23 марта 2005
3083

Выступление Анатолия Чубайса на совещании во Всероссийском теплотехническом институте 23.03.2005

"Концепция технической политики ОАО РАО "ЕЭС России"
и потенциал зарубежных производителей в ее реализации"

г. Москва

Я рад тому, что здесь сегодня в этом зале собрался уникальный состав участников совещания, по сути, инженерная и техническая элита энергетики страны. Вообще, в таком составе за последние 15 лет энергетики и производители не встречались ни разу. Именно поэтому я хотел пояснить задачу, которая ставится сегодняшним совещанием.

Глубоко убежден в том, что именно сейчас пришло время для разговора в таком уникальном составе людей. 4-5 лет назад постановка вопроса о Стратегии технического развития вряд ли имела бы смысл. Финансовое положение энергокомпаний было либо тяжелым, либо катастрофическим. Платежи потребителей за электроэнергию и тепло составляли 15-17 % от начисления. У каждого генерального директора в голове с утра был не вопрос о том, как ему снизить удельный расход топлива на 0,5% или повысить КПД, а вопрос о том, как закрыть хотя бы часть задолженности по заработной плате. Как оплатить текущие поставки угля или газа.

Тогда было не до стратегии. Именно поэтому первая задача, которую мы решали в РАО "ЕЭС России" - задача масштабного антикризисного менеджмента. Как известно, эта задача решена. Финансовое положение дочерних компаний РАО устойчиво как никогда. Нет и не может быть реальной угрозы банкротства АО-энерго и АО-станций. И не только в силу юридических причин, но и в силу их экономического положения. У нас высочайший уровень финансового менеджмента, отлаженная стратегия бизнес планирования, которая является реальной основой для развития нашего бизнеса. В этом смысле, мы с уверенностью смотрим в будущее.

Но это лишь половина дела. Другая половина - это, собственно, реформирование энергетики. Опять же, все присутствующие помнят, как не просто развивался этот процесс. Какие бурные страсти кипели на разных этапах обсуждения базовых идей реформы. Но и это все позади. Как вы знаете, на сегодняшний день реформирование электроэнергетической отрасли является не просто инициативой менеджмента РАО "ЕЭС России", а государственной политикой в этой сфере, подкрепленной пятью законами, фиксирующими ее базовые законодательные основы. За этой политикой десятки, если не сотни постановлений и распоряжений Правительства РФ.

За этой политикой для нас важнейшее заседание Правительства РФ в декабре 2004 г., на котором были расставлены все точки над "i", отметены все политические спекуляции и вопрос был переведен из бессмысленной политической перепалки в абсолютно содержательное профессиональное русло. Кстати говоря, в ходе этого обсуждения РАО "ЕЭС России" поставило ряд острейших для нас вопросов, касающихся перекрестного субсидирования, тарифного небаланса, других тяжелых проблем, решение которых зависит от Правительства РФ. Перед нами поставили ряд вопросов, подтолкнув к корректировке ряда важнейших стратегических элементов реформы. Услышав справедливые и разумные доводы оппонентов, РАО "ЕЭС России" внесло ряд изменений. Сейчас мы, по сути дела, завершаем ключевые правительственные решения, которые фиксируют весь набор тактических действий, которые должны быть осуществлены на финишной прямой реформы энергетики. Сейчас мы уже видим, что станет результатом наших усилий. Это определено абсолютно внятно и цельно. И, во-вторых, ясно как это будет осуществляться. В-третьих, ясно, как распределятся по времени все те задачи, которые необходимо решить до конца 2006 г., который завершится реорганизацией РАО "ЕЭС России": создание крупнейших генерирующих компаний ТГК и ОГК, которые будут находится в частных руках стратегических инвесторов и государственный контроль над магистральными и распределительными сетями и диспетчированием, осуществляемым Системным оператором.

Все это зафиксировано, решено, разложено по полочкам. Отталкиваясь от этих решений, мы развернули их реализацию. На сегодняшний день созданы все 7 ОГК, 8 из 14 ТГК, мы находимся в процессе завершения создания остальных. Они юридически учреждены, у них есть сформированный менеджмент, генеральный директор, Совет директоров. И есть технология консолидации активов, которая по каждой из компаний сегодня утверждена. Собственно это все события последних месяца-двух.

Считаю, что именно сейчас, ровно в этот момент, самая правильная точка для масштабной постановки задачи стратегического технологического перевооружения энергетики страны.

Я понимаю, что у генерального директора АО-энерго и АО-станции множество острых проблем по порядку формирования арендных договоров, по тарифной политике, по взаимодействию со вновь созданными сетевыми и сбытовыми компаниями, взаимоотношениями с РЭКами и вообще очень много масштабных и тяжелых вопросов, которые, тем не менее, должны решаться. Но я категорически не приму точку зрения, что вот дайте нам со всем этим разобраться, дайте нам годик-два навести порядок в ТГК, ОГК, дайте нам все разложить по полочкам, а потом мы начнем выстраивать нашу технологическую стратегию. Нет, так не будет! Профессиональный менеджер, а у нас, собственно, только такие и есть, обязан прямо сейчас, на стадии организационного становления компании, одновременно с ним выстроить для себя всю технологическую стратегию.

Именно поэтому я и сказал, что момент времени для сегодняшнего разговора выбран сознательно, с серьезным продумыванием этого вопроса. Тут, как говорили классики, вчера подниматься было бы рано, завтра поздно, сегодня самое время.

Одновременно с этим мы прекрасно видим и то, что происходит у наших поставщиков, в машиностроительной отрасли, в технопромышленном комплексе. Мы видим, что и здесь бизнес активно развивается. Я знаю, что у ряда предприятий и компаний налицо серьезные темпы роста. В прошлом году производственные показатели ряда компаний выросли на 30, 40, даже 60%, в том числе это касается и крупнейших компаний. Это, безусловно, нас радует. Это, безусловно, позитив.

Вместе с тем, обращаясь к уважаемым машиностроителям, производителям оборудования, я хочу сказать, что сегодня энергетике необходимы не просто объемы, не просто количество произведенного оборудования. Нам необходим принципиальный прорыв в качестве, в техническом уровне того, что делается. Нам необходима от вас самая современная, самая продвинутая, лучшая техника и технология, которая способна сегодня по критерию цена-качество конкурировать с кем угодно из существующих поставщиков. Мы живем в открытой стране, в открытом рынке, и вы должны ясно понимать, что сегодня востребовано только самое лучшее, и ничего другого.

Это означает, что машиностроителям и поставщикам оборудования для энергетики сегодня необходимо всерьез задуматься не просто об отлаживании бизнеса, не просто о росте объема заказов, не просто о своем бизнес-планировании. Сегодня, в моем понимании, центром внимания для машиностроителей, для поставщиков, должна стать технологическая база, их НИОКРовский потенциал, набор новой продукции, которые сегодня должны разрабатываться для того, чтобы завтра, послезавтра именно они могли быть поставлены вновь создаваемым территориальным генерирующим компаниям, оптовым генерирующим компаниям, межрегиональным распределительным сетевым компаниям, межрегиональным магистральным сетевым компаниям, Системному оператору, энергосбытовым компаниям. То есть всем тем компаниям, которые будут представлять собой основу развития энергетики страны на десятилетия вперед.

Собственно, именно исходя из этой логики, мы будем строить наш сегодняшний разговор. Вы услышите в числе первых о том, что задумано нами в качестве Концепции технической политики РАО "ЕЭС России". Задачу разработки такой концепции я поставил перед коллегами полгода назад на нашем совещании генеральных директоров АО-энерго и АО-станций. Сегодня эта задача решена.

Хочу обратить ваше внимание на то, что мы, собственно, не поставили точку в этом документе и сделали это абсолютно сознательно. Мы предлагаем вашему вниманию проект Концепции технической политики РАО "ЕЭС России". Этот проект обсудили у Анатолия Федоровича Дьякова на заседании Научно-технического совета РАО "ЕЭС России". И сегодня мы хотим получить обратную связь, для того, чтобы уточнить, поправить то, что нужно будет поправить, и после этого утверждать этот документ.

И встречный заход - нам необходимо от вас услышать, какие проекты и разработки для энергетики сегодня вы можете выложить на стол. Выкладывайтесь, расскажите все, что можете сделать всерьез. Естественно, речь идет не об абстрактных идеях, пусть даже самых привлекательных, а речь идет о том, что уже есть или будет в "железе" через полгода, через год максимум. Абстрактные замыслы будут нам не очень интересны, интересен реальный бизнес с реальными проектами, которые могут быть реализованы в ближайшее время.

Здесь присутствуют генеральные директоры, главные инженеры крупнейших предприятий - поставщиков оборудования и машин. Мы, РАО "ЕЭС России", выкладываем перед вами стратегию наших технических приоритетов, вы выкладываете то, что у вас есть в заделе.

Я упомянул о том, что мы живем в открытой стране и в открытом рынке. Естественно, мы, как потребители не можем этого не учитывать, тем не менее, не случайно то, что на сегодняшней сессии присутствуют только российские поставщики. За этим есть тоже сознательное решение, сознательный выбор. За этим есть наша политика, суть которой состоит в том, что при прочих равных условиях, при выходе на самые современные параметры по критерию цена-качество, мы, конечно же, будем оказывать предпочтение российским поставщикам. Я бы хотел, чтобы наши уважаемые машиностроители услышали обе половины этой формулы.

Будет категорически неправильно, если вы воспримите мои слова, как индульгенцию на недостаточно высокие технологические параметры, при которых мы все равно будем брать неважно что. Так не будет! Так не будет у нас, в РАО "ЕЭС России", и, самое главное, так не будет у вновь создаваемых ТГК, ОГК и других компаниях. Они будут действовать в абсолютно рыночной, жесткой логике. И я и вижу свою задачу в том, чтобы использовать ближайшие два года, которые есть у РАО "ЕЭС России", для того, чтобы выстроить на новой основе эту связь между производителями и потребителями энергооборудования, для того, чтобы запустить этот процесс и, если хотите, придать дополнительный импульс вам, машиностроителям, электротехникам в нашей сфере. Мы все должны понимать, что через два года вы окажетесь в открытом рынке, в котором действуют абсолютно справедливые, но жесткие законы.

Естественно, ясно, что для поставщиков оборудования важнейшим вопросом являются вопросы серийности, особенно, когда речь идет об основном оборудовании, прежде всего это касается газовых турбин, это касается паровых турбин, это касается трансформаторов. Когда речь идет о единичном оборудовании серьезной мощности, ну, скажем, свыше 75-100 МВт, я прекрасно понимаю наших поставщиков. Они говорят - дайте стратегию, дайте серию, не могу всерьез вкладываться в единичный образец, не понимая, что будет дальше. Это справедливая постановка вопроса, справедливое требование к нам, и, собственно говоря, сегодняшний разговор в значительной степени на это нацелен.

Как будем действовать дальше? Подняв весь этот пласт информации, соединив наши замыслы технической стратегии с вашими возможностями, мы, как я уже сказал, доработаем наши предложения, утвердим в Правлении РАО "ЕЭС России" Концепцию технической политики. Следующим шагом вслед за этим, мы еще раз проанализируем нашу инвестиционную стратегию, внеся в нее те приоритеты, которые будут зафиксированы сегодня здесь и которые будут утверждены в качестве нашей технической политики.

Завершая разговор, я хотел бы почти личностное замечание высказать. Я очень не люблю рассуждений о том, что Россия - это сырьевой придаток, сидящий на нефтяной трубе и т.п. Я считаю, что наша задача - не втягиваясь в эту дурацкую дискуссию, дать ответ содержанием и делом. Я глубоко убежден в том, что мы сегодня в состоянии поставить уникальную задачу стратегии технического перевооружения энергетики, основанную на самых современных технологических решениях.

Конечно, электроэнергетика - это не нефтяная отрасль, и не газовая. Конечно, у нас нет и не будет рентабельности в 200, 300, 500%. Мы живем в жестких ценовых ограничениях, в прошлом году впервые темпы роста наших тарифов были ниже инфляции, хочу это подчеркнуть, темпы роста наших тарифов ниже инфляции, это абсолютный факт, в этой же логике будем развиваться дальше. Все-таки эту задачу я поставил полтора года назад, считая для себя, что мы должны вытянуть ее в диапазоне 2-3 лет. Мы вышли раньше. В этом ограничении мы будем неизбежно находиться и дальше, у нас не будет никаких взрывов цен, кратных, двукратных. Эти ценовые отличия означают только одно: мы будем разворачивать концепцию технологического перевооружения нашей отрасли при самых жестких требований к поставляемой вами продукции. Это, собственно, и есть наш ответ на разворачивающуюся дискуссию по поводу того, может ли Россия стать страной современных наукоемких технологий. Убежден, что с тем потенциалом, который собран и с тем заделом, который на сегодня существует в нашей сфере, в нашей отрасли, мы в состоянии дать ответ на этот вопрос не на уровне рассказов, а на уровне дела. Я искренне желаю успеха всем участникам сегодняшнего совещания.




http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/personal.cgi?news=00000003636

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован