Он - известный журналист, работавший в "Литературной газете", "Коммерсанте", "Русском телеграфе" и других изданиях с мировым именем; талантливый педагог и ученый, возглавляющий факультет Международной журналистики МГИМО, и наконец, - просто папа своего сына. Благодаря Детскому радио ("Дети FM"), все перечисленные качества Ярослава Львовича Скворцова объединились. Теперь он еще и ведущий новой авторской программы "Наши университеты".
Передача выходит в эфир каждую среду в 22 часа. Ее цель - помочь родителям разглядеть будущее их ребенка. А помогают в этом гости Ярослава Львовича, которые вместе с ведущим рассуждают в прямом эфире о насущных вопросах воспитания и образования. Мы расспросили Ярослава Львовича, о том, как ему живется в новой роли.
Насколько мне известно, Вы никогда раньше в детской журналистике не работали, а теперь Вы - ведущий собственной авторской передачи на Детском радио. Что к этому привело?
Небольшая поправка: опыта в детской журналистике у меня не было, кроме публикации в журнале "Пионер" в 1990 году. Я тогда работал редактором отдела внешней политики "Литературной газеты" и мне стало интересно написать что-нибудь для детского журнала. С передачей "Наши университеты" все было еще проще. Мой добрый знакомый Евгений Комбаров, который сейчас является руководителем проекта, сделал мне предложение, от которого нельзя было отказаться. Впервые эту тему мы подняли в начале июля этого года, после была приемка, затем отпуск, а с конца августа программа начала выходить.
Первый эфир был ознакомительным, мы беседовали с заместителем главного редактора Игорем Мушастиковым, обсуждали концепцию новой передачи. Наш разговор помог мне до конца понять, что это будет за формат. Надо отдать должное Детскому радио, они меня абсолютно ни в чем не ограничивают. Я самостоятельно формулирую темы передач и подбираю гостей.
Может раскроете секрет, как Вы готовитесь к предстоящим эфирам?
Заниматься этим одновременно интересно и ответственно. Слушателю должна быть понятна наша концепция, должно быть ясно, что темы и собеседники появляются на передаче не случайно. Однако признаюсь честно, - у меня нет плана на несколько месяцев вперед. Просто по мере того, как мы работаем, складывается представление, что нужно делать дальше.
После третьей программы я для себя решил, что формулировать темы надо просто: "Ребенок хочет учиться за границей: плюсы и минусы". Или вот еще - тема одной из последних передач: "Ребенок сидит в интернете: за и против". Что и как влияет на детей, что формирует их личностные качества, помимо родительского участия? Именно в ходе ответа на этот вопрос и рождаются темы будущих передач. Мы с моими гостями-экспертами пытаемся давать ненавязчивые, но, хочется верить, дельные советы о том, как себя вести родителям в той или иной ситуации. К примеру, однажды моим гостем был наш профессор Андрей Борисович Зубов. Мы говорили с ним о том, как отвечать на вопросы детей, касающиеся истории. "Плохим или хорошим человеком был Сталин?", "Почему до сих пор не похоронили Ленина?" - детские вопросы, взрослые ответы. Надо быть готовым к тому, что ребенок эти вопросы задаст.
Что же касается непосредственно подготовки к эфиру, перед передачей, конечно, надо настраиваться. Я, например, в этом году попросил, чтобы у меня по средам, в день эфира, не было в МГИМО никаких пар. Хотя передача начинается в 22 ч. и на работу я приезжаю только к 21 ч., все равно должна быть возможность спокойно привести мысли в порядок. Я никогда не пишу себе никаких шпаргалок, но для меня важно, чтобы последние несколько часов перед эфиром голова была загружена на близлежащую тему.
На первой передаче Вы пошутили, что начинать думать о высшем образовании своего малыша можно уже после того, как ему исполнится два месяца. Но ведь даже взрослые люди не всегда профессионально ориентированы. Насколько реально привести к этому ребенка? И еще вопрос свободы: насколько свободны в своем выборе родители и насколько дети?
Помните, в мультфильме "Простоквашино": "Ты, конечно, сынок как хочешь, но только мы тебя в город забираем"... Это все равно, как "ты, конечно, потом можешь стать космонавтом, но сейчас должен пойти на определенный факультет определенного вуза". На самом, деле все просто: можно любить своего ребенка, а можно - себя в своем ребенке. Важно не совершать насилия над личностью. Если ты хочешь, чтобы твой ребенок увлекался классической музыкой, разбирался в живописи и в музеи ходил не из-под палки, а с удовольствием - нужно делиться своей любовью к определенным вещам, а не заставлять любить их. Если уж вы так уверены, что лучше знаете, какая профессия подходит вашему ребенку - попробуйте показать интерес этой профессии и аккуратно подвести его к верному шагу. Однако сам этот шаг он должен сделать самостоятельно. Родитель должен уметь в определенный момент сказать: "Это твой выбор, я его уважаю". Конечно, это в теории все так просто и красиво, а на практике гораздо сложнее. Самое главное - почувствовать и понять, что нужно ребенку. Если этот подход соблюдается, то, скорее всего, до него можно будет достучаться.
Какие лично у Вас надежды связаны с программой "Наши университеты"? Что бы Вы хотели донести до слушателей?
Самая большая надежда - активная обратная реакция слушателей, ее демонстрируют звонки в прямой эфир. Важно понимать, что мы вещаем не в пустоту, а на живую аудиторию, у которой есть свое представление о том, что правильно, что неправильно. Формат прямого эфира, телевизионного или радийного - все равно, это как выступление на конференции, где собрались уважаемые люди. Время эфира, с одной стороны, ограничено, с другой - его достаточно много, чтобы прийти к каким-то выводам. Мне, в свою очередь, просто хочется поделиться своим мнением и услышать своего собеседника, своих слушателей.
Беседовала Яна ГОРДЕЕВА,
корреспондент Управления интернет-политики
13.10.2009