27 мая 2004
1818

Выступление в Государственной Думе на Парламентских слушаниях `Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения.

Уважаемые участники парламентских слушаний!

Я думаю, что самое большое приобретение 10-ти лет российских реформ, это признание общественной функции религии. Опросы стабильно показывают, что у нас 80 процентов крещено в православии, более 65 процентов населения признают авторитет православной церкви в социальных и моральных вопросах, и особенно, как говорят опросы, велика потребность, чтобы религиозно-нравственное начало воздействовало на реальную, к сожалению, далекую от морали деятельность светских политиков. Не случайно во всех опросах религиозные организации по степени доверия занимают одно из лидирующих мест. Если все социологические опросы признают, что возможности социального и нравственного воздействия религии на образ жизни людей, их общественно-политические ориентации, и поведения огромны, то, к сожалению, власти, на мой взгляд, этого не воспринимают.

Почему опросы показывают, что воздействие религии на общество может быть велико? Потому что сегодня в обществе существует затяжной моральный и социальный кризис, отсутствие понятных и принятых светских выходов из этого кризиса. Выступление православия и ислама в защиту прав и достоинства обездоленных простых людей против бездуховности и коррупции, цинизма, наркомании и половой распущенности, сиротства при живых родителях тоже вызывают доверие и авторитет религии.

И вот осуществляя такую многообразную социальную деятельность, православие и ислам отстаивают свое видение по широкому кругу светских проблем и во многом, я думаю, это способствует той стабильности в обществе, сохранению и развитию национальных культур в нашей стране и поддержанию межэтнических и межрелигиозных отношений. Это крайне важно для российского общества, в котором сегодня произошло резкое расслоение, а провозглашенная деидеологизация воспитания и образования приводит к духовной деградации нации. Многие предоставленную свободу восприняли как свободу вседозволенности, а не как свободу от греха. И, на мой взгляд, такая ситуация, такое положение властей, так как они не принимают каких-то мер против этого, вполне устраивает.

Свобода вообще, в том числе и свобода совести, хотя и закреплены юридически и гарантированы международно-правовыми актами, Конституцией Российской Федерации, Законом "О свободе совести и религиозных организациях", даны человеку Богом от рождения. Этот божественный дар не могут и не вправе отнять ни государство, ни общество, ни какой-нибудь властный человек.

Право на свободу совести реализуется верующими не только дома, в храме, но они имеют право на свободу совести и в образовательных учреждениях. И признается всеми, что религиозная самоидентификация осуществляется не только принадлежностью к той или иной религии, но и на основе соотнесения себя с определенной культурой, национальным образом жизни, сформировавшимся под воздействием данной религии. Вот почему важно, а точнее необходимо преподавание православной культуры, исламской культуры и других религиозных традиций в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Отрицание Министерством образования возможности преподавания православной культуры в государственных и муниципальных школах, отказ от сотрудничества в этой области говорит о непонимании нынешнего Министра образования Фурсенко сути демократического гражданского общества. Если из Минобразования изгоняются люди, которые занимались внедрением или разработкой основ православной культуры в общество и заменяются другими, то это говорит о том, что сегодняшние руководители Министерства образования слабо представляют то место, на которое они назначены в Правительстве.

Еще раз подчеркну, что учебный предмет основы православной культуры это светский предмет, как и основы исламской культуры, который не включает в себя обучение религиозной практике, а тем более непосредственно религиозную практику.

Изучение православной культуры, например, подавляющим большинством населения нашей страны - это изучение национальной культуры своей Родины, своего государства, которое и создавалось на основе православия. Предмет добровольный, факультативный и он не направлен на насильственное привлечение учеников в какое-либо религиозное объединение. Об этом сегодня говорилось, что его цель - это проникновение к традиции родной страны помочь еще неокрепшему уму патриотически и культурно самоопределиться.

Сегодня вот по последним сведениям, к сожалению, в Министерстве образования осуществляется подмена одного курса о культуре одной религии другим курсом религиоведческим о перечне религий, то есть истории религий. Игнорирование прав и законных интересов российских граждан, желающих изучать традиционную для них религиозную культуру в светской школе в таком объеме и порядке, как это реализовано в большинстве стран, есть прямая дискриминация граждан по религиозному признаку.

Тем самым мы нарушаем часть 3 статьи 13 Международного пакта "Об экономических, социальных и культурных правах" от 16 декабря 1966 года и часть 4 статьи 18 Международного пакта "О гражданских и политических правах" от 16 декабря 1966 года. Во многих случаях такое отношение может быть объяснено как неприязнью и к православию, и к исламу.

Сегодня в Министерстве образования, получается, игнорируют и мнение крупнейших религиозных организаций России, которые выступают за обеспечение государством возможностей получения учащимися государственных и муниципальных учреждений знаний о религиозной культуре на основе добровольного выбора. Это идет вразрез с провозглашенной политикой Президентом на создание гражданского общества.

Что же мешает, на мой взгляд, налаживанию сотрудничества религиозных организаций с государством? В частности, министру господину Фурсенко. На мой взгляд, не существующие законы, они достаточны для того, чтобы проводить в практику это дело, а их незнание и юридически неправильное толкование многих понятий и терминов и, прежде всего, понятия "светскость". Светское государство, светское образование, светская школа - эти понятия, к сожалению, трактуются многими по-разному. Кроме того, не определились мы и в терминах "духовно-нравственное просвещение" и "религиозное образование", о чем сегодня говорилось. Да, жизнь нашего общества кардинально изменилась, изменилось законодательство, но зачастую светскость воспринимается, если не как антирелигиозность, то как полная безрелигиозность государства и общества.

Но если мы будем разделять социальный институты общества, то тем самым мы подрываем основы целостности общественной жизни и никакой консолидации общества, к которой призывают нас сегодня, быть не может. Нужно разделять не социальные институты, а функции одного от функций другого для нормальной деятельности каждого института и общества в целом. Такое понимание принято в большинстве стран и было в России до 1917 года. Но не отделение от церкви, религиозных организаций государства и школы, как социальных институтов, а именно разделение их полномочий и функций, не смешение, не подавление одним учреждением другого. Понятие разделения государства и религиозных организаций более точно, на мой взгляд, определяет сущность этой системы, чем понятие "отделение религиозных организаций от государства".

Вот такая гибкая система позволит им плодотворно сотрудничать там, где их интересы пересекаются. А таких сфер жизни сегодня очень много - это и дела милосердия, и благотворительности, совместная поддержка института семьи, материнства и детства, обеспечение свободы совести и работа в медицинских учреждениях, в местах лишения свободы, миротворчество.

И давайте не будем забывать, что сам принцип светскости государства исторически утвержден христианством в противовес языческому пониманию происхождения и природы власти в обществе. Иисус Христос сказал: царство мое не от мира сего, отдавайте кесарю кесарево, а божье - Богу. И попытки властей подчинить церковь или обвинение церкви в стремлении присвоить полномочия государства говорят лишь о непонимании самых оснований православного христианского мировоззрения.

Мои предложения. Необходимо создать специальную комиссию, которая должна проанализировать содержание и существенные признаки светскости государства и светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, выработать рекомендации по совершенствованию российского законодательства в этой сфере, направленного на урегулирование ряда спорных вопросов и до сих пор не решенных проблем. И внести соответствующие изменения в закон о свободе совести и в закон об образовании.

Важнейшим направлением должно стать и совершенствование законодательства в образовании, в сфере закрепления правовых норм, регулирующих порядок преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных государственных учреждениях.

Третье. Я считаю необходимым пригласить Министра образования господина Фурсенко на "правительственный час" в Государственную Думу, чтобы услышать от него его позицию, его политику в области образования на ближайшие годы.

И последнее. Мы знаем, что более 80 процентов граждан России называют себя православными. Они своим трудом, налогами содержать свое государство, как и мусульмане, но почему же государство не должно выражать их духовных интересов? А у нас многомиллионный православный народ даже не имеет своего голоса в государственном телеэфире. Об этом мы говорим много, об этом мы говорим часто, но это с места так и не движется.

И я считаю, что это положение тоже должно быть отражено в российском законодательстве.

Спасибо.

27.05.2004
http://www.kroutov.ru/content/tribuna/tr2.shtml
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован