Прибытие Коидзуми в Ташкент для переговоров с президентом Каримовым вызвало огромный ажиотаж у узбекских властей, пишет газета "Коммерсант". Ведь японский премьер стал первым из лидеров демократического мира, который пожелал общаться с Исламом Каримовым после андижанского расстрела в мае прошлого года.
Поулыбавшись перед фотокамерами, японский премьер и узбекский президент удалились в комнату для переговоров, где долго общались за закрытыми дверями. Выйдя к журналистам, Ислам Каримов и Дзюнъитиро Коидзуми вновь сияли улыбками, однако детали переговоров не разглашали.
Комплименты, которыми японский премьер осыпал Ислама Каримова, были очень похожи на те, которые он за день до того говорил в Астане в адрес президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Назарбаев оказался менее скрытным, чем его узбекский коллега, и рассказал, о чем вел переговоры с японским гостем.
Лидеры Японии и Казахстана подписали договор о сотрудничестве в области атомной энергии.
Еще месяц назад глава Росатома Сергей Кириенко договорился в Астане, что Россия построит Казахстану его первую АЭС в Актау. Вероятно, Япония захочет подключиться к этому проекту.
Впрочем, если Россия будет противиться, японские энергетики смогут поучаствовать в других проектах - ведь власти Казахстана не намерены ограничиваться строительством одной АЭС. Кроме того, Япония, скорее всего, будет допущена к разработке урановых рудников Казахстана, обладающего 17 проентами мировых запасов урана.
Однако главный интерес для Японии представляет не только уран, но в первую очередь нефть и газ, отмечает "Коммерсант". Японская сторона этого и не скрывает.
Перед началом турне Дзюнъитиро Коидзуми прямо заявил: "Мы хотим развивать политические и экономические связи с Казахстаном и Узбекистаном, поскольку Япония должна искать альтернативных поставщиков нефти и газа. Мы не можем полагаться исключительно на Ближний Восток".
Токио давно лоббирует амбициозный проект строительства нефтепровода из Центральной Азии к побережью Индийского океана, проходящего через Афганистан и Пакистан, напоминает газета.
Судя по всему, эти планы находят поддержку и у казахского руководства, которое добивается привлечения новых инвесторов в нефтяной сектор для удвоения объема добычи. Япония также хочет войти в казахские нефтяные проекты и готова платить.
Здесь Японии предстоит жесткая конкуренция с Китаем и Россией, плотно опекающими регион. Россия связана с Центральной Азией трубопроводами еще с советских времен. А сейчас свою сеть трубопроводов создает и Китай.
Так, в декабре прошлого года был достроен нефтепровод Атасу-Алашанькоу, по которому уже в мае первая казахская нефть потекла в Китай. Вдобавок Казахстан и Узбекистан являются членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), стремительно превращающейся в полноценный военно-политический блок.
В ограничении влияния Китая и России на Центральную Азию заинтересована не только и не столько Япония. Укрепление позиций Москвы и Пекина в регионе заботит прежде всего США.
До мая 2005 года Вашингтону удавалось вести контригру, во многом опираясь на дружбу с Ташкентом. Однако события в Андижане сделали Ислама Каримова категорически неприемлемой для Запада фигурой, что подтолкнуло узбекского президента в объятия Владимира Путина и Ху Цзиньтао.
Инициативу удалось перехватить Москве, однако за свое покровительство Кремль потребовал от Ташкента полной капитуляции. В итоге 12 мая этого года президент России принял Ислама Каримова в своей сочинской резиденции и договорился о масштабном участии российского бизнеса в приватизации узбекских предприятий. Кроме того, российские компании добились крайне выгодных условий при разработке крупнейших газовых месторождений (Урга, Куаныш и группы Акчалакских), а также урановых и золоторудных.
Судя по всему, теперь Вашингтон начал жалеть о поспешном разрыве отношений с узбекским режимом и взял курс на их постепенное восстановление. В начале августа Ташкент посетил помощник госсекретаря США Ричард Баучер. А вчера Вашингтон повысил уровень контактов с Исламом Каримовым, не скомпрометировав при этом ни себя, ни своих союзников. Пострадать может разве что политическая репутация Дзюнъитиро Коидзуми, но она ему уже не понадобится - в конце сентября он уйдет в отставку.
Не исключено, что японский премьер найдет для Ислама Каримова нужные слова, подкрепив их обещаниями японских и американских инвестиций. И тогда президент Узбекистана, известный своей переменчивостью, может отказаться от тех условий дружбы, которые навязывает ему Москва.
http://skavkaz.rfn.ru
30.08.2006