28 марта 2007
3206

Выступления Любови Духаниной на Челпановских чтениях 27 марта 2007 года

Уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть на этих чтениях не только известных специалистов по проблемам одарённости, творчества в самом широком смысле слова, но и коллег по работе в Общественной палате. Здравствуйте. Нашими с вами усилиями проблема одарённости, поддержки одарённых людей прочно вошла в обиход политиков и экспертов, управленцев и журналистов. Про интеллектуальный потенциал говорят в самом разном контексте: от возрождения Российской цивилизации до поддержки сельской молодёжи. Еще немного, и уже можно будет надеяться, что какие-то вопросы начнут решаться. Несмотря на различные исследования одарённости, которых, кстати, не так много, талант, дар, призвание до сих пор остаётся малоизученным духовным феноменом. В этом смысле для изучения одарённости порой полезнее почитать дневники Леонардо да Винчи и Дюрера, Александра Гумбольдта и Эккермана, рассуждения Геза Ревеша и статьи Дианы Богоявленской, чем изучать экспериментальные данные. Нам надо научиться смотреть на одарённость не только глазами психологов и педагогов, но и социологическим зрением, взглядом общественного деятеля. Поэтому биографии великих людей расширяют наш кругозор еще и в связи с социализацией таланта, адаптацией, "социальным лифтом" как таковым. Математика, музыка, техническое творчество, затем изобразительное искусство, спортивная одарённость (в отличие от простого развития физических навыков), литературный дар, управленческие и коммуникативные навыки и т.д. - вот минимальная палитра и последовательность призваний, имеющих традиционную "закрепленность" в социуме. Но исчерпывается ли одарённость только такой "пропиской" в отраслях знаний? Никакой тест на IQ не ответит нам на вопрос о том, что ещё у ребенка есть не увиденного обществом, что заложило в него как в копилку природа, а мы не смогли этого разглядеть. Понимание и исследование проблем одарённости не заменяет проблему создания "инфраструктуры таланта" - мер и институциональных предпосылок его поддержки. Это и законотворчество и многочисленная переписка с властями всех уровней и "встраивание" в уже известные программы и национальные проекты. Скажу честно, - работа, не очень похожая на исследование творчества. На ум приходит следующее сравнение, как если бы нам сказали написать труд о китайской медицине. А для этого дали почитать отдельно книги по Китаю, отдельно - по медицине. А теперь давайте "соединим" это всё... Я думаю, что те из коллег, что приняли участие в наших круглых столах в Общественной палате, успели оценить этот аспект синтеза теории и управленческой практики. Но падать духом не нужно. Человек, чьим именем названы сегодняшние чтения, Георгий Иванович Челпанов, был не только психологом, но и логиком. Твёрдо убежденным в том, что силой разума можно решить многие вопросы, что осознанию подлежат самые разные феномены нашей повседневной жизни. Я думаю, что мы все должны руководствоваться этим принципом, и наш коллективный разум сможет решить проблемы выявления и поддержки талантов в нашей стране. Но кроме проблем с нашим всем известным управленческим аппаратом, известной проблемы вообще что-то новое создавать у нас в России, есть еще аспекты, связанные с тем, что кокетливо называют "глобализацией". Речь идёт не только об экономике, а о концепции способностей в принципе. Вы все знаете, что, статистика относительно математических способностей говорит в пользу раннего проявления этого таланта. Есть всем известные факты, например: среди 93 самых известных математиков мира, 78 проявили свою одарённость с детства. Это такие светила, как, Паскаль, Ньютон, Тэйлор, семья Бернулли, Эйлер, Гаусс, Давид Гилберт, и т.д. Так вот, мы общим словом "математика" называем целый спектр мыслительной практики. Но, сегодня, в Интернет-эпоху и мир коммуникации, сложных технических устройств и виртуальности делает актуальным способности, которые уже сложно отнести к чистой математике" или "чистой физике", например. В эпоху транснациональных корпораций возникает вопрос о некой "финансовой одарённости" и предрасположенности к финансовой деятельности тех или иных народов. Сопротивление экспансии корпораций, конкуренция гигантов мирового рынка делает актуальным национальный вопрос, национализм как фактор. А с этих позиций до проблем одарённости - рукой подать. Социолог и философ Зомбарт , например, говорил об "экономических нациях мира", таких как евреи или армяне. Французская историческая школа также говорит о "галльской" и "семитской" рациональности. Конечно, это политизация проблемы интеллекта, одарённости, но в эпоху глобализации она также имеет значение. Этот "националистический" подход, конечно, всё упрощает. Мы не должны в своих исследованиях за исходную посылку принимать всё то, что имеет популярность и часто звучит на устах политиков. Мы должны исходить из других мировоззренческих принципов. Более того, учёный, исследователь вообще не должен руководствоваться какой-либо идеологией. Другое дело - это когда я и мои коллеги по общественной палате вынуждены это учитывать при общении с государственными чиновниками и представителями корпораций. Уверена, что мы обойдемся без особых политических дискуссий. Нам нужны политические институты, но проблемы, обсуждаемые нами - это над-идеологические проблемы. Различные концепции одарённости, разнообразие требований к человеческому интеллекту и социальным "ролям" гениев не должны мешать нам в выявлении, развитии и поддержке одарённости, поиску новых форм и способностей наших детей. Отдельный вопрос хотелось бы обозначить - это выявление и поддержка талантов взрослых и иногда даже пожилых людей. Очень часто работу группы "Одаренное поколение" соотносят с известной программой "Одарённые дети". Но мы смотрим значительно шире на проблему в рамках Комиссии по интеллектуальному потенциалу нации и в рамках рабочей группы "Одарённое поколение". Актуализация способностей и талантов у человека, например, предпенсионного или пенсионного возраста требует совершенно других методик и условий, недели обнаружение одарённости у детей. А уж про социальные условия и говорить особо не надо - требования к выявлению одарённости у детей и взрослых отличаются в корне. Потому, очень хотелось бы услышать мнение специалистов и в этом вопросе. В заключение хотелось бы пожелать успехов и пригласить участвовать вас в работе Рабочей группы "Одарённое поколение".

28.03.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/14/publications/792
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован