НАУКА И РЕЛИГИЯ: ПУТИ К ИСТИНЕ
Сердечно приветствую участников Международной духовно-научной конференции в честь 10-летия прославления святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. Жизненный и научный подвиг святителя Луки сегодня объединил за одним дискуссионным столом духовенство, богословов и представителей научного сообщества Украины и России. Святитель Лука вырос на Украине в трудное предреволюционное время. Ему приходилось видеть беды и нищету. Он не озлобился, не встал на революционный путь, не ушел в сферы <чистой науки>, а принял судьбоносное решение посвятить себя практической медицине. Жизнь провела святителя через всю огромную страну - от Северного Ледовитого океана и Красноярской тайги до Туркестанских пустынь и Черного моря. И везде, где приходилось ему совершать свое апостольское и врачебное служение, не иссякает о нем благодарная память в сердцах многих тысяч людей. В тяжелейший период гонений на Церковь будущий святитель принимает священный сан. Ничто не могло помешать ему твердо и последовательно исповедовать свою православную веру перед лицом любых трудностей и самых страшных испытаний. Эта удивительная твердость, непреклонность характера сохранилась у него в течение всей жизни. Но сегодня в большей степени мы вспоминаем его научные труды в области медицины и православной антропологии. Эта сторона жизни и творчества святителя является чрезвычайно актуальной. Многие десятилетия между светской наукой и богословием практически не было никаких контактов. В настоящее время в свете возрождения духовной жизни и становления системы духовного образования как на Украине, так и в России, представляется чрезвычайно важным не только возобновить такие контакты, но и установить взаимопонимание, а также начать соработничество во имя будущего. Наш замечательный мыслитель Иван Ильин с горечью писал: < одно из самых тяжелых и опасных наследий революции в России состоит в утрате истинного академического уровня. Высшие учебные заведения были отданы в жертву вожделениям и претензиям революционной среды. Их самостоятельность была осмеяна и попрана. Академия была превращена в <техникум революции>; ученые были поставлены на колени, и наука в ее истинном значении должна была уйти в нелегальное подполье>. Хорошо известен факт, что за годы господства безбожного тоталитарного строя богословское образование было практически сведено на нет. Но существенную деформацию претерпела и система академического образования. Да, советским людям было чем гордиться: никто не подвергает сомнению успехи в освоении космоса и достижения в области ядерной энергетики. Не смотря на тотальный идеологический диктат, в целом в Советском Союзе господствовала базовая технократическая парадигма образования: за удушливой дымовой завесой <единственно научного марксистско-ленинского учения> в системе высшего образования осуществлялась трансляция прагматических технократически-ориентированных знаний. В стране вырастили блестящую плеяду конструкторов и инженеров, но те отрасли науки, которые требовали творческого подхода, свободного от всяких посторонних науке требований и ограничений, продиктованных интерпретацией идеологических догм, оказались в загоне. Увы, лишенная доступа к большему пласту духовной культуры человечества, наша технократически ориентированная интеллигенция оказалась не в силах противостоять тому гибельному натиску бездуховности, массовой культуры, разрушительной псевдорелигиозной сектантской идеологии, который двинулся на нас в начале 90-х годов, а зачастую, и сама оказалась проводником этих тенденций. Будет справедливым сказать, что религиозная вера наряду с научным знанием являются наиболее древними и родственными проявлениями человеческого духа. История не знает ни безрелигиозного состояния человечества, ни состояния, когда человек не осуществлял бы попытки эмпирических исследований. Благодаря религии и науке созидаются и крепнут государства. Страну невозможно представить себе процветающей, если в ее хозяйственной жизни не внедряются последние изобретения научной мысли. Но невозможно представить себе здоровым и благополучным такое общество, граждане которого не связаны друг с другом единым нравственным чувством, основу которому дает религия. В конце XIX столетия, выступая на торжествах, посвященных юбилею преподобного Сергия Радонежского, историк Василий Ключевский сказал замечательные слова: <Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка. Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся, и лампады погаснут над его гробницей только тогда, - когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его>. Привожу эти слова не случайно, а потому, что убежден: в основе любой, по-настоящему успешной научной, профессиональной, творческой деятельности непременно лежит глубокое религиозное чувство, укорененное в духовных традициях родной земли. Религиозная и научная жизнь на нашей православной земле всегда переплетались самым тесным образом. В советское время это сплетение принимало подчас причудливый, но вместе с тем, удивительный характер. В нынешнем году мы готовимся отметить 300-летие основания Саровского монастыря, места подвигов наиболее почитаемого русского святого последнего времени, преподобного Серафима. Каким символичным представляется то обстоятельство, что сразу после Второй мировой войны на земле этой величайшей святыни был построен самый крупный в стране научно-исследовательский институт, работающий по множеству самых разнообразных научных направлений, имеющий мощную экспериментальную и расчетную базу, современные опытные производства! Вспомним, что в 1945 году секретами ядерного оружия владели США. Но вот напротив американского центра, Лос-Аламоса, встал наш Саров. Ядерное противостояние, взаимное ядерное сдерживание было дано человечеству как уникальный шанс избежать катастрофы. Так в Сарове сошлись воедино живая память народа и Церкви о преподобном Серафиме, выдающийся уровень науки и последняя возможность защитить Отечества силой грозного оружия. Не может быть, чтобы это соединилось случайно. И с каким особым чувством сегодня произносят верующие физики во вновь открытых храмах Сарова строчки акафиста преподобному Серафиму: < Радуйся, земли Российской щит и ограждение!>. Вспомним и о том, что имя <Серафим> переводится с еврейского языка как <пламенный>. Жизнь крупнейшего Федерального ядерного центра Арзамас-16 полна удивительных историй. Вот одна из них: Борис Глебович Музруков, генерал, ставший в годы войны директором "Уралмаша", где наладил производство знаменитых танков Т-34, уже в 50-е был назначен руководителем Сарова. Сверху был спущен приказ - подорвать сохранившуюся колокольню Саровской пустыни, которая "демаскирует объект". Специалисты всё подготовили к подрыву. Борис Глебович на свой страх и риск распорядился приостановить работы и направил в Москву рапорт, в котором доказывал нецелесообразность уничтожения памятника. Так колокольня была спасена. Сегодня преподобный Серафим видится как покровитель всего православного славянского мира, но особенно, ученых-ядерщиков, и, шире - всей науки. Христианская вера, воплотившаяся в наших странах в духовной традиции Православия, наполняла содержанием, облагораживали, освящали труд многих великих ученых. В истории наших народов было немало выдающихся подвижников, сочетавших гений ученого и талант художника с глубокой искренней религиозностью Можно утверждать, что религиозность наших мыслителей - это традиция, которая берет свое начало от времен М. В. Ломоносова, который писал так: <Создатель дал роду человеческому книгу, в которой показал Свое величие - видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту, стройность Его зданий, признал Божественное всемогущество по вере себе дарованного понятия>, А вот слова недавно почившего советского академика Сахарова: <Я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без источника духовной <теплоты>, лежащего вне материи и её законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным>. Известно, что люди с выдающимися способностями рождаются не так часто. Как бывают великие поэты и ученые, так бывают и религиозно одаренные люди. Жизнь многих духовных подвижников, таких, как преподобный Сергий и преподобный Серафим, с первого до последнего дня удивляет и восхищает нас. Не всем быть академиками, но нельзя быть вовсе не ученым, не стремиться к знаниям, не всем быть аскетами-подвижниками, но нельзя человеку вовсе пренебрегать религиозной верой. Непонимание этой простой истины стоило нашему народу в прошлом веке многого. Сегодня все в обществе осознали, что поразившие Россию тяжкие беды имели своей причиной, главным образом, утрату обществом духовно-нравственных ориентиров, что произошло из-за изгнания религии из всех сфер жизни, в том числе, из области академической науки. Сфера человеческого духа не менее сложна, чем материальная жизнь. На страже государственных границ стоит армия. Но кто стоит на страже духовной безопасности наших граждан? В том, что мы наряду с защитой от террористических актов и хозяйственных кризисов нуждаемся в обороне от духовно-нравственного зла, мы убедились. Агрессивная проповедь оккультных сект, радикальные религиозные течения, распространение идеологии наркоманического сознания, - вот некоторые беды, воздействию которых особенно подвержены молодые люди, наиболее открытая и уязвимая общественная группа. Вопрос взаимоотношений религии и науки всегда будет предполагать обширное поле для дискуссий хотя бы потому, что зачастую бывает тяжело разграничить научную и религиозную гносеологию. В богословии святого апостола Павла (послание к Евреям, глава 11), вера представлена мощной познавательной способностью человеческого духа. Есть некие истины, познать которые возможно только верой. Например, истина о сотворении мира: <...веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.> (Евр. 11,3). Апостол подчеркивает, что данный факт мы <...верою разумеваем...> Святитель Иоанн Златоуст толкует этот стих послания следующим образом: <Откуда известно, что Бог сотворил все словом? Разум не внушает этого, известно по вере; это познание есть дело веры>. Источник же нашей веры - Божественное откровение. Получается, что наряду с чувственным и рациональным познанием существует еще одна возможность - познание интуитивное. В какой мере оно может быть исследовано наукой? Вот важнейший вопрос для обсуждения специалистов. Иногда знания об одном и том же могут быть получены различными путями. Всем известно, что медицина может дать научный прогноз относительно исхода болезни человека, предсказать время кончины. Может при этом ошибиться, но никто не станет сомневаться в целесообразности методов диагностики, проверенных на многолетнем опыте. Но благочестивый и праведный человек (так в Евангелии назван святой Симеон Богоприимец) часто особым извещением от Святого Духа узнает день и час своего отшествия в вечность. 5 февраля нынешнего года в Псково-Печорском монастыре окончилась земная жизнь выдающегося подвижника, Всероссийского старца, архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Пред нами удивительный документ - строки его Духовного завещания, подписанные датой 25 июня 2005 г . Отец Иоанн пишет: <Дорогие мои, родные и близкие! К закату преклонился день моей жизни. И я уже дважды получил о том извещение. В первый раз - десять лет тому назад, но чьи-то молитвы преклонили Господа на милость и продлили мое пребывание в земной юдоли. А вот теперь, 2 декабря 2004 года я зримо увидел, что уже переплыл реку моей жизни, и стою в преддверии Вечности. И на пороге Новой Жизни, той Жизни, которая вызрела на земных пажитях, стою я с замиранием сердца в ожидании встречи с моим Господом, встречи, к которой стремилась душа моя всю жизнь>. Поражает математическая, бухгалтерская точность, с которой о. Иоанн свидетельствует о своем духовном опыте - откровенном знании о времени приближающегося перехода в вечность. <Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко...!> Старцу было 95 лет. Из них сорок лет он был духовником самого известного в наше время монастыря, своими точными и ясными советами помогая тысячам, десяткам тысяч людей не только возрастать духовно, но и практически устраивая их земные дела. Его слава красноречиво свидетельствует не только о чисто житейской мудрости, но о сверхъестественной прозорливости. Нельзя сказать о таком человеке, что он живет в плену <религиозных фантазий> - помните тезисы Фейербаха о религии. Очевидно, мы имеем дело с особым родом познания, познания религиозного - <верою разумеваем...>. Беда и проклятье <марксистско-ленинской науки> состояли в безответственной интерпретации частных научных гипотез в качестве единственно верных научных теорий. Между тем, честные ученые должны отступить там, где нет научных объяснений, например, перед тайной возникновения жизни. Следует признать, что отечественное научное сообщество в этом вопросе в последнее время демонстрирует свою объективную позицию. Так, недавно мне принесли прекрасное пособие для поступающих в вузы по Биологии (авторы Билич и Крыжановский), изданное значительным тиражом в 2004 г .. На стр.1035 читаем: <Возможность возникновения такой сложнейшей организации, как живая Материя, в результате случайных взаимодействий молекул... нелепа и неправдоподобна>. Что же, вновь вспоминаются слова Фрэнсиса Бэкона: <малая наука уводит от Бога, большая наука снова приводит к Нему>. В настоящее время общество переживает противоречивые процессы. Налицо возвращение многих, в том числе интеллигенции и представителей научного сообщества в ограду Церкви. Но на путях развития диалога между научным и церковным сообществом возникают трудности, и подчас непредвиденного характера. В творчестве ряда молодых специалистов, пробующих перо в области христианской апологетики, видно нежелание считаться с космологическими выводами современной науки, игнорирование научных подходов вообще. В журнальных публикациях и на страницах популярных православных интернет-сайтов воспроизводятся идеологические постулаты так называемого <научного креационизма>, теории, возникшей в протестантских кругах. Поражаешься самоуверенности старшеклассника Коломенской семинарии, безапелляционно изрекающего <истину>: <Если исследовать вопрос объективно и бесстрастно, отделяя подлинные доказательства от предположений и философии, то легко заметить, что нет фактических данных, которые бы заставили нас считать, что земле более 7500 лет>. А попутно достается и большинству современных апологетов: <Ведь современный мир настолько заражен суетной современной философией, выдающей себя за науку, что даже очень немногие православные могут или хотят исследовать этот вопрос бесстрастно и выяснить, чему в действительности учили святые отцы> (Мелькав А. С. <Происхождение человека: творение или эволюция)>. - Православие. Ру.) Убежден, что деятельность <научных креационистов>, не считающихся с иными богословскими подходами и критическим отношением к этой концепции со стороны других богословских и научных направлений, наносит вред Церкви. Активное распространение этими авторами своей модели от имени Церкви вызывает недоумение как со стороны православных ученых-апологетов, так и в широких кругах специалистов - физиков, географов, геологов, геофизиков, археологов и других, что провоцирует отторжение от Церкви научной общественности. Полагаю, что возникшая проблема будет в ближайшее время рассмотрена Богословской комиссией Русской Православной Церкви. В обществе широко обсуждается вопрос о введении в школьную программу религиоведческих дисциплин. Не смотря на сопротивление отдельных чиновников, вопрос, как говорится, вызревает. Рано или поздно это, безусловно, будет сделано повсеместно. Кто будет преподавать в школах религию? Печально, но к этому не готовы ни светские педагоги, ни священнослужители. Меня поразила статья в Московском церковном вестнике игумена Петра (Мещеринова). Батюшка передает свой разговор с одним из ответственных госчиновников: <В своё время>, рассказал он, <я был начальником районного управления областного департамента Образования. Мы решили ввести Основы православной культуры. Я захотел послушать урок ОПК и отправился в одну из школ. Пришёл батюшка - в шестой класс. Половину занятия он рассказывал детям об этих... как это у вас... ну, то, что после смерти...> <Мытарства>, - подсказал я. <Во-во, про мытарства. Затем он как-то сразу перешёл на Царя-мученика и стал говорить, что мы непременно должны восстановить самодержавие, потому что только этим мы можем спасти Россию; а в конце урока заявил, что нам обязательно нужно противостоять глобализации, а для этого девочки всегда должны ходить в юбочках и косынках. После этого урока я распорядился, чтобы в моём районе нога священника не переступала больше порога школ... Я верю в Бога, и я вовсе не против Церкви, но я - простите меня, батюшка - против вашего сословия. Вот вы всё требуете, а что вы можете взамен-то дать? С вами дело иметь очень трудно, вы как будто из XIX века вывалились...>. Прежде чем начать какое-либо дело, его нужно хорошенько продумать, проработать. И здесь вновь открывается поле для самого тесного сотрудничества представителей академических, в данном случае, педагогических, и богословских кругов. Пусть Святитель Лука будет покровителем для нас и в добром начинании преподавания основ православной культуры нашим детям. Светлый образ выдающегося подвижника, святителя Луки, сочетавшего таланты ученого и педагога, дерзновение духовного подвижника и исповеднический подвиг страдальца ради Христа, административные дарования архипастыря и талант проповедника, вдумчивость ученого исследователя и мастерство писателя служит нам путеводной звездой в трудах по духовному возрождению Отечества.
Желаю организатором и участникам конференции успешной и плодотворной работы.
Председатель отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви
http://www.kostroma-eparhia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6412&catid=62:2008-04-07-11-58-47&Itemid=80