Уважаемые гости, участники семинара!
Мы рады приветствовать Вас на нашей Иглинской земле. Сегодня Вы сами имели возможность познакомиться с достижениями нашего района, посмотреть некоторые производственные и социальные объекты.
Думаю, что проведение данного семинара в нашем районе тоже говорит о том, что наши усилия по реформированию экономики, сельского хозяйства, формированию механизмов управления землей, имуществом, соответствующих сегодняшним жизненным реалиям, были не напрасными.
Уже несколько лет наш район по собственным доходам идет с опережением плановых показателей. По итогам мониторинга финансового положения и качества управления финансами, проводимого Минфином РБ наш район в 2006, 2007, 2008 годах занимает 1 место среди сельских районов республики по этим показателям. И вся наша политика направлена на то, чтобы было больше собственных доходов, чтобы быть самостоятельными и самодостаточными без помощи государства. И спустя несколько лет эти же задачи поставила перед нами федеральная власть в Законе об общих принципах организации местного самоуправления.
Главной задачей местных органов власти является решение вопросов местного значения, обозначенных в третьей главе Федерального Закона N 131, а также в докладе моего работодателя - Председателя Совета муниципального района Старухиной Веры Георгиевны, а они охватывают практически всю жизнь района. И представительная, и исполнительная власти совместно работают в этом направлении все эти годы. Вы, наверное, слышали о реформировании, которое шло в районе, так главной его целью было становление местного самоуправления, его бюджета, его пополнение, поиск дополнительных источников доходов, так как власти без денег не бывает. И многое в достижении этой цели нам удалось. По итогам прошлого года значительный рост доходов позволил выполнить первоначально утвержденные показатели бюджета по собственным доходам на 265%, что соответственно к уровню 2007 года составляет 189%.
Сельскими поселениями собственные доходы исполнены на 458%.
Чтобы у вас не создалось впечатление, что бюджет исполняется только за счет продажи земли, скажу, что перевыполнение плановых показателей по выполнению бюджета без учета продажи земли составило 180 %. Как видите, проводится соответствующая работа по выполнению бюджета за счет разных источников. Недаром по результатам мониторинга финансового положения и качества управления финансами, ежегодно проводимого Минфином Республики Башкортостан, наш район занимает 1 место среди сельских районов уже третий год подряд.
По итогам первого квартала 2009 года мы тоже идем с перевыполнением плановых показателей на 116%, а по сравнению с 1 кварталом 2008 года - на 114%.
Для того чтобы эффективно строить политику управления районом, необходимо четко знать, чем живут в каждом населенном пункте района, какие возникают вопросы у населения, какие планы у предпринимателей. Поэтому и нынешний год начался с традиционной эстафеты-семинара, которая как принято проходит во всех сельских поселениях района, с посещением производственных, социальных объектов различных форм собственности. Ее цель выявить проблемы, имеющиеся на территориях, оценить состояние объектов образования, здравоохранения, культуры, определить перспективные пути развития производства, сельского хозяйства. Такие встречи полезны и для районных руководителей предприятий, организаций, учреждений, которые принимают участие в данных встречах, так как заставляют вносить необходимые изменения в деятельность своих организаций для улучшения обслуживания населения.
Ориентируясь на потребности рынка, в промышленной сфере мы создаем условия для развития новых производственных объектов. Наша стратегия в данном направлении - не мешать. На нашей территории много мелких промышленных предприятий, которые ориентированы в основном на иглинского потребителя, и самое главное, они выполняют огромную социальную задачу - обеспечивают работающих иглинцев заработной платой, и их производственных показателей должно быть столько, чтобы хватало иглинцам, а не показатель ради показателя. (Как например, в МСХ - посеять столько-то, молока столько-то).
Учитывая то, что налог на прибыль теперь не идет в местный бюджет, для нас главным является создание новых рабочих мест для иглинцев, выплата достойной заработной платы для иглинцев, своевременные отчисления необходимых налогов в иглинский бюджет. Мы не сторонники того, чтобы с нашей территории уходили деньги в виде федеральных и республиканских налогов. В результате наравне со старожилами нашей промышленной сферы - Иглинским весовым, Башкирским керамическим заводами, районной типографией, начали функционировать новые налогооблагаемые базы. Например, в 2007-2008 гг. это предприятия: "Башстройтекс", выпускающее полиэфирный шнур для производства кордовых ремней и другую продукцию, Башкирский завод ограждающих конструкций "Мэком", производящий новые строительные материалы - стеновые и сэндвич-панели, ООО Инженерный центр "Энергосберегающие технологии", производящее теплогенераторы, ИП Смолина по производству железобетонных изделий и другие. Причем, хоть многие и говорят о давлении кризисных явлений, наши предприниматели не только не собираются сокращать производство, но и создают новые производственные объекты. Сегодня, на базе Иглинского хлебозавода монтируется оснащение для выпуска низковольтного оборудования. На территории бывшего комбикормового завода в с. Иглино в январе текущего года развернулся деревообрабатывающий цех. Так что жизнь не стоит на месте, люди работают.
Есть, конечно, и некоторые трудности, которые создает близость большого города. Так, например, на многих производственных объектах города федеральной и республиканской собственности, где работают иглинцы, происходят массовые увольнения работников. И поэтому, несмотря на то, что в районе ни одно муниципальное предприятие и частное предприятие с использованием муниципального имущества не допускает сокращений, уровень безработицы немного вырос за счет рабочей силы, высвободившейся в городе. А также у нас остановили стройки, которые финансировались из республиканского бюджета, также предприятие республиканской собственности - Иглинский весовой завод, федеральной собственности - УМПО. И здесь задача местной власти не допустить социальной напряженности, максимально трудоустроить эти категории людей - высвободившихся строителей, рабочих.
Реформы, проведенные в области сельского хозяйства, также позволили укрепить сельхозпредприятия, среди которых большую долю занимают крестьянско-фермерские хозяйства и общества с ограниченной ответственностью.
В 90-годы, когда начался развал колхозов и совхозов, проблемы села тяжелым грузом легли на бюджет района: задолженность по зарплате, из села в бюджет практически ничего не поступало, а из бюджета района в сельхозпроизводство уходила уйма денег, которая была предназначена для развития социального сектора, а отдачи не было. Поэтому мы и решили пойти своим путем, не подстраиваясь под существующие условия, а изменяя правила игры. Нужно отметить, что мы тесно взаимодействовали с депутатским корпусом, совместно разрабатывая стратегию деятельности. Колхозы и совхозы были реорганизованы, решениями коллективов их ликвидное имущество стало муниципальной собственностью. Мы разработали приемлемые для предпринимателей и муниципалитета условия, и в итоге появились желающие вложить средства в сельское хозяйство. Представители бизнеса получили в доверительное управление муниципальное имущество - сельскохозяйственные помещения, скот, технику, в аренду была передана земля. Главными поставленными задачами - была не выдача на гору тысяч тонн зерна и молока, а сохранение муниципального имущества, развитие на его основе собственного производства, сохранение и расширение рабочих мест для иглинцев, своевременная выплата зарплаты, налогов, платежей за энергоресурсы, горюче-смазочные материалы, то есть все задачи ставились социальные, так как в то время мы о коровах заботились больше, чем о доярках и скотниках.
Буквально через несколько лет возникшие сельхозпредприятия начали обходиться без кредитных ресурсов, самостоятельно, на свои средства, проводить посевную и уборочную, кормозаготовки и зимовку скота; все они своевременно оплачивают за потребленную электроэнергию, газ, ГСМ, выплачивают достойную заработную плату. В настоящее время все сельхозпредприятия являются исправными налогоплательщиками. С каждым годом поступления от них в бюджет и внебюджетные фонды увеличиваются. В знак благодарности, все выплаченные ими налоги, мы возвращаем им в виде дотаций, например, мы компенсируем 50 % приобретения автотракторной техники.
В то же время, передав значительную часть районного сельского хозяйства в частные руки, мы не потеряли контроль над отраслью, регулирование социальной составляющей стало осуществляться через имущественные и земельные отношения, через социальные показатели, а не авторитарными методами путем вмешательства в производственную деятельность. В итоге при администрации появилось муниципальное управление земельных и имущественных отношений - оно пока единственное в республике.
Конечно, земельный и имущественный налоги, которые оставило местному самоуправлению государство, не очень популярны, но мы начали наводить порядок в использовании недвижимости и земли, и добились определенных успехов. В районе приняты нормативные акты, которые регламентируют использование земли предприятиями федеральной, республиканской собственности. Таким образом, мы заставили их платить за использование местных природных ресурсов, земли. Не мы это придумали, а этому обязывает нас Федеральный закон N 131, хотя на нас за это обижаются Башнефть, Уралсибнефетепровод, Башкирэнерго и другие крупные землепользователи.
Схожим образом решили вопрос с карьерами, добычей ПГС на нашей территории. Раньше карьеры использовал любой, кто хотел, все пользовались нашими полезными ископаемыми. И зарабатывал кто хотел, но только не сельсовет. Мы решили изменить ситуацию. Карьеры находятся на землях сельских поселений и муниципального района. Если это наше богатство, находится оно на нашей территории, то и выгоду от этого должно получать сельское поселение. В итоге в 2008 году было реализовано ПГС на сумму 2,4 млн. рублей.
Выработана муниципальная политика в области земельных отношений, она исходит из 131-го Федерального закона. Наша задача, прежде всего, повысить эффективность земли, увеличить площади используемых земель. Для этого нужно, во-первых, привлекать инвестиции, частный капитал предпринимателей, которые будут использовать эти земли и платить в бюджет муниципалитета или арендную плату или налоги; во-вторых, всячески способствовать оформлению земли в собственность, чтобы в бюджет шли налоги; в-третьих, организовывать продажу неиспользуемых земель, тогда появятся собственники, которые потом тоже будут платить налоги.
Продавать землю надо, но на законных основаниях, проводя аукционы. Эти деньги должны идти только в бюджет, только муниципалитету. Первичной перепродажи бесплатно предоставленной для строительства земли частными лицами с извлечением личной выгоды быть не должно, это прерогатива местного бюджета.
При этом мы не забываем о местном населении - тем, кто хочет строиться, жить на этой земле, улучшать свои жилищные условия, мы выделяем бесплатно земельные участки один раз и без права перепродажи до строительства дома. Горожанам или жителям других районов, регионов - земля только продается на аукционах. Земля - это наше богатство, доход от нее должен идти в местный бюджет, и польза от нее должна идти местному населению в виде благоустройства, новых дорог, новых социальных объектов, использоваться на развитие сельских поселений и муниципального района.
Для расширения населенных пунктов, для продажи у нас определены земельные площади, также как определены те земли, продавать которые мы не намерены никогда, так как они издавна используются под сенокосы, пастбища, пашни. Предусмотрели мы площади и под выделение земельных паев, долей. Наши оппоненты считают, что мы всячески препятствуем оформлению паевых земель. Нет, это не так. Жители имеют такое право, и есть земля для этих целей, и мы не против выделения. Но нужно четко и ясно разобраться в этих вопросах: появляются некоторые граждане, которые вообще не имеют никаких прав на эти земли, причем они очень хотят, чтобы эти права откуда-то возникли и считают, что мешает им в этом глава сельского поселения или муниципального района. Кроме того, закон, который 15-летней давности и не соответствует теперешним земельным отношениям, не предполагает разрушение существующих (тем более успешно действующих) сельскохозяйственных предприятий. Выделяемая земля должна работать, поэтому паевые земли - это земли для организации нового сельскохозяйственного производства, и они не должны зарастать бурьяном, пока владелец в ожидании сверхприбыли бережет их для перепродажи. От раздела паевых земель муниципалитету пока нет никакой выгоды. На сегодняшний день - это разбазаривание земель, раздача земель мимо рынка, бюджета района, поэтому если это кому надо, то он сам должен этим заниматься, став членом комиссии - у нас такая политика.
Огромная работа проведена по регистрации недвижимого имущества в муниципальную собственность района. В 2008 году зарегистрированы такие социально значимые объекты как 566 км электрических сетей, 21 км тепловых сетей, 76 км водопроводных сетей. Сданы документы для регистрации в муниципальную собственность 134 км автомобильных дорог. Оформили мы также собственность на землю, на ту которая сегодня используется - разделили ее таким образом на земли муниципального района и земли сельских поселений. Но это решение обжаловала прокуратура, и сейчас мы судимся.
К сожалению, громоздкость законодательства, наложение одного нормативного акта на другой, наличие противоречий и пробелов правового регулирования, незавершенность процедуры разграничения прав на землю создают трудности для органов местного самоуправления в реализации полномочий по управлению земельными и имущественными ресурсами, а в конечном итоге - и в определении стратегии развития муниципального образования.
Развивая экономику и социальную сферу, нам приходилось экспериментировать, искать и находить новые пути, реформировать не только производство, но и производственные отношения. Имея в бюджете дополнительные доходы и привлекая инвестиции, нам самостоятельно удалось решить многие социальные проблемы.
Куда мы дели эти деньги? За короткий срок удалось укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений. За последние годы за счет республиканских средств было построено 7 школ. Но мы не привыкли только надеяться на помощь со стороны. На собственные средства района построено 5 школ. С одним, детским садом N 5, Вы ознакомились на месте. В начале этого года в реконструированном здании "Сельхозтехники" начал работу еще один детсад на 80 мест. Как вы могли также сегодня убедиться, в нем созданы все условия для полноценного развития ребенка. Нужно сказать, что мы широко практикуем реконструкцию пустующих зданий, в результате на месте неиспользуемых помещений появляются замечательные социальные объекты, в чем я думаю, Вы убедились.
За последние годы на новый качественный уровень поднялось медицинское обслуживание. Также в результате реконструкции за счет собственных средств появилось два корпуса районной поликлиники со стоматологическим отделением, женской консультацией, дневным стационаром.
Известно, что в деревнях проживает много пенсионеров, а это обязывает местную власть позаботиться о том, чтобы приблизить медицинскую помощь к этой части населения. Поэтому за последние годы открыта за счет собственных средств 1 врачебная амбулатория, 7 ФАПов. В 12-ти деревнях фельдшерские пункты переведены в реконструированные здания, закуплена техника. Капитальный ремонт проведен в акушерском отделении, вестибюле центральной районной больницы. В начале года закончен капитальный ремонт в детском отделении. Ведутся работы в приемном покое.
В последние годы за счет собственных средств построены клубы в деревнях Тикеево, Михайловка, Улу-Карамалы. Перешли в новые здания Казаякский, Нижне-Лемезинский, Старокубовский клубы.
Не остаются без внимания и другие социальные объекты. Ведется реконструкция здания республиканского детского психоневрологического санатория под психоневрологический интернат в с.Улу-Теляк. Первый этап реконструкции уже сдан в эксплуатацию. Благодаря поддержке республики, строится в Иглино новая библиотека, которая скоро будет введена в строй и обещает стать украшением райцентра. Еще одна новостройка, которую с нетерпением ждут иглинцы, - крытый бассейн.
Постоянной является деятельность администрации муниципального района и сельских поселений по повышению благоустроенности сел и деревень. По итогам прошлого года было заасфальтировано 18,1 км уличных дорог, 275 км отсыпано ПГС и щебнем.
Для более эффективного выполнения своих полномочий по содержанию дорог муниципалитетом было приобретено два "Урала". Сельские поселения за счет дополнительных доходов также приобретают тракторы, которые используются и для содержания дорог, и для помощи местному населению - вспахать огород, подвезти дрова, сено и т.д.
В недалеком прошлом очень жестко стояла проблема с мусором в общественных местах, на улицах райцентра. Но ситуацию удалось переломить. На многих улицах установлены контейнерные площадки, которые постоянно обслуживаются тремя мусоровозами, приобретенными за счет средств сельского поселения Иглинский сельсовет. В свое время удалось решить проблему с чистотой на остановках автотранспорта - предпринимателям района было предложено организовать там свои киоски, но с условием, что они будут заботиться о содержании и благоустройстве территории. В итоге хоть конкурс проводи на самую благоустроенную остановку - территории ухожены, вокруг разбиты клумбы. Да и люди стали сознательнее. Ведь без поддержки местного населения местная власть не сможет навести порядок. Конечно, проблемы еще остаются. На нашей территории огромное количество садоводческих товариществ, дачников, которые не всегда с заботой относятся к той территории, на которую приезжают отдыхать.
В рамках становления местной власти одной из главных задач, которые ставит перед собой администрация муниципального района, является формирование у населения ощущения причастности ко всему, что делается в населенном пункте, сельском поселении и районе в целом, привлечение жителей к решению вопросов местного значения. Необходимо соответствовать тем требованиям, которые предъявляет жизнь. Делать то, что населению не нужно и не нравится, думаю, нет никакого смысла. Поэтому нужно всегда держать руку на пульсе общественных ожиданий. Для этого совершенствуется работа по проведению собраний, сходов граждан. Собрания граждан практикуются с 2000 года. Мы заметили, что население без особой охоты идет на официальные собрания в СДК, клубы. Поэтому всё больше практикуются сходы граждан непосредственно на улицах, где они проживают. Благодаря оснащению всех сельсоветов видеокамерами постоянно проводятся съемки собраний. Население знает, что их слова, проблемы и идеи обязательно будут услышаны и восприняты. Мы непосредственно отслеживаем, какие вопросы волнуют людей, какие проблемы поднимаются. За 2008 год прошло 967 собраний граждан, по сравнению с предыдущим годом их число выросло на 22%, что говорит о нацеленности местной власти на решение возникающих проблем и возросшей активности населения.
Также зеркалом, отражающим настроения населения, являются обращения граждан. За 2008 год в администрации муниципального района Иглинский район было рассмотрено 226 обращений, что на 31 % больше уровня 2007 года. Этот факт свидетельствует, прежде всего, о росте доверия населения к местной власти. Видя реальную работу, преобразования, которые происходят в районе, жители обращаются со своими вопросами, надеждами на решение проблем на их улице, в их населенном пункте. Для заявлений граждан мы установили специальные ящики в наиболее посещаемых местах. Так что многие обращения мы воспринимаем как адекватную реакцию на деятельность глав сельских поселений, предприятий, учреждений, обслуживающих население, и администрации муниципального района в целом.
С помощью таких обращений тоже формируется ощущение причастности к тому, что делается вокруг. Раз человек написал руководству района, значит ему не безразлично то, что происходит. А это очень важно.
Бюджет страны и республики постоянно пересматривается в пользу сокращения расходов. Как уже ранее отмечалось, около 5 тыс. жителей в нашем районе работают в городе, а там некоторые предприятия закрывают, в итоге появляются бездомные, попавшие в беду люди.
Учитывая это, мы за счет собственных средств организовали бесплатное питание нуждающихся, бездомных в социальной столовой, чтобы люди ради еды не шли на преступление. Ежегодно увеличивается сумма средств, выделяемая на питание.
В целях охраны окружающей среды была создана муниципальная егерская служба.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что сила местного самоуправления складывается из двух основных источников. Первый - это поддержка населения, его активность, желание участвовать в реализации проектов. Второй - самодостаточность, наличие собственных доходов для реализации возложенных полномочий. Одно без другого невозможно. Без денег мы не сможем поддержать инициативы жителей, и их активность постепенно сойдет на нет. А без участия населения мы не сможем расставить приоритеты в реализации задач.
Таким образом, в каждом районе есть свои особенности, своя стратегия - как сделать жизнь населения лучше, комфортнее, благополучнее. И такие семинары по обмену опытом, конечно, очень полезны. Надеюсь, что сегодняшняя поездка была для вас интересной. И мы будем рады, если наш опыт будет для вас полезен, и всегда готовы к дальнейшему сотрудничеству.
Спасибо за внимание.
15 апреля 2009 г.
www.gsrb.ru