02 февраля 2009
3763

Выступление руководителя делегации России М.И.Ульянова на заседании Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности 28 января 2009 года

Об отказе Грузии от приема российских инспекционных групп

В рамках Венского документа 1999 года Российская Федерация планировала провести в период с 26 по 29 января с.г. посещение по оценке воинского формирования и инспекцию указанного района на территории Грузии.

Соответствующие уведомления о намерении провести инспекции были направлены грузинской стороне 19 января и 21 января, т.е. в сроки, определенные Венским документом.

22 января грузинская сторона ответила на российские уведомления отказом. При этом в качестве обоснования она в своем обычном стиле выдвинула голословные обвинения в адрес России в "совершении широкомасштабной агрессии в отношении Грузии", "оккупации неотъемлемой части грузинской территории" и других действиях, якобы нарушающих фундаментальные принципы международного права, а также в "грубом нарушении" договоренности о прекращении огня, разработанной 12 августа 2008 года Д.А.Медведевым и Н.Саркози.

Грузинская сторона также утверждает, что "нет гарантий, что Российская Федерация не попытается продолжить агрессию, и информация, полученная в ходе посещения по оценке/инспекции, может быть использована для подрыва национальной безопасности Грузии". На основе этих домыслов и инсинуаций Тбилиси объявил "форс-мажор в отношении Российской Федерации" на период до "полного прекращения оккупации территорий Грузии, включая Абхазию и Цхинвали".

Этот необоснованный шаг грузинской стороны вызывает законное сожаление, а использованные его аргументы не могут быть приняты Российской Федерацией, поскольку они не имеют ничего общего с реальными фактами, хорошо известными государствам-участникам ОБСЕ, не соответствуют основополагающим принципам ВД-99 и многолетней практике его выполнения, а также противоречат принятым в ОБСЕ решениям, касающимся МДБ.

Например, абсолютно нелепо выглядят ссылки на то, что информация, полученная в ходе верификационных мероприятий, может быть использована для подрыва национальной безопасности Грузии и "продолжения агрессии". Б данном случае мы имеем дело со стремлением, образно говоря, поставить вещи "с ног на голову". Ведь общеизвестно, что широкомасштабные военные действия в августе были развязаны именно грузинской стороной. Но Тбилиси по-прежнему неуклюже пытается представить себя безвинно пострадавшей стороной и обвинить тех, кто подвергся грузинскому нападению, в вынашивании агрессивных планов.

Совершенно некорректными являются и ссылки на форс-мажор. Грузинская сторона, видимо, забыла, что согласно Решению Форума по сотрудничеству в области безопасности N 6/97 от 9 апреля 1997 года, форс-мажорными обстоятельствами считается невозможность проведения мероприятий "по причинам, не зависящим от принимающего государства". В данном же случае такие объективные причины отсутствуют, что подтверждается, в частности, избирательным характером заявленного грузинской стороной отказа (согласно уведомлениям, Грузия "объявляет форс-мажор в отношении Российской Федерации", при этом "грузинская сторона будет выполнять все обязательства, вытекающие из положений Венского документа 1999 года, в отношении всех остальных государств-участников"). Таким образом, речь идет о злоупотреблении Грузией положениями пунктов 78 и 120 ВД-99. Российская Федерация выражает обеспокоенность недобросовестным выполнением Грузией своих обязательств по ВД-99, являющихся важным инструментом раннего предупреждения и предотвращения конфликтов. Российская Федерация считает необходимым рассмотреть сложившуюся ситуацию в рамках Форума по сотрудничеству в области безопасности и оставляет за собой право адекватным образом реагировать на действия грузинской стороны. Ожидаем, что Грузия либо возобновит полноценное выполнение ВД-99, либо предоставит более обоснованные объяснения своего отказа.

Наконец, позиция грузинской стороны вызывает недоумение еще и потому, что в ходе последнего раунда "женевских дискуссий" по укреплению стабильности и безопасности в Закавказье грузинские представители занимали прямо противоположную позицию.

На встрече в Женеве 17-18 декабря 2008 года российская делегация поставила вопрос о том, что Тбилиси не в полной мере соблюдает свои обязательства по документу Д.А.Медведев - Н.Саркози от 12 августа 2008 г. О возвращении вооруженных сил Грузии в места их постоянной дислокации. По нашим данным, далеко не все грузинские подразделения и наступательные вооружения возвращены в казармы и по-прежнему находятся в опасной близости от грузино-югоосетинской границы.

В ответ руководитель грузинской делегации первый заместитель министра иностранных дел Г.Бокерия настоятельно предлагал нашим экспертам прибыть в Грузию, все проверить и убедиться в обратном.

Нынешнее решение Тбилиси не допускать российских инспекторов наглядно свидетельствует о том, что эти заявления были неискренними, и Грузии есть что скрывать в отношении дислокации своих воинских подразделений.

Мы не раз говорили о том, что обязательство Грузии о возвращении ее сил в места постоянной дислокации по документу Д.А.Медведев - Н.Саркози должно сопровождаться адекватными гарантиями и мерами контроля. Намерены добиваться этого и впредь.


www.mid.ru

02.02.2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован