17 августа 2009
1604

Выживает умнейший

17 Августа 2009 года
Выживает умнейший
Очень интересную ситуацию сейчас можно наблюдать на новосибирском рынке коммерческой недвижимости. В городе, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, построили далеко не все, что планировали, но даже при этом уже наблюдается перепроизводство коммерческих площадей. На этом фоне есть бизнес-центры и торговые центры, которые не понижают арендные ставки и полностью заполнены арендаторами!

В чем их успех? Он состоит либо в правильном месторасположении, либо в грамотно выбранной концепции, либо в предоставлении своим арендаторам максимального комфорта.

Все говорят: `кризис, кризис…` – а на мой взгляд, вполне нормальная рыночная ситуация. Просто те собственники, которые раньше не напрягались по поводу грамотного управления своими объектами, сейчас, мягко говоря, себя не очень хорошо чувствуют. А ведь дальше будет еще хуже! Прошло время `простой аренды` – теперь, работая в этой сфере, надо немного больше напрягаться, думать о будущем объекта, его развитии. Но, к сожалению, это еще не все осознали. Буквально неделю назад мы прекратили работу с одним из новых торговых центров города. Причина вполне банальна – недопонимание со стороны собственника! У него есть устойчивое мнение, что до сих пор можно диктовать условия арендаторам и не заниматься своим объектом. `Центр же в хорошем месте расположен`, – думают собственники. Так вот: если вы собственник объекта коммерческой недвижимости и вы до сих пор так рассуждаете, то вы следующий, кто пойдет за `Гранд Сити`!

Несколько слов хотелось бы сказать и арендаторам. В первую очередь, уважаемые арендаторы, требуйте нормальных условий аренды! Арендный бизнес – это направление B2B. Почему вы соглашаетесь арендовать помещение в так называемых бизнес-центрах без каких-либо намеков на нормальное существование? Что я называю нормальными условиями? Первое – климат. Прошло время офисов `на коленках`. В офисе должен быть нормальный климат: летом свежо, зимой тепло. Второе – уборка: ежедневная уборка арендуемых помещений, а также не менее двух раз в день уборка туалетов, обеспечение расходными материалами (туалетная бумага, салфетки, мыло). При этом вы как арендаторы не должны беспокоиться о том, кто это будет делать, – это забота собственника. Пусть он ищет уборщицу, отслеживает качество ее работы, покупает материалы. Сюда же входит уборка прилегающей территории. Входные зоны многих бизнес-центров в зимний период – это просто ужас какой-то! Если ты там не упал, то тебе повезло. Третье – охрана. Как правило, с ночной охраной вопросы решаются, но днем толпы распространителей не дают работать. Это же бизнес-центр, а не ярмарка! Необходимо ограничить доступ посетителей. Четвертое – техническая эксплуатация. Наверняка всем вам известны эти проблемы: то лампочка перегорит, то лифт не работает, то холодно, то жарко. А при обращении к собственнику с требованием устранить неполадки создается впечатление, что ты подаяние пришел просить. Пятое – места курения. От этого никуда не деться – есть сотрудники, которые курят и не курят. Создайте условия для обеих категорий! Шестое – почтовый ящик на первом этаже. Вы же бизнесом занимаетесь, у вас есть деловая переписка и корреспонденция, она должна к вам нормально доходить. Седьмое – парковка. С этим в Новосибирске непросто, я все понимаю. Но можно же как-то посодействовать, побеспокоиться об арендаторе!

Это только основные условия, я уже не говорю о дополнительных услугах: прием звонков, единое обеспечение жизнедеятельности офиса (вода, чай, кофе и т.д.), которые у нас никто не предоставляет. А в условиях строжайшей экономии благодаря дополнительным услугам арендаторы могли бы сэкономить до нескольких десятков тысяч рублей в месяц.

С торговыми центрами все еще сложнее! Я даже не затрагиваю тему комфорта покупателей. У нас до сих пор существуют торговые центры, в которых нет туалета для покупателей. А ведь торговые центры создаются для них, они приходят сюда тратить деньги! Арендаторы для собственника ТЦ – это вообще враг номер один. Хочешь разместить рекламу внутри здания – плати, хочешь провести рекламную акцию – плати. Все по-другому должно быть! Нет, арендаторы, конечно, тоже разные бывают. Когда мы весной предлагали арендаторам одного ТЦ провести совместную рекламную акцию – половина отказалась. Почему? Вы же арендуете помещение в торговом центре! Как говорится, `колхоз – дело добровольное`.

Подводя черту, хочу сказать: для того чтобы ситуация в сфере коммерческой недвижимости в Новосибирске хоть немного изменилась к лучшему, проявить инициативу должны все заинтересованные стороны (собственники, арендаторы, покупатели, управляющие компании). Только совместными усилиями мы выйдем на новый уровень!

17 Августа 2009 год.

www.ksonline.ru

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован