Уважаемый Евгений Павлович!
Уважаемые коллеги! Уважаемые приглашенные!
Некоторые семьи военнослужащих с настороженностью и скептицизмом прислушиваются к мнению гражданского общества по процессам, происходящим в армии. Так много сказано в последние месяцы, столько внимания. С одной стороны, конструктивные силы гражданского общества пытаются помочь армии, семьям военнослужащих, а с другой стороны целая армия бюрократов-чиновников в органах государственной власти не только не заботятся об армии, но и чинят преграды, блокируя принятие жизненно важных законопроектов, касающихся социально-правового положения военнослужащих и членов их семей. (У Вас на руках имеются справки по социально-правовому положению военнослужащих в армии, не буду тратить время на перечисление фактов из мониторинга Социологического Центра ВС РФ). К тому же некоторые гражданки, "откосившие" от службы в армии своих сыновей, активно занялись своей мнимой заботой об армии ввиду своих политических амбиций в преддверии приближающейся выборной кампании 2008 года, морочат головы призывной молодежи, призывают саботировать призыв к службе в армии. И этим самым усугубляют и до того сложное положение в армии. И мы должны сегодня дать оценку действиям таких общественных организаций, ведь речь идет о национальной безопасности государства.
По Уставу своей службы военнослужащие обязаны защищать Отечество, зачастую ценой своего здоровья и даже ценой своей жизни, в то время как многие из них не могут воспользоваться своим Конституционным правом на жилье, на достойное денежное довольствие, на трудоустройство жен и на многое другое. Права военнослужащих нарушаются повсеместно. Военный пенсионер лишен, в отличие от других категорий граждан, права на получение второй пенсии по случаю потери кормильца, если гибель ребенка- военнослужащего произошла при исполнении им военной службы.
Особенно стоит сказать о матерях погибших военнослужащих. Многие из них, потеряв сыновей, не сложили руки, объединились в сообщества и коллективно защищают свои права, оказывают помощь и поддержку семьям погибших военнослужащих. Мать погибшего солдата в Чечне Обух Надежда Федоровна много лет занимается защитой прав, социальной защитой и поддержкой семей погибших военнослужащих, а также участников боевых действий. Вдова погибшего офицера Галина Магонова возглавила работу по поддержке семей погибших военнослужащих в Общественном движении "Боевое братство" и ее работа ведется в регионах всей России. Мать погибшего офицера Светлана Горбачева возглавила такую работу в Курске. Вдова комбата Псковской дивизии, героя России Марка Евтюхина Лилия Евтюхина, геройски погибшего в Чечне вместе с 6-й ротой, возглавила заботу о семьях погибших в Пскове в Совете Общероссийской организации "Союз семей военнослужащих России". Мать погибшего солдата Татьяна Значкова возглавила Комитет солдатских матерей России и более 15 лет этот Комитет является авторитетной организацией по защите прав именно солдатских матерей в России. Мать погибшего офицера Раиса Бойко ведет работу в Твери. Мать погибшего солдата в Афганистане Надежда Макарьева - в Союзе ветеранов Афганистана. И таких наших боевых подруг много. Они ведут огромную военно-патриотическую работу среди подрастающего поколения, практически не имея средств на существование своих организаций, работая на износ, в ущерб своему времени и здоровью. Некоторые матери, потеряв сыновей, теряют здоровье, зачастую смысл жизни. Матери погибших практически не получают поддержки государства, за исключением помощи Правительств Москвы, Московской области и Воронежа.
Большие проблемы с трудоустройством раненных, искалеченных участников боевых действий. Трижды наложено вето губернатором Санкт - Петербурга Валентиной Матвиенко на решение законодательного собрания по поводу помощи семьям погибших военнослужащих. Матери погибших солдат в Афганистане в силу своего уже возраста, уже и не надеются на компенсацию за гибель сыновей, так как война в Афганистане не была объявлена войной. Я могла бы долго перечислять множество вопиющих фактов недостойного отношения к семьям военнослужащих государства и общества в целом. Все эти факты имеют место, однако, было бы несправедливо говорить лишь об отрицательных сторонах военной жизни.
В последние годы имеются определенные сдвиги в социально-правовом положении военнослужащих. При нынешнем руководстве страной и министре обороны у нас, солдатских матерей и офицерских жен, отпала необходимость в пикетировании Генерального штаба, как это мы делали раньше. Многие возникающие проблемы мы решаем в сотрудничестве с командованием Вооруженных Сил, с руководством страной.
Мы ни в коем случае не можем мириться и соглашаться с фактами массового нарушения прав военнослужащих. 66% военнослужащих не удовлетворены своим материальным положением. За чертой бедности около 60% офицеров и прапорщиков. Написаны десятки тысяч рапортов на увольнение. В ближайшее время Вооруженные Силы могут лишиться почти половины молодых офицеров, проходящих службу в войсках. Социально-правовое положение военнослужащих сравнимо с социальной катастрофой. О каком статусе военнослужащего, о каком престиже службы в армии можно говорить, если практически большинство офицеров вынуждены подрабатывать в ночные смены, дабы хоть как-то обеспечить свою семью.
Я думаю, что сегодня мы должны дать надежду семьям
военнослужащих на ближайшее улучшение их социально-правового положения. Поэтапно, в ближайшие сроки решать проблемы. Полагаю, что руководству Общественной палаты необходимо незамедлительно поставить вопрос перед правительством Российской Федерации и перед Президентом России о состоянии социально-правового положения семей военнослужащих.
Самый острый и насущный вопрос - обеспечение жильем военнослужащих необходимо решать ускоренными темпами, и в национальном проекте по жилью этот вопрос должен найти свое отражение. И здесь речь идет не только о финансовых возможностях государства. Речь идет еще о более правильном, рациональном использовании земельных угодий под строительство жилья военнослужащим. Инвестиционная политика по строительству жилья должна быть пересмотрена, проволочки и бюрократия с целью получения взяток за землю должны пресекаться не только правоохранительным и органами, но и обществом. Только за счет продажи некоторых московских земель министерства обороны в регионах можно было бы построить значительно больше жилья, чем это планируется в Москве. А если бы всерьез заняться этой проблемой, то за несколько лет можно решить жилищную проблему военнослужащих.
Я хочу сказать здесь присутствующему заместителю министра обороны - статс-секретарю, генералу армии Панкову Н.А., что неоправданно министерство обороны содержит некоторые военные академии, другие учебные заведения с небольшим количеством слушателей. Их необходимо быстрее объединять, а высвобождаемые здания, площади задействовать под строительство жилья для военнослужащих. Надо подумать о сохранении кадрового научного потенциала, позаботиться об их социальном положении. Подкомиссия по делам семей военнослужащих, солдатских матерей, вдов, ветеранов войн и военной службы при содействии экспертного совета подкомиссии готова уже в ближайшее время дать заключение и самые конкретные предложения по поводу решения жилищного вопроса для военнослужащих.
И, наконец, особенно стоит сказать о некоторых предложениях по гражданскому контролю Вооруженных Сил. Порой смешными и нелепыми выглядят некоторые рекомендации отдельных лиц и общественных организаций по вопросам возрождения армии, по борьбе с дедовщиной, по стремлению контроля над Вооруженными Силами РФ. Всему должна быть мера. По моему глубокому убеждению, вопросами военного реформирования должны заниматься, прежде всего, военные профессионалы. Но они должны прислушиваться к мнению гражданского общества. И такая возможность у нас имеется. Например, Союз семей военнослужащих России, Комитет солдатских матерей России, Союз ветеранов Афганистана и ряд других организаций тесно сотрудничают с министерством обороны. И наши предложения и инициативы там изучаются и, зачастую, поддерживаются.
Несомненно, с правонарушениями и злоупотреблениями в армии необходимо бороться и пресекать их. Сегодня в армии имеется большое количество профессионалов, способных обеспечить государственную безопасность, и особая роль отводится воспитательным структурам. Но они нуждаются, по моему убеждению, в возврате им былых полномочий. Так же, как в целом армия нуждается в заботе государства и общества. И общество должно позаботиться о направлении в ряды армии лучших своих представителей - подготовленную и здоровую молодежь.
Уважаемые друзья! Возродить армию возможно только путем повышения статуса военнослужащего, повышения престижа службы в армии. Сложно будет бороться с правонарушениями, неуставными отношениями в армии не решив вопросы социально-экономического и правового положения военнослужащих, не решив на первом этапе самые острые, самые важные вопросы: обеспечение жильем семей военнослужащих, повышение денежного довольствия. Спасибо за внимание.
http://www.oprf.ru/