02 марта 2007
5448

ВЫСТУПЛЕНИЕ В.ЗОРЬКИНА НА ОТКРЫТИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ `60 ЛЕТ ПОБЕДЫ, СОЗДАНИЯ ООН И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО` И 48-го ЕЖЕГОДНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Уважаемые участники конференции, члены Российской ассоциации международного права, коллеги!

60-летие Победы над фашизмом обязывает нас склонить головы перед миллионами отдавших свои жизни за спасение цивилизации и всего человечества от коричневой чумы.
Именно Великая Победа позволила государствам отстоять свою независимость, восстановить и сохранить свою правосубъектность и развиваться по правовому пути.
Именно Великая Победа позволила сформировать современную систему международного права международных отношений, где во главе угла лежат принципы соблюдения суверенитета независимых государств и прав человека.
Именно Великая Победа позволила создать главный гарант обеспечения международной безопасности в ХХ и ХХI веке - Организацию Объединенных наций.
Можно много правильных и красивых слов говорить о роли ООН и международного права в правовом развитии мировой системы и нашей страны.
Но сегодня хотелось бы сказать о другом.
Через 60 лет после Великой Победы определенные политические силы в мире предпринимают беспрецедентные атаки и на саму Великую Победу, и на ООН, и на национально-государственные суверенитеты, и на права человека, и, в конечном счете, на всю систему современного международного права.
Ставится под сомнение сам смысл Великой Победы, делаются попытки обелить злодеяния фашизма и в черных тонах представить коалицию победителей. В ряде стран наблюдается некий реванш профашистских сил. В прибалтийских государствах этот реванш поддерживается официальным руководством и так называемой национальной политической элитой.
В последние годы не прекращаются попытки ограничить участие ООН в обеспечении международной безопасности, всячески занизить ее роль. Иногда это сопряжено с прямым игнорированием механизмов ООН в решении международных конфликтов.
Особо острым нападкам подвергается сложившаяся система национально-государственных суверенитетов.
Как известно, современное конституционное устройство государств и политическое устройство мира по существу сложилось после подписания Вестфальских договоров в 1648 году и основывается на институте государства в качестве своей основной структурной единицы. Основы этой системы составляет принцип национального суверенитета.
Именно внутри Вестфальской политической системы сформировались и начали активно действовать межправительственные и международные неправительственные организации.
Две мировые войны ХХ века не смогли поколебать эту систему, которая еще более окрепла после создания Организации Объединенных Наций.
И вот теперь, в начале XXI века после событий 11 сентября 2001 года создалась самая большая и самая реальная угроза существования Вестфальской системы, а значит и самих основ конституционного устройства суверенных государств.
Можно выделить два типа атак на Вестфальскую систему. Одна связана с противопоставлением прав человека и права народа на самоопределение принципам государственного суверенитета и территориальной целостности. Вторая - с обвинением национальных государств в неспособности обеспечить эффективное управление в условиях глобализации. Отсюда выдвигается идея управления по сетевому принципу и построения по сетевому принципу организаций для решения глобальных проблем.
С точки зрения идеологии нового мышления "под снос" должно идти все: Вестфальская система, государственные суверенитеты, территориальная целостность, и следовательно, сложившаяся системи международного права. И все это будет необходимой ценой, за которую надо платить.
Логика такого подхода ясна и позиция более, чем откровенна. Следуя этой логике, любое национальное право архаично и не требует защиты. Нет "архаичной" морали (а значит нет никакой морали), нет и права, "соответствующего политике". Есть уничтожение международной и национальной законности как таковой.
В год 60-летия Великой Победы полезно напомнить как похожи такие взгляды на идеи германского фашизма. Один из идеологов фашизма Альфред Розенберг еще в начале 1930-х годов призывал начать "наступление на старые понятия о государстве, на пережитки средневековой политической системы". Последствия такого наступления всем хорошо известны.
Вестфальская система поставлена под сомнение и рядом международных соглашений, в рамках которых значительные объемы государственного суверенитета делегируются наднациональным органам или частям государства. Пример первого - Маастрихтские соглашения Европы 1992 года. Пример второго - "принцип субсидиарности", согласно которому проблемы должны передаваться на тот наинизший уровень, на котором имеются ресурсы и возможности для их решения.
Сейчас на наших глазах создается первое "сетевое" государство - Евросоюз, в котором все решения принимает сеть европейских правительств. Причем в самом Евросоюзе главный спор сейчас идет о том, будут ли члены Евросоюза суверенными государствами, или государствами-регионами внутри единой сети.
Отказ от Евроконституции в крупнейших государствах Европы говорит о том, что народы этих государств против потери суверенитета.
Надо сказать, что и ООН разрывается между жесткой вестфальской интерпретацией государственного суверенитета и возрастающим влиянием международного гуманитарного права и прав человека, которые ограничивают власть государственных лидеров над гражданами их стран. На это указал Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, после того как в 1999 году началась война в Косово - без резолюции Совета Безопасности.
Все это - очень неоднозначная тенденция. Она может быть опасна потому, что в ней конкретные политические понятия государств и границ вытесняются юридически неопределенными, не имеющими опоры ни в каком праве, географическими и социально-экономическими терминами.
Очевидно, что все мы уже "в глобализации", и нам необходимо не выпасть из глобального мира, оказаться с ним во взаимовыгодных отношениях открытости. Но при этом нужно точно понимать связанный с открытостью риск. Риск раствориться в этом далеко еще не определившемся мире. Риск вобрать в себя и воспроизвести на собственной территории наступающий на мировую политическую системы неправовой хаос.
И потому именно сейчас от международного сообщества специалистов в области международного права особенно требуется точный анализ современного понятия полноценного суверенитета. Предельно учитывающего все императивы либеральной демократии, и одновременно обеспечивающего все компоненты сильной и правовой - именно правовой - власти. Именно сейчас от этого в высокой степени зависит сохранение и укрепление мировой субъектности суверенных государств во всех ее измерениях - политическом, экономическом, социальном.
Проблема суверенитета остро стоит и для России.
Мы строили основы единого федеративного государства в условиях взрывоопасных центробежных тенденций, вызванных последствиями распада Советского Союза. И эта, самая опасная тенденция, которая могла уничтожить единую российскую государственность (как это параллельно произошло в Югославии), эта тенденция во многом преодолена. Хотя говорить о полной остановке центробежных сил еще рано. До сих пор из уст отдельных региональных руководителей вновь звучат слова о необходимости строить федерацию на "разделенном суверенитете". И это, несмотря на решение Конституционного Суда об исключении положений о суверенитете из конституций субъектов Российской Федерации.
Когда сегодня спрашивают, что было самое опасное за годы действия Конституции Российской Федерации, я без всяких колебаний отвечают, что это была реальная опасность развала страны. Не дефолт, не все увеличивающееся социальное неравенство, не рост бедности и социальных пороков в виде преступности, коррупции, пьянства, наркомании и проституции. А именно распад страны. Потому что, если все другие социальные кризисы и антисоциальные явления можно пережить, преодолеть и развернуть ситуацию вспять, то распад государства преодолеть невозможно. Обратного хода здесь нет. И восстановить что-либо в прежнем виде никогда никому в истории еще не удавалось.
Остановить распад стало возможным только опираясь на действующую Конституцию. Поэтому в обеспечении ее стабильности, укреплении и развитии конституционного контроля за органами и учреждениями публичной власти состоит главная задача Конституционного Суда.
11 сентября 2001 года не только положило начало масштабных атак на национальные суверенитеты и целостность государств, но стало спусковым механизмом в наступлении на конституционные права человека во многих государствах. Такое наступление в виде беспрецедентного расширения прав спецслужб прокатилось практически по всему миру - от США и Европы до Юго-Восточной Азии и Австралии.
Само по себе принятие жестких законов угрозы конституционным основам этих государств, конечно, не несет. И, видимо, это вполне адекватная реакция на все более разрастающиеся проявления терроризма, организованной преступности, наркобизнеса и незаконной миграции - тех явлений, которые принято называть новыми вызовами и угрозами человечеству.
Другое дело - до каких пределов можно идти в ограничении конституционных прав человека? Рецепты здесь предлагаются самые разные. Формируется даже своеобразная идеология отказа от основополагающих прав человека. В США, например, издаются книги, в которых призывают использовать принцип коллективного возмездия к семьям, этносам, конфессиональным группам террористов; применять любые виды пыток; существенно ограничить иммиграцию и права чужестранцев, в особенности выходцев из определенных регионов мира и т.д.
Такие взгляды получают все большее распространение и в других странах, в том числе и в России. И не только среди ученых, но и политиков, за которых отдали голоса большие группы избирателей.
Можно ли игнорировать такие тенденции сообществу специалистов в сфере конституционного права? Где та черта в ограничениях прав человека, за которой наступает уже отрицание этих прав? Во имя чего и кого проводятся эти ограничения? Каким путем обеспечить баланс обеспечения безопасности государства и общества и соблюдения прав человека? Думаю, что здесь необходим поиск адекватных ответов на тяжелейшие, острейшие вопросы, которые ставит жизнь.
Защита прав человека и основных свобод всегда было и будет приоритетным направлением в осуществлении международного права и конституционного правосудия. XXI век ставит перед международным сообществом немало проблем на этом основополагающем направлении, особенно исходя из характера новых вызовов и угроз международной безопасности.
В докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, подготовленном по поручению Генерального секретаря ООН в конце 2004 года, отмечено, что любое событие или процесс, которые ведут к массовой гибели людей или уменьшению шансов на выживание и ослабляют государства как базовые элементы международной системы, представляют собой угрозу международной безопасности.
В этой связи перед международным сообществом стоит задача выработки рамок превентивной деятельности, которые охватывали бы все угрозы во всех аспектах, в которых они с наибольшей силой проявляются в различных районах мира.
И прежде всего это потребует от специалистов в области международного права разработки современных и эффективных мер по противодействию всем угрозам - от нищеты и социальной деградации до всех видов терроризма, включая ядерный и биологический.

Благодарю за внимание, желаю плодотворной работы.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован