16 ноября 2006
2404

Выступление Председателя Правления РАО `ЕЭС России` Анатолия Чубайса на 10-ой Ежегодной конференции инвесторов `Россия: Взгляд в будущее` (Москва, 20 июня 2006 г.)

Доброе утро, уважаемые коллеги. Я приветствую всех, кто проснулся в этот ранний час, хотел бы придать вам бодрости, рассказав о том, как идет реформа электроэнергетики, в какой стадии мы находимся сейчас, и какие наиболее масштабные решения из нее вытекают. Эта тема недавно обсуждалась на принципиальном совещании у Президента страны и заседании Правительства России.

Прежде всего, я хотел бы сконцентрироваться на том, в чем состоит инвестиционная фаза реформы. Мы считаем, что именно она сейчас наступила. Именно так называется мой сегодняшний доклад. В чем ее концепция, источники, каковы потенциальные объемы инвестиций, которые должны быть и будут привлечены? Вслед за этим я расскажу о структурных преобразованиях и о либерализации рынка.

Мы читаем, что инвестиционная фаза реформы сводится к завершению структурных преобразований и одновременной либерализации рынков электроэнергии. На основании этих факторов должны быть осуществлены масштабные, беспрецедентные по объему инвестиции в энергетику страны - прежде всего, частные инвестиции. Инвестиционная стадия является завершающей фазой реформы. Она начинается сейчас и завершится, в соответствии с нашими планами, в 2008 году.

Наша программа, в которой развернуты концептуальные тезисы реформы, называется "5+5". Названа она так потому, что наша команда пришла в РАО "ЕЭС России" в 1998 году, а по всем планам процесс преобразования завершится в 2008 году. То есть 5 лет мы потратили на подготовку и 5 лет потратим на реализацию реформы, в завершающей стадии которой мы сейчас находимся.

Мы исходим из того, что в выделившиеся в результате реформирования конкурентные секторы энергетики - прежде всего, в генерацию - должны прийти частные инвестиции. А в естественно-монопольные секторы - прежде всего, в сети - могут и должны пойти бюджетные инвестиции.

Как вы понимаете, это прямое продолжение концепции реформы: конкурентные секторы - частная собственность, а монопольные секторы - преимущественно государственная собственность.

Мы считаем, что в рамках этого этапа реформирования нам предстоит утроить ежегодный объем инвестиций в энергетику менее чем за три года. Довести с 7 млрд. долларов минимум до 20 млрд. долларов в год.

Именно в этой логике нами разработана программа привлечения инвестиций, которая содержит перечень конкретных тепловых электростанций, площадок их местоположения, створов для гидроэлектростанций с соответствующей схемой выдачи мощности, обеспечивающей функционирование вводимых станций, расширение существующих станций, подключение средств противоаварийной автоматики, защиты, целого ряда других важнейших элементов энергосистемы. Вся эта целостная программа работает в качестве единого согласованного и сбалансированного документа.



Базовые цифры 2006-2010 гг. таковы: объем вводов - 21,8 ГВт. Это втрое больше по сравнению с 2001-2005 гг., когда было введено 9 ГВт. Данная программа разработана не на 5 лет, а на 10 лет, и в период 2011-2015 гг. предполагается дальнейшее наращивание вводов - до 38 ГВт.

Если заглянуть внутрь отрезка 2006-2010 гг., то вы увидите, что в этот период рост годовых объемов вводов фактически составит почти в 5 раз больше, чем сейчас - с 1,6 ГВт до 7 ГВт. Это взрывной рост, это, по сути дела инвестиционный бум. И это не просто острая необходимость. Без него, по нашему глубокому убеждению, энергетика просто не способна справиться с нарастающим спросом. Основой для этой стратегии (как впрочем, и для всей инвестиционной фазы реформы) явилась рассчитанная нами программа прогноза электропотребления по стране в целом и по отдельным регионам. Как известно, темпы роста электропотребления в России существенно превышают прогнозы Энергетической стратегии, и даже наша программа прогнозов уже на сегодня выглядит как сдержанная.



Каковы механизмы, с помощью которых мы намерены привлекать инвестиции? Какие механизмы будут работать при привлечении инвестиций в тепловую генерацию, в другие конкурентные секторы? Какие механизмы будут работать для привлечения инвестиций в монопольных секторах?

Если говорить о конкурентных секторах, то здесь есть 4 основных механизма. Прежде всего, это дополнительные эмиссии акций, в рамках которых ведущей схемой должен стать механизм IPO. Помимо этого нам предстоит запустить механизм гарантирования инвестиций. Также мы ведем переговоры о нескольких серьезных проектах прямых частных инвестиций в конкретные генерирующие компании, созданные в результате реформы.

Кроме того, мы вырабатываем свои планы, основанные на проектном финансировании, привлечении кредитов. Для этого у генерирующих компаний есть абсолютно все необходимое. Вот эти четыре механизма и будут в полном объеме запущены для привлечения инвестиций в конкурентные секторы энергетики.

Чуть более подробно расскажу о первых двух из этих механизмов.



Начну с дополнительной эмиссии акций. Поскольку мы получили принципиальное одобрение Президента и Правительства, 23 июня этого года на Совет директоров мы выносим предложение об осуществлении IPO пяти генерирующих компаний. Это ОГК-3, ОГК-4, ОГК-5, ТГК-3 ("Мосэнерго") и ТГК-9.

Каковы масштабы эмиссии акций этих компаний? В настоящее время доли РАО "ЕЭС России" в этих компаниях составляют от 50% до 80%. Мы настроены на существенное снижение доли РАО "ЕЭС России" в результате осуществления допэмиссии до 75% + 1 акция в ОГК-5, а в остальных компаниях - до 50% + 1 акция, или даже до 25% + 1 акция. Соответственно, отсюда проистекают объемы допэмиссии, указанные на слайде.

Мы не ставим задачи, во что бы то ни стало снизить долю РАО "ЕЭС России". Мы ставим задачу максимально эффективно провести IPO. Провести так, чтобы принадлежащие нам активы получили максимальную стоимость. Если это будет означать, что нужно будет приближаться к этим нижним границам долей РАО - значит, будем приближаться. Если это будет означать, нужно выставлять на IPO меньше активов - значит, будем продавать меньше активов.

Очень важно, чтобы за счет проведения IPO мы получили финансовые ресурсы для реализации инвестиционных проектов. Причем по каждой из этих 5 компаний у нас есть реально проработанный перечень инвестиционных проектов, начиная с внешнеэкономических параметров и заканчивая технико-экономическим обоснованием. Более того, некоторые проекты уже реализуются. Например, ОАО "Мосэнерго" развернуто строительство энергоблоков на ТЭЦ-21 и ТЭЦ-27 каждый мощностью 450 мегаватт. Таким образом, на сегодня мы имеем ясное видение того, куда будут направлены средства, полученные в результате осуществления IPO этих компаний.



Механизм гарантирования инвестиций. Суть этой схемы в том, что инвестор, победивший на тендере, осуществляет строительство новой мощности, и с момента ее ввода получает право на компенсацию своих инвестиций, за счет прямых платежей участников рынка, которые будут осуществляться через Системный Оператор. Эта схема должна нам дать возможность построить около 5 000 мегаватт новых мощностей. И мы рассчитываем на то, что первые тендеры будут проведены уже в III квартале 2006 года, по конкретным проектам, которые сегодня уже отобраны.



В монопольном секторе все будет несколько проще. Если государство считает для себя необходимым увеличить свою долю в собственности "Федеральной сетевой компании" (ФСК) до 75%, то самым простым и прозрачным способом такого увеличения является прямое привлечение средств из бюджета в уставный капитал ФСК. По нашим оценкам, цена вопроса должна составлять около 160 миллиардов рублей. То же касается "Системного оператора": увеличение доли государства до 75% уставного капитала оценивается нами в 5 миллиардов рублей. Если государство намерено сохранить свою долю в 50% в гидрогенерации, то это оценивается в 39 миллиардов рублей.

Данные цифры рассчитаны, переданы в министерства и ведомства. Сейчас завершается работа над проектом бюджета страны на 2007 год, в котором будут предусмотрены соответствующие объемы финансирования, хотя сами цифры нами рассматриваются на трехлетний период. Соответственно, в бюджете 2007 года мы рассчитываем использовать примерно третью часть этих средств.

Помимо этого существуют т.н. целевые инвестиционные средства. Они были раньше, и они сохраняться в новом механизме. Кроме того, кредиты и другие традиционные источники. Так мы намерены инвестировать в монопольные секторы энергетики.



Что может и должно быть сделано на завершающей стадии реформы в части структурных преобразований? Как вы понимаете, мы стартуем здесь не с нуля, а, наоборот, с колоссальной работы, которая была выполнена за эти годы, когда 57 из 72 вертикально-интегрированных региональных энергокомпаний были разделены. Сейчас процесс разделения системы АО-энерго в значительной степени уже завершен. Созданы межрегиональные распределительные сетевые компании, оптовые и территориальные генерирующие компании. Очень важно, что мы получили колоссальный опыт в создании и управлении рынком электроэнергии. Как вы знаете, уже почти три года существует сектор свободный торговли, функционирующий на площадке Некоммерческого партнерства "Администратор торговой системы". На этой площадке собраны самые современные технологии, действуют независимые поставщики и потребители, объем торгов на ней превысил 3 миллиарда долларов. Это означает, что обкатана серия механизмов, позволяющая перейти к принципиальному шагу - к либерализации этого рынка.



Как я уже сказал, 23 июня состоится заседание Совета директоров компании, на котором планируется обсудить решение по проведению конкретных IPO дочерних компаний. Затем, получив решение Совета директоров, мы приступим к конкретным шагам по процедуре IPO этих компаний.

Помимо этого, мы считаем важнейшим шагом осуществление в этом году реорганизации РАО "ЕЭС России" через пропорциональное выделение одной или двух генерирующих компаний. Как вы знаете, мы всегда настаивали на том, что акционеры РАО ЕЭС должны получить пропорциональную долю в создаваемой генерации. Мы считаем, что самый прозрачный и справедливый способ - это реорганизация через пропорциональное разделение одной-двух-трех генерирующих компаний. Это означает, что когда выделение произойдет, в каждой из этих компаний исчезнет доля РАО "ЕЭС России": она будет пропорционально распределена между акционерами РАО. Это первая реорганизация РАО "ЕЭС России" через пропорциональное разделение генерации. Кандидатами на выделение являются ОГК-3, ОГК-5, ТГК-5.



Следующий шаг структурных преобразований - с 1 января будущего года - будет включать в себя допэмиссии акций оставшихся компаний, по мере того, как мы будем ощущать реальный спрос на фондовом рынке. А также завершающий, итоговый заключительный шаг во всей реорганизации РАО "ЕЭС России" - проведение реорганизации через разделение. Первая реорганизация компании запланирована на текущий год, она также будет осуществляться по пропорциональному принципу, когда все акционеры РАО "ЕЭС России" получат долю собственности во всех активах.

На втором этапе компания прекратит существование и передаст свои функции государству и структурным организациям энергетики.

Это наиболее значимые, наиболее масштабные структурные преобразования. Кроме того, возможны дополнительные решения - тендерная, аукционная продажа пакетов акций тепловой генерации, принадлежащих РАО "ЕЭС России". И еще один вариант: при появлении инвесторов, которые готовы идти на прямые инвестиции, мы будем предлагать им создание SPV-компаний для строительства новых электростанций на базе ныне существующих. Эти методы мы тоже будем применять, и выбор будет определяться, прежде всего, желанием инвестора. В зависимости от того, как инвестор сформулирует свои предпочтительные корпоративные схемы, мы будем стараться выстраиваться под этот процесс - естественно, соблюдая базовые требования по пропорциональному распределению акций при реорганизации РАО "ЕЭС России".



Вторая часть - либерализация рынка и завершение создания рыночного пространства в энергетике. Очень важное решение: с 1 августа 2006 года будут запущены регулируемые двусторонние договоры. Они будут, по сути дела, основой рынка.

Рынок на сутки вперед - это важнейший шаг по преобразованию всей конструкции в электроэнергетике. Это и есть целевая конструкция рынка, которая в дальнейшем будет развиваться, но радикальных преобразований уже не претерпит. Это рынок поставщиков и потребителей. Собственно, именно там будет формироваться текущая цена, по часовому режиму.

В дополнении к нему будет развиваться балансирующий рынок.

Это часть, которая уже обкатана на сегодня. Что принципиально важно, тогда же, с 1 августа 2006 года, синхронно будет запущен механизм либерализации на розничном рынке, основанный на новых правилах. В секторах реализации преобразования оптового и розничного рынка - это основной механизм соблюдения целостности во всех преобразованиях. Все эти важнейшие шаги будет сделаны в этом году в самое ближайшее время. Ключевая дата - 1 августа.



Вслед за этим с 1 января будущего года на рынке произойдет еще один набор важнейших преобразований, когда появится долгосрочные регулируемые договоры. Мы настаиваем как минимум на 3-летних регулируемых договорах. И когда начнется либерализация, 1 января будущего года сам двусторонний договор будет либерализован. Принцип уже установлен: ежегодная либерализация на 5-15%. На будущий год, чтобы перекос не был резким, объем либерализации в части двусторонних договоров составит 5%. Такие решения уже приняты.

Помимо этого дальше будет запущен рынок мощности и рынок системных услуг.

Вот такая, может быть, немного сложная конструкция. Тем не менее, она вбирает в себя самый передовой опыт реформирования электроэнергетики, в том числе очевидно успешные преобразования в Казахстане, в Австралии, Новой Зеландии, ряде других стран. Точно так же мы стараемся не только извлекать позитивный опыт во всем мире, но и учиться на чужих ошибках. В том числе - на очевидных ошибках, допущенных в Калифорнии, которые состояли в несинхронной либерализации оптового и розничного рынков. Это мы стараемся предотвратить.



Таким образом, в ближайшее время произойдут изменения, которые сделают реформу энергетики необратимой. Мы считаем, что ее реализация в полном объеме должна удовлетворить и запросы самой энергетики, которая нуждается в инвестициях, и интересы инвесторов, которые заинтересованы в справедливых правилах игры и адекватной отдаче на вложенные инвестиции. Судя по тому, что сегодня нам говорят энергетические инвесторы, они понимают и принимают предложенную нами логику. Это означает, что мы реально можем построить в России частную и эффективную энергетику с масштабными инвестициями. Спасибо за внимание.



ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, задавайте вопросы.

Вопрос: Анатолий Борисович, Вы бы купили акции РАО "ЕЭС России" на фондовом рынке?

А.Чубайс: Вообще говоря, я уже купил акции РАО "ЕЭС России" в соответствии с нашими правилами. Но надо начать с того, что сегодня у инвесторов много разных и сложно структурированных интересов. И мы хотели бы им предоставить меню самых разнообразных опций, начиная с самого простого решения - покупка акций РАО "ЕЭС России". Напомню, что у нас есть принципиальная задача: совокупная капитализация компаний, созданных в результате реформы РАО "ЕЭС России", должна быть существенно выше, чем капитализация РАО "ЕЭС России". Мы в эту сторону уже движемся. И я уверен в том, что завершение реформы точно даст возможность акционерам, инвесторам, которые приняли решение купить акции РАО ЕЭС, получить реальный рост капитализации самого РАО ЕЭС - либо через капитализацию получить свои доли во вновь возданных компаниях.

Мне кажутся реальными и перспективными инвестиции в те компании, которые сейчас готовятся нами к проведению IPO. Мы рассчитываем на то, что рынок отреагирует на это позитивно. Мы знаем, что в большинстве генкомпаний уже есть либо появляются акционеры - физические лица. Это означает рост капитализации компании. Это потенциальный спрос на акции миноритарных акционеров. Следовательно, это двигатель роста капитализации генкомпаний. Я уже сам, повторяю, вложил средства в акции РАО. Было бы больше денег - точно вложил бы еще.

Вопрос: Каково ваше видение участия зарубежных компаний, зарубежного капитала, стратегического капитала?

А.Чубайс: Считаю, что было бы правильным для энергетики страны, если хотя бы в 2-3 из тепловых генкомпаний появились иностранные стратеги не с блокирующим, а с контрольным пакетом, то есть более 50%. Это позиция менеджмента, это моя личная позиция, я на ней настаиваю. Я приложу все свои усилия, чтобы она была реализована.

Вы знаете, была дискуссия по закону об иностранных инвестициях. Эта дискуссия, к сожалению, затянулась. Для нас это плохо и болезненно. В том варианте законопроекта, который я видел, в нашей части заложена следующая конструкция. В монопольных частях энергетики иностранные инвестиции, тем более стратегические, требуют разрешения ФАС. А в конкурентной - разрешения не требуется. Я считаю, что это правильно. В этом смысле генерирующие компании все являются конкурентными. Сетевая компания является монопольной.

Вопрос: Анатолий Борисович, вы сказали, что успех допэмиссий может зависеть от целого ряда факторов, которые не совсем находятся в ведении РАО ЕЭС. В том числе это может зависеть от решения Правительства в области электроэнергетики и так далее. Насколько высока ваша уверенность в успехе размещения дополнительных эмиссий? Есть ли какой-либо альтернативный план финансирования генерации частными инвесторами, если по какой-то причине допэмиссии не состоятся.

А.Чубайс: Естественно, IPO - это в значительной степени результат конъюнктуры рынка, на которую воздействует масса факторов за пределами нашего влияния. Могу сказать сразу: если возникнут какие-то причины, не зависящие от энергетики и РАО ЕЭС, которые вдруг радикально ухудшат конъюнктуру рынка, то я первый буду предлагать приостановить IPO. У нас уж точно нет задачи продать во что бы то ни стало по любой цене.

Другое дело, если мы не увидим каких-то серьезных оснований рассчитывать на радикальное ухудшение конъюнктуры рынка. Динамика наших акций в последнее время радует и нас, и инвесторов. Она выглядит лучше, чем динамика рынка. При падении рынка мы не падаем ниже. При его росте мы растем больше, чем рынок в целом.

Тем не менее: предположим, что основной способ привлечения инвестиций не пройдет. Это означает, что будем пользоваться другими механизмами. Поэтому я описал четыре механизма привлечения инвестиций: помимо IPO, это прямые инвестиции, проектное финансирование и механизм гарантирования инвестиций. Кстати говоря, механизм гарантирования инвестиций сознательно был выстроен так, что он фактически оторван от текущей конъюнктуры фондового рынка. Нам нужно было хеджировать все виды риска, чтобы решить задачу масштабного привлечения инвестиций.

Вопрос: Вопрос по механизму распределения активов. В 2006 году будут поделены первые активы. Когда и как это произойдет? Есть ли уже какое-то решение Совета директоров по механизму? Кроме того, какими могут быть налоговые последствия разделения?

А.Чубайс: Значит, вы меня спрашиваете про первую реорганизацию. Вот что мы про нее сейчас знаем. Первая реорганизация запланирована нами на конец 2006 года. В ноябре или, может быть, в декабре пройдет собрание акционеров РАО с принятием решения о реорганизации коммерческих структур. Это будет реорганизация через выделение в соответствии с Законом об акционерных обществах. А в ходе второй реорганизации, как уже сказано, активы РАО "ЕЭС России" будут пропорционально разделены между акционерами компании.

Существует набор технических рисков, причем налоговые наименее острые из них. Более значимые риски - это, во-первых, кредиторский. Это риск предъявления к погашению задолженности, на что в процессе реорганизации имеют право кредиторы. А во-вторых - это риск акционеров. При реорганизации акционеры имеют право на предъявление своих акций к принудительному выкупу. Мы понимаем эти риски. Без ложной скромности скажу: наши корпоративщики на сегодня провели 55 реорганизаций АО-энерго. Мы накопили огромный опыт реорганизации. Таких корпоративных преобразований, в моем понимании, нет ни в одной компании в стране, а может быть, и в мировых масштабах. Это означает, что у нас в этой сфере накоплен высочайший профессиональный потенциал. Все реорганизации, которые мы провели на сегодня, выполнены без конфликтов. Мы не знаем ни одной, сколько бы значимой организации, акционеры которой пошли бы в суды. Это означает, что все выполнено корректно, правильно и профессионально.

Я уверен в том, что эти риски мы сможем преодолеть. Но при этом, заметьте, мы проводим первую реорганизацию в 2006 году, чтобы окончательно на себе испытать эти риски и только потом, в 2008 году, провести окончательную реорганизацию.

Вопрос: В каком состоянии находится проект по прокладке кабеля в Финляндию, и какое он вообще имеет значение? Какие у вас отношения с финской энергокомпанией Fortum?

А.Чубайс: Я противник проекта по прокладке кабеля. Считаю, что это бессмысленно и нереализуемо. В нынешнем реальном балансе, который складывается на Северо-западе России, ни у РАО "ЕЭС России", ни у Ленинградской атомной станции, входящей в "Росэнергоатом", нет мощностей, чтобы обеспечить соответствующую выработку электроэнергии для передачи Финляндии по кабелю.

Что касается компании Fortum, то она наращивает свое присутствие в российской электроэнергетике - в ТГК-1. Мы приветствуем эти действия и считаем их правильными и разумными. А что касается interconnection - линий связи энергосетей между Россией и Финляндией, и в целом со Скандинавией - у нас на сегодня есть два канала. Первый - это Выборгская вставка постоянного тока. Там хорошая мощность - 750 МВт. В принципе, я не считаю необходимым существенно ее наращивать - она используется как раз эффективно. И вторая связь - специально построенная линия с Северо-запада России к финской границе мощностью 400 кВ. По этой линии идет экспорт с 1 энергоблока Северо-Западной ТЭЦ. Это, в принципе, нас удовлетворяет. Но этой зимой мы были вынуждены пойти на нарушение контракта с Финляндией, прекратив экспорт с 1 блока Северо-Западной ТЭЦ, и синхронизировать Северо-Западную ТЭЦ с единой системой Северо-Запада, чтобы обеспечить баланс внутреннего энергопотребления. В мае мы ввели новые мощности на Правобережной ТЭЦ под Санкт-Петербургом, а в декабре мы вводим в эксплуатацию второй блок на Северо-Западной ТЭЦ. Благодаря этому ситуация будет менее напряженной.

Вопрос: Компания AES. Анатолий Борисович, я хотел бы задать вопрос по поводу будущего рынка. Готово ли РАО "ЕЭС России" обеспечить конкурентоспособность этого рынка? В частности, будет ли возможность у покупателей напрямую общаться с зарубежными генераторами?

А.Чубайс: Доступ на рынок - это компетенция Администратора торговой системы, Системного оператора и ФСК. Первоочередное условие для доступа на рынок - синхронизация режимов. Вы задаете вопрос от имени компании AES. Насколько мне известно, на сегодня у вас нет генерации в России, но есть генерирующие мощности в Казахстане. Иными словами, Ваш вопрос можно сформулировать так: "Возможно ли участие казахской генерации, в частности Экибастузской ГРЭС-1, в российском рынке?". Должен сразу сказать, что эти вопросы еще недоурегулированы. Мы сейчас принимаем правила доступа на рынок для российской генерации, но международный аспект пока не урегулирован до конца.

Совсем недавно я проводил заседание Электроэнергетического Совета СНГ, и там мы с казахским коллегой обсуждали как раз эту тему. Я считаю, что Ваша постановка вопроса справедлива, а с нашей стороны это недоработка.

В моем понимании, как только мы продвинемся по ключевым шагам внутрироссийского рынка, следующим шагом мы должны предоставить возможность легализации экспортно-импортных поставок. Технологически это очень сложная задача. Однако, достроив российскую часть, мы точно сделаем этот второй шаг.

Вопрос: Компания "Базовый элемент". Анатолий Борисович, вы сегодня ничего не сказали о рынке газа. Вы сейчас ведете переговоры о поставке газа для генерирующих мощностей РАО. Как прокомментируете перспективы?

А.Чубайс: Я занимаюсь рынком электроэнергии. Рынком газа занимаются другие люди. Наша позиция по этому поводу следующая. Прежде всего, нам нужен не рынок газа - нам нужен собственно газ. Нам нужен газ, которого нам крайне не хватает. Программа на 21,8 ГВт новых мощностей, по нашим оценкам, означает необходимость прироста объема потребления газа на 23 млрд. кубометров. Эти 23 млрд. получить будет крайне непросто. Мы начали переговорный процесс с Газпромом. Он движется непросто, но движется.

В моем понимании, вопрос создания рынка газа в России не просто назрел, а уже перезрел. Ситуация в этой сфере абсолютно неправильная, если не использовать более жесткие термины. Картина, при которой вот этот кубометр называется "лимитным", а вот этот - "сверхлимитным" (и, соответственно, более дорогим), причем неясно, где кончается один и начинается другой, - это абсолютно кривая картина, продуцирующая коррупцию.

Мы понимаем, что в силу этой ситуации нынешняя цена на газ занижена. И мы, как ни странно это слышать от Председателя правления энергетической компании, выступаем за радикальное повышение цены на газ. Считаем темпы, которые взяты на будущий год, - 15% роста цен на газ- минимальными.

Есть и другая концепция - выделить часть лимитов газа собственно на рынок. Или ускорить повышение цены газа, доведя ее до энергетических тарифов, и так далее. Но абсолютно очевидно, что все концепции стоят на месте, ничего не происходит. Эта ситуация категорически не устраивает на фоне того, что в стране уже возникает реальный дефицит газа. У нас сегодня -

не в декабре, а в июне! - уже введены масштабные ограничения по газу на многих наших электростанциях. В июне! Такого я не припомню за 8 лет своей работы в РАО ЕЭС.

Вопрос: Каков уровень гарантий иностранному инвестору, желающему вкладываться в электроэнергетику России?

А.Чубайс: У нас есть один базовый принцип. Он состоит в том, что уровень гарантий иностранному инвестору ничем не может и не должен отличаться от уровня гарантий российскому инвестору. Они будут одинаковыми. Это общая позиция правительства, и моя личная уж точно.

Что касается прямых иностранных инвесторов, мы с ними ведем очень серьезный диалог. Прямой диалог с E.ON (Германия), прямой диалог с Enel (Италия), прямой диалог с финской Fortum... И могу сказать: со стороны этих компаний, особенно после последних решений, резко возрос интерес и желание принять участие в прямых инвестициях. Это означает, что уровень гарантий, который мы готовы предоставить, дня них приемлем.

Вопрос: Вы сказали о том, что возможны прямые продажи в генерирующих компаниях через механизмы тендеров и прямых продаж?

А.Чубайс: Уточню: я не использовал термин "прямые продажи". Я сказал - "прямые инвестиции". Это несколько разные вещи. Подчеркну: при всех продажах мы будем настаивать на конкурентном механизме. Даже в случае, когда в существующем уставном капитале компании уже есть блокирующий акционер, должен реализовываться конкурентный механизм привлечения прямых инвестиций. Сама процедура все равно должна быть конкурентна.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован