
А. ПИКУЛЕНКО - Вообще-то, это приятно. Я вообще хочу сказать, что несмотря на мою внутреннюю нелюбовь к поделкам отечественного автопрома, и Александр Сергеевич знает, мы с ним в кулуарах очень много спорим на эту тему, потому что он защитник отечественного автопрома, хотя последние, конечно, произведения нашей марки, то бишь те, которые собраны в Таганроге, во Всеволжске и в других местах, я уже стал соглашаться с Александром Сергеевичем, что это действительно приличные автомобили. Что все-таки мы покажем из новинок?
А. КОВРИГИН - Из новинок здесь можно будет посмотреть, прежде всего, ВАЗ покажет машину сейчас, которую они назвали `Приора`. Я думаю, что можно будет посмотреть.
А. ПИКУЛЕНКО - Это что такое?
А. КОВРИГИН - Это машина, которая в перспективе заменит десятое семейство.
А. ПИКУЛЕНКО - Ах, вот оно даже как. С таким странным для русского слова и звука названием.
А. КОВРИГИН - Это первые иностранные названия, может быть, это дань моде.
А. ПИКУЛЕНКО - Наверное.
А. КОВРИГИН - Я думаю, что эта машина должна завоевать свой рынок не только у нас в России, но и в дальнем зарубежье. Она будет соответствовать Евро-3, в общем-то, выходить на Евро-4, машина. Также мы увидим `Калину`, но уже увидим не как концепт, а практически `Калина` начнет делаться в этом году, ее уже можно будет купить.
А. ПИКУЛЕНКО - Да, 18 ноября первые машины сойдут с конвейера. Я думаю, к маю будущего года первые покупатели уже поедут, массовые, на этих автомобилях. А Горьковский завод что нам покажет?
А. КОВРИГИН - Горьковский завод, он покажет `Волгу 31107`, 205-го года модельного, машину ГАЗ 31105 с двигателем `Форд`, вариант машины ГАЗ 3102, `Волга Лимузин` и спортивный автомобиль `Волга Спорт`.
А. ПИКУЛЕНКО - С ума сойти, `Волга Спорт`?
А. КОВРИГИН - Да.
А. ПИКУЛЕНКО - Это что-то, ради одного этого стоит посетить `Мотор-шоу`. `Волга Спорт`, вы знаете, у нас ведь, как известно, `Волга` имеет жаргонное название `Баржа`. То есть это что-то такое неповоротливое и небыстрое. А здесь спортивная версия автомобиля. Нет, это очень интересно. А что другие наши производители?
А. КОВРИГИН - Много новинок будет показано, у нас, будем говорить, заводами, которые выпускают коммерческие автомобили. И также много новинок будет показано, если остановиться сейчас на Минском заводе, потому что мы его как-то не отделяем от России.
А. ПИКУЛЕНКО - Нет, конечно. Собственно, основная масса продукции все равно приезжает к нам.
А. КОВРИГИН - 70% продается в России, поэтому Минский завод сегодня отмечает 60-летие. В общем, у него практически все выставленные модели - это премьеры выставки. Можно назвать такие, центральное место в экспозиции занимает автопоезд в составе автомобиля МАЗ 534008.
А. ПИКУЛЕНКО - Это прямо не название автомобиля, а телефон какой-то.
А. КОВРИГИН - Дело все в том, что этот автопоезд, который способен перевозить до 120 кубов, соответствует нормам по экологии, практически это машина, которая может ходить как в России, так и за рубежом. Также на МАЗе будет демонстрироваться сразу две новинки, малый 8-метровый автобус МАЗ 256. Ведь, в общем-то, МАЗ сейчас поставляет автобусы, которые бегают уже в российской столице. И он получил как раз диплом от московского правительства к 60-летию за это дело.
А. ПИКУЛЕНКО - Т.е. это тот низкопольный автобус, который мы уже встречаем сейчас, который очень удобный, у которого даже есть трап для инвалидных колясок, т.е. мне эти автобусы понравились. И я считаю, что, действительно, они удачны. Автопоезд, понятно, страна у нас огромная, автопоезд нам нужен. А кроме низкопольного МАЗа еще нам автобусы какие-то? Ведь меня особенно волнует что - малые автобусы, которые вообще должны прийти, скажем, на улицы нашего города, заменив эти ужасные маршрутки.
А. КОВРИГИН - Вы знаете, что сейчас на ГАЗе, в общем, делается не то, что модернизация, а практически маршрутки будут покрашены, и они уже сейчас красятся в желтый цвет, там будет ОБС, там будут подушки безопасности, там будет все для того, чтобы эта машина была безопасной. И эти машины будут тоже выставлены на `Мотор-шоу`.
А. ПИКУЛЕНКО - Т.е. мы сейчас маршрутки можем уже определить, какая эта маршрутка, правильная или неправильная? Если правильная, то она обязательно покрашена в желтые цвет?
А. КОВРИГИН - Да.
А. ПИКУЛЕНКО - Понятно. И она, действительно, соответствует тем стандартам, которые закладываются для коммерческого транспорта?
А. КОВРИГИН - Это сертифицировано теми органами, которые занимаются, как говорится, здесь всю сертификацию эта машина прошла.
А. ПИКУЛЕНКО - А что, у нас еще такие большие туристические автобусы, всегда было больное место, мы их не выпускали, и в последние годы всегда выставляли какие-то опытные образцы, а в этот раз что-то появится у нас?
А. КОВРИГИН - Здесь можно тогда отметить какую машину, Волжское автобусное производство, `Волжанин`, на выставке представляет уникальную машину VIP-класса. Это престижная комфортабельная машина, созданная на основе `Шасси Скания`, она привлечет внимание руководителей высшего звена, автобус имеет 12 посадочных мест. Т.е. это автобус, который соответствует, будем говорить, тем параметрам, которые не стыдно делать для серьезных делегаций. Я скажу, что `АвтоЛАЗ` сейчас на выставке представит три автобуса, серийный, полутораэтажный туристический автобус, ЛАЗ 52 081, и НеоЛАЗ, низкопольный городской автобус.
А. ПИКУЛЕНКО - Но тоже многоместный?
А. КОВРИГИН - Да.
А. ПИКУЛЕНКО - А тот проект, который был у Павловского завода, очень интересный, он назывался `Аврора`, это такие низкопольные, но маломестные автобусы, они что-то будут показывать в этом году?
А. КОВРИГИН - ПАЗ покажет в этом году ПАЗ 32 27, это перспективный образец малого класса длиной около 8 метров, с задним расположением силового агрегата. ПАЗ будет специализироваться все же на автобусах, будем говорить, малого класса.
А. ПИКУЛЕНКО - Да, я почему, ведь у нас в последнее время основная масса таких перевозок, особенно в сельской местности, провинциальных, она на плечах этого старого ПАЗа 32 05. И ужасные аварии, которые мы наблюдаем сейчас, явно требуют замены этого автобуса. И почему я спрашиваю именно про этот автомобиль, а он, в общем-то, заднепольный, не станет ли он слишком непроходим для наших таких сельских дорог?
А. КОВРИГИН - Я думаю, что нет. Мы сейчас, я как раз приехал с выставки автомобильной, которая тоже является...
А. ПИКУЛЕНКО - Это тоже интересно, давайте про нее расскажем. Вы уже там были, вы уже видели, ее никто больше не увидит.
А. КОВРИГИН - Да, ее сегодня, к сожалению, никто не увидит, потому что она будет практически проходить два дня, первый день - это выставка, и машины все работают в динамике. Второй день - это `Трактореал`, это практически тот же кубок России, где выступают спортсмены. Там показана техника, я вам могу сказать, что она не уступает вообще западной технике. Она может работать, и та техника, которая сегодня была использована на этой выставке, она может выступать во всех горячих точках, она может и в ООН, когда там идут.
А. ПИКУЛЕНКО - Т.е. миротворческие силы могут их использовать?
А. КОВРИГИН - Да, миротворческие силы могут использовать. Она может использоваться практически во всех, как военные сказали, что наши машины несколько неудобны, но воевать на них безопаснее. И это действительно так.
А. ПИКУЛЕНКО - Наверное, ведь для армейской техники не важны многие принципы, там важно, чтобы сохранить жизнь человека, который в этом автомобиле находится. Но я знаю, что в Бронницах показали армейскую разновидность боевого дакаровского КАМАЗа, это действительно так?
А. КОВРИГИН - Да.
А. ПИКУЛЕНКО - И какое впечатление, скажем, на вас, Александр Сергеевич, вы видели его в движении?
А. КОВРИГИН - Какое впечатление? Я его видел в движении. И когда он взбирается при 60 градусах, потом еще летит метров 15, это впечатляет, конечно.
А. ПИКУЛЕНКО - Да, это, действительно, достойный автомобиль. Правда, цена его запредельная, это все-таки стоит автомобиль 300 тыс. долларов, если мне не изменяет память. Это тот редкий случай, когда за грузовик просят столько денег.
А. КОВРИГИН - Дело все в том, что хорошая машина не может быть бесплатной.
А. ПИКУЛЕНКО - Естественно.
А. КОВРИГИН - Мы всегда с вами об этом говорим. И когда мы хаем автомобильную промышленность и говорим о ней плохо, то мы должны посмотреть, сколько стоит эта техника.
А. ПИКУЛЕНКО - Это действительно так. Но, например, меня радует последняя тенденция в отечественном автопроме, меня очень радует, повышение цен за первые полгода на 25% сближает автомобили нашего производства с иномарками по цене и увеличивает их конкурентоспособность. Т.е. они по-настоящему начинают конкурировать на внутреннем рынке хотя бы пока. У человека появляется право выбора. У завода появляется право помыслить, что делать дальше, потому что я посмотрел статистику АСМ Холдинга за полгода и обратил внимание на такую вещь, что все-таки основное производство Волжского автомобильного завода - это классические автомобили. Их больше всего он сделал.
А. КОВРИГИН - Это, наверное, понятно, потому что все же ВАЗ практически на российском рынке продает 70% автомобилей из того, что выпущено, будем говорить, в России. Как мы ни хотим, но зарплата у нас все же в России 6-7 тыс., и поэтому, наверное, человек, который не имеет машину, он очень рад купить ту машину, которая является, как мы называем ее, классикой.
А. ПИКУЛЕНКО - Действительно, это так, хотя, может, во мне бушует великий московский шовинизм, но я-то всегда считал, что все-таки лучше купить подороже, но побезопаснее, поэкономичнее, покомфортабельнее. Здесь автосалон, я так понимаю, дает, то, что вы рассказали, это действительно интересно, эти новые разработки, это уже Евро-3, это уже машина с АБС, с подушками безопасности. А как вы, кстати, относитесь к заявлению Минтранса о том, что они выйдут в правительство с просьбой устанавливать на новые автомобили АБС и подушки безопасности?
А. КОВРИГИН - Это, наверное, правильное решение. Я думаю, что подушки безопасности и АБС - это безопасность, которая необходима вообще на дорогах у нас.
А. ПИКУЛЕНКО - А почему Минтранс, а не АСМ Холдинг выступает здесь?
А. КОВРИГИН - Дело все в том, что АСМ Холдинг занимается немножко другими проблемами, мы сейчас работаем над тем, чтобы наконец-то привлечь инвестиции в автомобильную промышленность. Мы сейчас готовим закон, который мы пытаемся внести через ТПП, где четко обозначим, что инвестор, который будет здесь вкладывать, он иметь будет определенные льготы.
А. ПИКУЛЕНКО - Т.е. это будут, действительно, льготы или это так, режим свободного склада? Потому что, скажем, как я убедился, режим свободного склада не очень спасает. Локализация 50% через 5 лет, скорее, напрягает производителя. А те, кто пришли, они, даже не дожидаясь закона об инвестициях, пришли, потому что им это интересно, `Рено`, `Форд`.
А. КОВРИГИН - Я бы на этот вопрос так ответил, Александр, дело все в том, что вообще, когда производитель приходит и вкладывает 200-300 млн. долларов, я думаю, что вообще его надо освободить от всех налогов на 5 лет, кроме социальных. И бюджет от этого не потеряет, это делают вообще многие страны. Но мы пытаемся это объяснить в Минфине, и нам говорят, что бюджет потеряет. Я не могу им доказать, что в чистом поле, когда приходит производитель и вкладывает 200-300 млн. долларов, то он создает рабочие места, он начинает платить нормальную зарплату, как сейчас делает Всеволжск, у него зарплата там 400-500 долларов, и, соответственно, он...
А. ПИКУЛЕНКО - Я вам могу сказать, что зарплата на `Форде` позволяет людям чувствовать себя, скажем, в Ленинградской области это достойные деньги, так же, как и в Калининграде. Я тоже был на `Автоторе`, там люди получают достойную зарплату и рады тому, что работают на таком современном предприятии, делают. Я спрашивал, по какому принципу вы подбираете людей, мне сказали - они должны любить БМВ. Когда мы были на производстве БМВ, это очень правильно, и почему Минфин не понимает таких простых вещей, удивительно.
А. КОВРИГИН - Дело все в том, что, начнем с того, что мы еще до сих пор не продекларировали, что автомобильная промышленность - это аккумулятивная отрасль, которая сможет толкнуть всю российскую экономику. Мы сейчас говорим об удвоении ВВП, все удвоение ВВП сейчас проходит за счет сырьевых отраслей, понимаете, в чем дело. Это, наверное, не надо объяснять.
А. ПИКУЛЕНКО - Александр Сергеевич, мы сейчас прервемся на новости и мы продолжим уже о `Мотор-шоу`.
НОВОСТИ
А. ПИКУЛЕНКО - Мы продолжаем, у нас сегодня на `Парковке` Александр Ковригин, председатель совета директоров "АСМ-холдинга", тема нашего разговора - московское `Мотор-шоу`.
ИГРА СО СЛУШАТЕЛЯМИ
А. ПИКУЛЕНКО - Мы с Александром Сергеевич продолжим наш разговор об отечественном автопроме и обо всем, что касается его, потому что все-таки, как бы там ни было, а `Мотор-шоу`, которое проводится у нас раз в два года, оно проходит, и в основном, это `Мотор-шоу` отдано на откуп отечественному автомобилестроению. Поэтому самое интересное, что могут, заводы все-таки стараются выставить в этот год, когда не все ведущие автомобилепроизводители приезжают к нам в страну. Так вот, Александр Сергеевич, даже несмотря на все такие сложные условия, на недостаток инвестиций, вообще заводы что-то делают у нас?
А. КОВРИГИН - Я думаю, Александр, вы, наверное, знаете, что `Мотор-шоу` у нас восьмое, и когда мы начинали эти выставки, то вообще нечего было выставлять на этой выставке. Сейчас каждый завод в течение года разрабатывает новые модели и предлагает их своему потребителю, в общем-то. Вы видите, что я говорил о ГАЗе, у них прошла глубокая модернизация их техники, Волжский завод предлагает вообще технику, я считаю, которая будет соответствовать по параметру, и такую машину будет не стыдно купить. Вы тут говорили, что Москва, что москвичи, кстати, в Москве 45% машин отечественного производства, машин ездит 45% москвичей.
А. ПИКУЛЕНКО - Когда я вижу улицы, мне всегда кажется, что процентов 80 уже ездит на иномарках, это я ошибаюсь?
А. КОВРИГИН - Статистика показывает, что 45% все же машин является отечественного производства.
А. ПИКУЛЕНКО - Естественно, потому что ведь у нас очень часто автомобиль ценят не только потому, что он хороший, но и потому, что его дешево можно купить, дешево обслужить.
(игра)
А. ПИКУЛЕНКО - Продолжаем рассказывать о том, что будет происходить на автосалоне. Поэтому все-таки ведь основной интерес, я так понимаю, что когда приходим на автосалон, видим там шикарный `Мерседес`, мы в него, конечно, можем сесть, посидеть, потрогать, а такие машины, я обратил внимание, что все-таки последние салоны становятся уже радостными для потребителей. Приходят семьями, приходят с детьми, садятся в автомобили, открывают багажник, т.е. люди уже рассматривают его не просто так, что-то, ага, нам показали что-то интересное, а рассматривают с практической точки зрения, как они будут ездить, как они будут его эксплуатировать. И здесь интересно, Евгений нам задает вопрос - Александр Сергеевич, нельзя ли на базе `Газели` сделать передвижную дачу, где вместо сидений для пассажиров поставить два диванчика и столик? Т.е. злободневно, я бы сказал, Евгений тут вопрос задал, явно в отпуск человек готовится.
А. КОВРИГИН - Я думаю, что правильнее было бы, наверное, сделать прицеп, как это делается на Западе, который является довольно-таки, там практически есть все, вплоть до туалета и для подключения, печь, все, но это должен быть прицеп все же. Но я думаю, что если эта техника будет востребована, то заводы моментально это сделают. Пока, к сожалению, на дорогах у нас останавливаются возле ГАИ, есть проблемы, и я думаю, что эта техника может просто сейчас не пойти на рынке.
А. ПИКУЛЕНКО - С другой стороны, у нас производители такой техники есть. Пожалуйста, `Купавна` делает `Мотохату`, т.е. это автобус-дача с туалетом, умывальником, постелью, стоит, правда, 52 тыс. долларов подобная игрушка. Но это половина от цены аналога западного, так что, Евгений, мы ответили на ваш вопрос. Тут еще у нас Андрей говорит - как вы поступите с победителем из Санкт-Петербурга? Победитель из Санкт-Петербурга, я думаю, может сесть на поезд и примчаться в г. Москву, посмотреть, целый день побывать на автосалоне, а вечером обратно уехать и утром быть обратно дома. Так что, вы знаете, приз, Андрей, мы менять не будем. Билет так билет.
А. КОВРИГИН - Здесь есть решение вопроса. Мы в октябре будем проводить в Петербурге выставку, автомобильный салон тоже, мы являемся там одними из организаторов вместе в `Франкфурт Мессе` и с "ЛенЭКСПО". И я думаю, что этот приз можно изменить.
А. ПИКУЛЕНКО - Посещением ленинградской выставки.
А. КОВРИГИН - Да.
А. ПИКУЛЕНКО - Денис, вы нас слышите, если в Санкт-Петербурге, вы учтите, что Александр Сергеевич сказал, что вы еще можете и потребовать присутствия на ленинградском автосалоне.
А. КОВРИГИН - Это будет в конце октября, поэтому я думаю, что там выставка тоже будет престижной, вторая выставка в России, вторая выставка.
А. ПИКУЛЕНКО - Дмитрий спрашивает - Александр Сергеевич, Волжский автомобильный завод покажет новую `Оку`? Так злободневно, `Ока` - автомобиль социально значимый, давайте так все-таки честно признаваться, потому что эту машину у нас получают люди, инвалиды, будем называть вещи своими именами. Поэтому это многих волнует. Что вообще с `Окой`?
А. КОВРИГИН - `Ока` сейчас разработана. Она, в принципе, всегда присутствует на выставках, но я бы сказал так, что здесь есть вопросы по мощностям двигателя, есть вопросы, конечно, то, что вы говорите, что приобретают инвалиды. Здесь машину вообще берут эту хорошо.
А. ПИКУЛЕНКО - Да, даже сейчас в таком виде, как она есть.
А. КОВРИГИН - Машина стоит, это самый дешевый автомобиль в России, поэтому машина расходится. Но там есть проблема, там есть мощности, ограниченные по двигателю.
А. ПИКУЛЕНКО - Но все-таки новую `Оку` они покажут нам уже не в качестве макетного образца, а в качестве хотя бы ходового такого?
А. КОВРИГИН - Я думаю, что она пойдет, наверное, со следующего года.
А. ПИКУЛЕНКО - А, уже? Вот видите.
А. КОВРИГИН - Она может пойти со следующего года при определенных условиях.
А. ПИКУЛЕНКО - Естественно.
А. КОВРИГИН - Все на ВАЗе упирается в то, что должны быть инвестиции. Я вам могу сказать так, что `Калина`, на мой взгляд, должна пойти была 7 лет назад.
А. ПИКУЛЕНКО - Естественно, все-таки это А-93 проект, это никто и никогда не скрывал, ВАЗ 11 16, да. К сожалению, недостаток денег.
А. КОВРИГИН - Ведь постановка машины, мы все знаем, что она стоит около миллиарда долларов, в общем-то. И вот мы говорим, мы иногда хаем ВАЗ, что он не ставит новые модели, понимаете, у него не было задела, когда он вошел в рынок. ВАЗ несколько раз окупился с момента его основания.
А. ПИКУЛЕНКО - Естественно. Зная личное состояние господина Каданникова, я бы вообще всегда, я рекомендовал бы ему, чего бы он ни вложил свои деньги? Запустил машину `Калина`, представляете, после этого, если бы мне сказали, что господин Каданников имеет в личной собственности 5 млрд. долларов, я бы ему низко поклонился, и он бы был вообще герой нации. Человек пожертвовал всем ради того, чтобы мы ездили на хороших автомобилях. А вы говорите, вы частные, кстати, лавочки, Александр Сергеевич, я понимаю, вы ратуете за инвестиции, но это все-таки частники, они тоже должны все-таки рисковать. Не только "АСМ-холдинг" должен по старой, они же к вам, я же их понимаю, они привыкли всю жизнь бегать в министерства, так они и к вам приходят с протянутой рукой.
А. КОВРИГИН - Нет, дело все в том, что у меня информации нет, что у Каданникова есть 5 млрд.
А. ПИКУЛЕНКО - Нет, у него 5 млрд. нет, его официальная опубликованная, она попал в эти Top 100, у него всего-навсего полмиллиарда было опубликовано.
А. КОВРИГИН - А чтобы поставить все машины на свое производство, значит, нужен миллиард долларов. Здесь дело ведь не в том, что весь мир ставит не за счет денег акционеров, вообще приобретаются кредиты. Но когда кредит, допустим, дается под 20, под 18%, то его невозможно вообще взять. Вы поймите, что рентабельность в автомобилестроении сейчас 10%. И она катастрофически уменьшается за счет роста сейчас цен на металл, цен на электроэнергию, цен на газ. У нас сейчас бензин уже стоит, как в Америке. Вообще, это конечно...
А. ПИКУЛЕНКО - Здесь у нас, вы знаете, у нас есть правительство, Александр Сергеевич, вообще-то, я считаю, что долг правительства что-то с этим хотя бы сделать, а не смотреть на это удивленными глазами.
А. КОВРИГИН - Давайте начнем с того, что я вам тоже могу задать вопрос, у нас сейчас есть приоритетная программа развития промышленности в России? Слышали вы об этом?
А. ПИКУЛЕНКО - Нет, честно скажу, что нет.
А. КОВРИГИН - Я тоже не слышал.
А. ПИКУЛЕНКО - Есть некие декларативные заявления, которые, как правило, ограничиваются именно этим, декларативностью и больше ничего. А реальной поддержки я не вижу ни машиностроения в целом, ни близкого нам автомобилестроения. Потому что, да, мы можем это ругать, но когда касается дело, что государство не должно это тоже бросать, даже если это акционерное общество.
А. КОВРИГИН - Хотим или не хотим, в общем-то, в этих акционерных обществах работает напрямую 800 тыс. народу.
А. ПИКУЛЕНКО - Естественно.
А. КОВРИГИН - Это россияне. И как мы знаем, можно смело умножить на 7, на 8 - смежные отрасли.
А. ПИКУЛЕНКО - Конечно.
А. КОВРИГИН - Сколько работает в автомобилестроении, если брать коэффициент семьи, значит, 3, то людей, которые завязаны, это порядка 15-20 млн. на автомобильной промышленности. Я уже не беру ГАИ, гаражи, это то же самое все.
А. ПИКУЛЕНКО - Естественно, вся инфраструктура, притом прекрасно живет.
А. КОВРИГИН - Сервис живет неплохо сейчас.
А. ПИКУЛЕНКО - Т.е. и та структура, которая после конца главного конвейера, та живет гораздо лучше, чем те, которые с той стороны главного конвейера.
А. КОВРИГИН - Это также и в селе, в общем-то, кто зерно выращивает, он живет хуже, чем тот, который продает его. Это общепринятая практика. Хотя здесь как раз и роль государства, они должны вмешиваться в эти процессы, чтобы этого не было.
А. ПИКУЛЕНКО - Естественно. Но у нас государство как-то продекларировало, что мол, де, само рассосется, рынок все-таки. Но не рассасывается. Здесь Виктор задает вопрос, когда пойдет в серию автомобиль `Тигр`? Как раз по поводу выставки двойного назначения, там были `Тигры`?
А. КОВРИГИН - Были `Тигры`, и мы их посмотрели в динамике, `Тигр` сейчас можно заказывать, его сделают. Он может быть сделан с нашим двигателем, может быть сделан с импортным двигателем. Сейчас все зависит от заказов.
А. ПИКУЛЕНКО - А наши милитаристы, не побоюсь этого слова, они-то готовы покупать такой замечательный автомобиль?
А. КОВРИГИН - Мы же сейчас в Калининграде будем выпускать и `Хаммер`, и порядка, наверное, 80 штук будет выпущено в следующем году этих автомобилей.
А. ПИКУЛЕНКО - Т.е. генерал на `Хаммере` будет выглядеть гораздо лучше, чем на `Тигре`?
А. КОВРИГИН - Я думаю так, что мы сегодня смотрели вазовскую машину, это машина командира, которая прошла все препятствия, которые там были, в Бронницах, а там была сложная трасса.
А. ПИКУЛЕНКО - Естественно.
А. КОВРИГИН - Я скажу, что эта машина, она, конечно, мы всегда ее сравниваем, военные правильно сказали, что на ней воевать комфортно, но ездить, может быть, не совсем, как на `Хаммере`, допустим.
А. ПИКУЛЕНКО - Естественно, причем давайте военным все-таки оставим военное. И `Тигр`, я посмотрел, в том виде, как он сделан, все-таки эта машина хороша именно для военных. Она может нести на себе и генерала, может везти и солдат, когда это броней прикрыть, там разные варианты. Потому что я не очень верю, что она больше подойдет, как ее позиционируют, охотникам и рыболовам.
А. КОВРИГИН - Я думаю, что, наверное, вы правы здесь. Ведь традиционно вообще наши заводы не занимались и не выпускали джипы.
А. ПИКУЛЕНКО - Да, у нас как-то.
А. КОВРИГИН - Эта была ниша у нас не занята. И практически у нас и не ездил никто на джипах, это сейчас модно ездить на джипах.
А. ПИКУЛЕНКО - Я думаю, если такими темпами бензин будет дорожать, часть людей все-таки начнет считать.
А. КОВРИГИН - Да, люди задумаются.
А. ПИКУЛЕНКО - Начнет считать. Я за то, что, может быть, все-таки экономичность - немаловажная вещь и не только в государственном масштабе, но и в масштабе одной семьи. Поэтому, возможно, люди изменят свое отношение к большим двигателям, к большим автомобилям. Дмитрий, вы спрашиваете, что же будет на автозаводе `Москвич`, будут ли там выпускать иномарки. Все-таки давайте поделим, `Рено` всячески позиционируется от производственного объединения `Москвич`, всего лишь получив кусочек территории, да, будет выпускать прекрасные автомобили, как нам было обещано. Автомобиль `Логан`. Когда будет - на будущий год в мае мы и посмотрим, что из этого всего получится. Тут есть ряд вопросов, непонятно, напишите еще раз, пожалуйста, Женя, что вы хотели нам сказать. А, `Оку` с 90-лошадиным 16-клапанным двигателем за 150 тыс. я бы купил - Женя, это вы напрасно мечтаете. Подарков никто не делает. Александр Сергеевич вам сказал, чтобы поставить на конвейер машину, нужен миллиард. А ведь это ваш миллиард и таких же, как вы, поэтому за 150 тыс. никто вам машину не даст, особенно с такими характеристиками. А что наши иностранные друзья нам покажут на этой выставке?
А. КОВРИГИН - Здесь иностранцы у нас представлены двумя производителями, это, прежде всего, `Шкода`, они покажут новую `Октавию` сейчас. И фирма `Хьонда`, которые тоже приготовили новинки.
А. ПИКУЛЕНКО - Я как раз хочу обратить внимание, интересный очень автомобиль у `Хьонда` появился, это `Туссон`.
А. КОВРИГИН - `Тассан`.
А. ПИКУЛЕНКО - Или `Тассан`, или `Туксон`, его по-разному называют. Но чем взяли корейцы, они предложили машину, как обычно у них водится, с очень хорошими потребительскими качествами по корейской цене. Т.е. аналог японский или европейский стоит процентов на 40 выше.
А. КОВРИГИН - Также у нас будем представлена `Киа`, здесь будет машина `Спектра`.
А. ПИКУЛЕНКО - Ах, вот оно что, не ижевской ли сборки?
А. КОВРИГИН - Здесь ижевский завод, вы правильно подчеркиваете, подписал сейчас контракт с ними на 148 тыс. автомобилей.
А. ПИКУЛЕНКО - Ух ты, ничего себе.
А. КОВРИГИН - Это третье направление развития в автомобильной промышленности.
А. ПИКУЛЕНКО - Да, это направление, оно мне больше всего нравится.
А. КОВРИГИН - Они вкладывают туда полтора миллиарда рублей. В общем, этот проект сейчас пойдет. Я вам могу сказать так, я недавно встречался с японцами, они мне задавали - `Тойота` продает сейчас, она стоит на втором месте сейчас по продажам. Я говорю, если `Тойота` не придет сюда со своим производством, то она может скатиться на 5-6 место, потому что, как правило, кто сюда приходит, допустим, `Дженерал Моторз` пришел, `Шевроле Нива` сейчас стоит на первом месте.
А. ПИКУЛЕНКО - Да, и по крайней мере, все наши, мы с вами говорили по поводу `Шеви Нива`, было много сомнений, дорогая машина, все равно есть недостатки, да, но я смотрю, что ведь сколько запланировано в этом году, столько будет сделано. Но самое главное, что столько и продано. Ведь стало понятно, что не зря вложены в это все наши инженерные мысли. Самое главное, что, оказывается, можно при помощи иностранцев довести автомобиль до нормальных кондиций. А `Спектра` - это хороший проект, 148 тыс., да, это серьезно. Но все-таки, то есть у нас Ижевск превращается потихоньку из завода полного цикла все в больше и больше в автосборочный завод?
А. КОВРИГИН - Я думаю, что они работают и над своими автомобилями, будем говорить, (НЕРАЗБОРЧИВО), который они берут, там комплектующие с ВАЗа, но у нас же сейчас идет и следующее направление. У нас к 2010 г., по нашей оценке, будет около 400 тыс. автомобилей, которые будут выпускаться именно на этих совместных проектах.
А. ПИКУЛЕНКО - Это серьезный задел, по существу, два завода, которых сейчас нет.
А. КОВРИГИН - Да.
А. ПИКУЛЕНКО - Но меня смущает подбор, почему-то все машины, которые нам предлагают, это, как правило, `Седаны` класса С, за исключением `Автотора`, который делает полную гамму. А все-таки как-то не особенно стараются рисковать, да? У нас же все равно много классов машин еще не представлены на рынке.
А. КОВРИГИН - Дело все в том, что богатые люди покупают эти машины напрямую. И для богатого человека сейчас, наверное, 3-4 тыс. долларов, это таможенные барьеры, которые есть, они не являются той препоной, чтобы купить машину, которую он хочет.
А. ПИКУЛЕНКО - Александр Сергеевич, раз уж мы заговорили о таможенных пошлинах, все время дебатировался вопрос о повышении на 10% таможенных пошлин на новые автомобили. Я смотрю, как-то это все прекратило свое существование. Что АСМ Холддинг по этому поводу?
А. КОВРИГИН - Я что бы хотел сказать, в общем-то, мы входим, мы опоздали просто с этим вопросом. В свое время Китай почему добился таких результатов, он ввел ведь не только таможенные пошлины, хотя они у него были 200%, он запретил полностью ввоз подержанных автомобилей на свой рынок. И учитывая, что рынок там колоссальный, там говорят - 4% рынок, а это от миллиарда же, это 40 млн., а у нас всего в рынке, допустим, 23 млн. автомобилей. И туда пришли все производители. Сейчас они снижают таможенные барьеры, они сейчас снизили их до 44, где-то через два года они выйдут на 25%. Наша политика сейчас такая, я считаю, что нам 25% надо удержать и не декларировать, что мы их будем снижать. И удержать семь лет.
А. ПИКУЛЕНКО - 25, дело в том, что я с 25% согласен.
А. КОВРИГИН - Это уже ниже порога, когда приходят инвестиции. Как мы говорим, это не только мы, а это все, это эксперты говорят, что 35% - это самый низкий порог прихода инвестиций.
А. ПИКУЛЕНКО - Александр Сергеевич, как только мы подняли вопрос о том, что 35%, хотя меня это раздражает, но с этим я еще мог бы согласиться, как мигом прибежали товарищи владельцы автомобильных заводов и сказали - да что вы 35%, ребята, чтобы все нормально было, надо 75-80%. У них же аппетит приходит во время еды. И тогда можно делать `Волгу` всю оставшуюся жизнь, потому что брать больше нечего, не хочешь - не покупай, знаете, это восточный базар получается.
А. КОВРИГИН - Я здесь не могу согласиться, вообще у нас на рынке продается сейчас машин полтора миллиона, сегодня. По нашей оценке, в 2010 г. будет продаваться где-то два двести, два сто автомобилей, миллиона. И я думаю, что сюда придут просто инвесторы, которые поймут, что если есть таможенные барьеры, допустим, даже 25% на 7 лет, то `Тойота`, `Фольксваген` от слов перейдут к делу, они просто придут и будут делать здесь автомобили.
А. ПИКУЛЕНКО - Если мы не будем менять правила игры по ходу жизни, наверное.
А. КОВРИГИН - А потом, кроме таможенных барьеров, конечно, то, что я говорил, нужен закон об инвестициях, который бы давал инвестору понимание не просто, что он должен ходить по министерствам и выбивать, как вы говорите, тарифы, еще. Он должен быть законом прямого действия. И третье, что необходимо, это должна быть предсказуемая политика по нефти, по газу, т.е. по всем этим компонентам.
А. ПИКУЛЕНКО - Да, и по металлу тоже, ведь у нас до абсурда доходит, у нас выгоднее сейчас купить металл за границей, чем купить собственный. Дешевле получается.
А. КОВРИГИН - У нас сейчас на металл же практически нет таможенных барьеров.
А. ПИКУЛЕНКО - Да, поэтому металлурги. Ну что же, Александр Сергеевич, к сожалению, так быстро пролетело отведенное нам время. И `Парковка` заканчивается у нас, но разговор об автосалоне не заканчивается, потому что еще на радио `Арсенал` мы будем встречаться перед открытием салона и об этом рассказывать вам. Я напоминаю, что в гостях у нас был Александр Сергеевич Ковригин, председатель совета директоров АСМ Холдинга. Спасибо, до свидания.


Ведущие : Александр Пикуленко
Гости : Александр Ковригин
21 августа 2004 года

www.echo.msk.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован