Дорогие друзья, участники Гражданского Форума!
Мне очень приятно выступать с трибуны Московского Университета, с которой выступали великие граждане нашей страны. И однозначно ясно, что если не будет великих граждан, то и великого гражданского общества тоже не будет. Мы с вами здесь все друг друга знаем, за эти годы встречались неоднократно. Были у нас очень трудные времена, были времена полегче, были времена, когда мы неистово друг с другом спорили, были времена, когда мы умели договаривались по основным вопросам. В результате этой длительной работы за эти десять лет состоялась Конституция Российской Федерации. Да, может быть, что-то в ней не до конца удовлетворяет, но есть основополагающий закон нашей страны, на базе которого можно осуществлять демократические реформы, в том числе и в сфере национальных отношений. Сфера национальных отношений это не сфера какая-то отделенная, отдельно находящаяся, она вплетена в систему общественных отношений и в государственную сеть проектов.
Второе. Никто нас не просил, но мы сами в рамках так называемого Сибирского Форума в течение четырех месяцев ездили друг к другу, проводили конференции, и в конечном итоге сами разработали концепцию государственно-национальной политики, которую мы предложили президенту, уговаривали почти в течение года. В конечном итоге между первым и вторым туром 1996 года концепция государственно-национальной политики была подписана. Никто сегодня не говорит о том, что этот документ является наилучшим. Но вместе с тем, мы имеем в этом документе цели, задачи, принципы национальной политики в условиях демократического общества. При этом мы там впервые достаточно хорошо обозначили роль русской нации в национальной политики - что русская нация не стоит вне национальной политики, как это было в условиях царского самодержавия или в условиях Советского Союза. Русская нация является одним из самых определяющих субъектов национальной политики, от самочувствия и перспективы развития русской нации во многом будет зависеть самочувствие и перспектива развития всех остальных наций. Таким образом, мы, на данном этапе, во всяком случае, имеем документы, ориентируясь на которые мы можем решить этнические, политические, национальные - кому какое название нравится - проблемы.
Если это не будет звучать совсем самодовольно и самоуверенно, мы можем даже сказать сегодня, что мы знаем, что делать в сфере межнациональных отношений. Мы знаем перечень межнациональных проблем, которые у нас есть; мы знаем основные тенденции развития национальных отношений; мы прекрасно видим, что тенденции развития национальных отношений теснейшим образом связаны с тенденциями развития российской государственности: если мы говорим унитаризм, то это одна тенденция развития национальных отношений, если мы говорим федерализм, то за этим следует другая тенденция развития национальных отношений, если мы говорим конфедерализм, то это совершенно другой тип межнациональных отношений. Мы можем сказать, насколько связано сегодня с национальными отношениями состояние социально-экономического развития нашей страны; о том, что многие социальные проблемы, многие социальные недовольства в сфере межнациональных отношений обретают националистическую окраску и становятся межнациональными конфликтами.
Мы знаем, что есть попытки свести всю систему национальной политики, национальных отношений к удовлетворению национально-культурной потребности. Вместо того, чтобы сказать, что нация является историческим феноменом социального развития, культурного развития, да и политического развития, мы хотим сказать, что нация и народ есть Большой и Малый театр. И что больше мы ничего не имеем. Мы боимся говорить о представительстве, о равноправном представительстве в различных органах власти. Мы хотим свести нашу демократию к принципу "один голос - один человек". Но таким путем в нашей стране, в соборной стране, где общинные интересы тоже имеют место, эту проблему не решить.
Если коротко говорить о принципах и подходах национальной политики, то мы можем сказать: этих принципов два - паритет интересов всех национальностей на всех уровнях, в местах их компактного проживания. Паритет интересов, согласование интересов. И второй принцип - партнерство, во всех сферах общественной жизни. Мы недооцениваем нацию, этнос как мощнейшую социальную силу мобилизации народа. Если мы беремся работать над глубочайшей задачей укрепления нашего отечества, собирания нашего отечества, то весь этнический потенциал... Российской Федерации нам необходим. Если кому-то кажется, что за национальным вопросом стоит мифология, что-то придуманное, - мы должны сказать, что это коренной сущностный вопрос развития нашего отечества. Народы нашей страны потерпят неблагополучие в сфере экономики, социальной жизни. Но современный человек никогда не потерпит дискомфорт в своем национальном самоотождествлении. И это мы должны понимать. И это мы можем понимать. И нам исторический шанс дан для этого. Президент нашей страны, Владимир Владимирович Путин неоднократно подчеркивает о достоинстве народа, о достоинстве государства, о достоинстве гражданина. И не может быть достоинства народа, если гражданин в своей стране не достоин.
И самое последнее. Когда мы начинаем абсолютизировать индивидуальные интересы, фокус коллективного, национального исчезает. Это у нас не пойдет. Не пошло и в мире. После принятия Декларации прав человека приняты десятки и сотни документов о правах народов. А у нас сейчас только попробуйте сказать о правах народов! Поэтому в заключение я могу сказать: у нас две категории, или две тенденции в направлении. Первое: обеспечение полноправного полноценного развития каждого этноса, этноса как нации. И второе направление - это обеспечение развития единства нации как государства. Эти две категории взаимосвязаны друг с другом, а не исключают друг друга. Поэтому национальная политика - это политика спасения, собирания нашего отечества. Это политика обеспечения нормального самочувствия каждого гражданина. И мы это должны сказать смело и не бояться. И не тихо говорить, когда рядом, перед началом Гражданского Форума погибают люди от расизма, нацизма - в столице, и на окраинах погибают люди. Когда на территории страны есть война еще продолжающаяся. В этих условиях нужен гражданин, активный, сознательный, гражданин, который укрепляет свою государственность и спасает свое государство и тем самым спасает своих сограждан. Только с такими гражданами мы можем придти к великой России, где каждый человек, независимо от национальности будет себя чувствовать достойным гражданином этой великой страны.
"РЕЛИГИЯ И ИДЕИ"
22 ноября 2001 года
http://www.abdulatipov.ru/Parts/2001.11.22_Relig&Polit_National%20Polit.htm