В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Ясен Засурский - декан факультета журналистики МГУ им. Ломоносова.
Эфир ведет Владимир Варфоломеев.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Я с радостью представляю нашего сегодняшнего гостя. Это человек, который имеет непосредственное отношение к появлению многих известных российских, московских, в том числе и эхомосковских журналистов. Ясен Николаевич, добрый день.
Я. ЗАСУРСКИЙ Добрый день, я рад быть у вас. И я имею отношение даже к тому, что появилось "Эхо Москвы". Вы представляете, как это было сложно в 90-м году? У нас кафедра радио есть, там энтузиасты были такие, Игорь Нухович Тхагушев, Ружников. Говорит: "Принят закон 12 июня о СМИ, давайте создадим свое радио". Денег нет, но, тем не менее, нас поддержали.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Энтузиазм и идеи.
Я. ЗАСУРСКИЙ Да, Гаврила Харитонович из тогда Моссовета, поддержал Коротич, "Огонек", и радиоассоциация Советского Союза. Нам повезло, у нас оказался ангел-спаситель Сергей Львович Корзун. Он пришел с французского вещания к нам и все это дело организовал. Даже нашел каморку около Красной площади, и эти подрывные передачи начались прямо в 300 м от Красной площади. И если бы я отмечал День Радио, я бы его отмечал или 22 августа, когда начало вещать "Эхо Москвы", или 13 января, когда "Эхо Москвы" действительно доказало, что оно является серьезной радиостанцией. Знаете, почему 13 января?
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Вильнюсские события.
Я. ЗАСУРСКИЙ Да. Когда в Вильнюс приехали ребята из "Эха" и начали вещать, тогда Москва настроилась на эту станцию, и она получила признание. Это замечательно.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Спасибо за то, что Вы вспомнили эту историю, спасибо за теплые слова. День Радио отмечается именно сегодня, 7 мая. История радио в целом, конечно же, много дольше и богаче, чем история любой отдельно взятой радиостанции. Почему сегодня радио, одно из самых старых СМИ после газет, (потом появилось телевидение, сейчас интернет бурно развивается), еще востребовано, причем рейтинги станций высоки? Не только здесь, в России, в Европе, в Америке. Почему радио еще слушают?
Я. ЗАСУРСКИЙ Есть несколько причин. Если говорить об Америке, там чуть ли ни 500 млн. радиоприемников. Дело в том, что каждый автомобиль в Америке имеет радиоприемник. И число радиослушателей равно числу автомобилей. На семью иногда приходится 2-3 автомобиля. Приемников много, утром слушают радио, когда моются, бреются. И потом, радио, я считаю, очень эффективный, может быть, самый содержательный вид СМИ. Дело в том, что все, что сообщается, передается словесным рядом. И если вы в газете можете сделать карикатуры, как-то сверстать материал, и вы можете посмотреть на полосу, все узнаете, на телевидении у вас есть образ, здесь слово работает. И я думаю, что слово живое, востребованное, и, видимо, этим объясняется живучесть радио. Но, кроме того, вы учтите, что радио стало важной частью всей цивилизации, урбанизированной. Если вы едете на шоссе в Германии, подъезжаете к Берлину, вдруг ваш приемник прекращает передачу, и тогда включается: "У въезда в Берлин пробка, объезд через такой-то выезд", и т.д. Радио выполняет очень много функций.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Радио помогает жить.
Я. ЗАСУРСКИЙ Да. Я считаю, что это замечательно. Я воспитан на радио. В детстве у нас была тарелка, потом мы слушали футбол, как Синявский сообщал нам всем, как выясняется, неправильно, но очень интересно.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Это ведь неважно уже.
Я. ЗАСУРСКИЙ Неважно.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Главное зацепить.
Я. ЗАСУРСКИЙ Потом я изучал английский язык. И поэтому я являюсь одним из старейших слушателей самой лучшей в мире радиостанции BBC. Она вещает на английском языке. Я слушаю английское вещание и думаю, что это действительно высочайший стандарт радио. Я думаю, что "Эхо" иногда к этому приближается. Хотя не хватает мощи информационной в этом смысле. Но у них огромная сеть.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ По-английски нам говорить не придется?
Я. ЗАСУРСКИЙ Может быть, когда-нибудь, когда в Москве будет очень много американцев или англичан, или все китайцы начнут говорить по-английски, тогда придется и вам вещать.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Вам не кажется, что в Москве сейчас очень много самих радиостанций? Только в официальных рейтингах, которые составляют "Комкон" и "Гэллап", более 30 наименований тех, кто вещает, в основном, в FM и УКВ-диапазоне. Есть еще средние волны, есть еще короткие волны, совсем маленькие станции. Не слишком ли много вещателей, даже на один такой большой город, как Москва?
Я. ЗАСУРСКИЙ Если брать мировые прецеденты, но нет, конечно. Скажем, в Нью-Йорке в каждом районе есть своя небольшая радиостанция. Их очень интересно слушать. Обычно они сообщают об ограблениях, убийствах. "У нас недавно ограбили рядом магазин".
В. ВАРФОЛОМЕЕВ То есть типичное локальное медиа?
Я. ЗАСУРСКИЙ Вообще, радио локальное очень эффективно, действует очень хорошо. Я думаю, в Москве наше радио не локальное. Оно, к сожалению, все музыкальное, и все разное. Есть и рэпы, и что угодно. Нет классической музыки, но ее, видимо, невозможно на коммерческом телевидении сделать. Когда-то я был председателем лицензионной комиссии, и ко мне подошел очаровательный молодой человек, говорит: "Я хочу, чтобы все слушали классику. Дайте нам частоту". И мы, наивные люди, ему частоту выделили. Назвали радиостанцию "Классикой". Эту радиостанцию сейчас же купили опытные и умелые радиодеятели и сделали классику рока. Они сказали: "Почему классика только Чайковский? Рок это еще лучше".
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Красивая игра слов, но лишила многих меломанов того, что бы им хотелось услышать.
-
В. ВАРФОЛОМЕЕВ В первой части нашей беседы, когда Вы упомянули о музыкальных радиостанциях, Вы произнесли так: "Увы, музыкальная станция". Почему "увы"?
Я. ЗАСУРСКИЙ Я не против музыки. Есть много молодых людей, которые ее слушают. И особенно молодых людей, которых называют в Америке "яппиз". Эти богатые молодые люди слушают эту музыку. И не только богатые. Это, вообще, неплохо. Но мне кажется, что, кроме таких радиостанций, должно быть больше информационных и большее разнообразие. К сожалению, у нас есть только "Орфей", который не так хорошо живет. Говорят, будет "Культура". Но мне кажется, что "Классика" в Москве, где много меломанов, могла бы найти себе нишу. Может быть, все-таки не на FM, но ведь в других случаях будет худший звук. И настоящий звук может быть, наверное, только в FM. И поэтому должно быть серьезное музыкальное хорошее вещание.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Разве радио должно быть таким большим, масштабным носителем именно музыки?
Я. ЗАСУРСКИЙ Мы живем в пространстве - земля, воздух, вода. И воздух, звук это очень важно. Есть всякие характеристики времени. Есть звуковые, музыкальные, шлягерные. Музыка, конечно, очень важна. Я думаю, что она является очень важной частью жизни, особенно молодых и не только молодых людей. Ночью слушают вас люди разного возраста. Мне кажется, что музыка это важно. Важно, чтобы она была разнообразной. Все пользуются музыкой. Я был в Америке, беседовал со студентом-теологом, он меня вез на аэродром. И он мне проигрывал все время музыку в разных вариантах: рэп, и всюду церковная музыка, во всех новейших музыкальных видах. Церковь любит любую музыку. У нас церковь более строга или консервативна, но американцы, французы...
В. ВАРФОЛОМЕЕВ На одном интернет-форуме я встретил такое мнение: "музыкальная радиостанция - не есть журналистика", я так это сформулирую.
Я. ЗАСУРСКИЙ Можно сказать, что журналистика - только новости. Но ведь радио, телевидение это не журналистика, это медиа. Это посредники, которые соединяют людей, объединяют всех нас. Это средство коммуникации, они создают общность. И музыка очень важна для создания общности.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Чему вы учите в плане радиовещания на журфаке? Чему можно научить?
Я. ЗАСУРСКИЙ Во-первых, они все выпускают на первом курсе новостную радиопередачу.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Все-таки с новостей начинаем.
Я. ЗАСУРСКИЙ С новостей. И они испытывают самые большие трудности при выпуске радиопередач. Им легче даются телевизионные передачи и газеты. Потому что здесь им надо говорить то, что сами думают или хотя бы хотят думать. И оказывается, очень трудно начать говорить для публики, для общества. Публичная речь, оказывается, сложнее для молодых.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Если современные СМИ, например, электронные, радио и телевидение это, прежде всего, медиа-посредник, то зачем журналисту думать?
Я. ЗАСУРСКИЙ Думать ему, как считают многие, особенно начальство, это вообще, роскошь, для всех.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ "За вас уже все придумали".
Я. ЗАСУРСКИЙ "Что такое, вас ист дас, фюрер думает за нас". Это все давно известно, это так. Но журналист должен думать, и должен больше думать, чем часто они думают. Но я думаю, что как раз у вас думающие журналисты имеются, и вы специально проводите дискуссии, это очень хорошо.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ По случаю Дня Радио о радиовещании мы еще поговорим. Но давайте в целом о российских СМИ. Сегодня ведь еще одна дата, 3 года с момента официального вступления в должность президента Владимира Путина. Сегодня в нашем эфире мы уже обсуждали его достижения, его провалы и прочее. В сфере массовых коммуникаций, российских СМИ за эти 3 года какие изменения произошли, в какую сторону?
Я. ЗАСУРСКИЙ Если говорить о самом президенте, в отличие от президента прошлого, Ельцина, который был легкий, доступный для журналистов, Владимир Владимирович более строгий, более фотогеничный. Это, конечно, факт. Но что касается СМИ, то наша беда в том, что свобода печати у нас существует только с 90 года. 13 лет, роковое число. И к ней не приучены даже журналисты. Но еще меньше приучены владельцы и руководители. Это беда нашей журналистики, что наши депутаты, министры и даже президенты по- своему понимают и печать, и радио, все СМИ. Они их рассматривают с точки зрения управления государством и не видят пользы в том, для чего существует на самом деле журналистика. Журналистика это оппозиция. И в Англии не могут себе представить без оппозиции ее величества. И мне кажется, что когда наши руководители, президенты, премьеры поймут, что для нормального руководства страной, государством нужна настоящая оппозиция, тогда они поймут роль прессы и не будут обижаться на нее, а будут благодарить.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ А почему журналисты должны выполнять роль политических движений, объединений и партий, если говорить об оппозиции?
Я. ЗАСУРСКИЙ В данном случае речь идет не о политической оппозиции, а, скорее, об оппонировании. Они должны быть оппонентами. Журналистика следит за всем: за погодой, "завтра будет дождь", она должна предупреждать людей о том, что хорошего, что плохого их ждет, какие опасности. И здесь, я думаю, журналистика универсальна.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ То есть роль социального или, точнее, общественного контролера?
Я. ЗАСУРСКИЙ Да, и санитара. Это неприятная роль, ее выполняют вороны иногда. Но приходится иметь дело журналистике, выполнять эту роль санитара.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Вообще-то, опыт последних лет показывает, что это в основном в редакции некоторых газет, теле- и радиоканалов приходят люди в белых халатах и начинают нас лечить.
Я. ЗАСУРСКИЙ Хорошо, когда в белых, а когда в пятнистых - это гораздо развлекательнее, но менее приятно.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Существует довольно распространенное мнение о том, что за 3 года своего президентства Владимир Путин уничтожил или почти ликвидировал главное достижение эпохи Ельцина, свободу слова. На Ваш взгляд, это так или нет?
Я. ЗАСУРСКИЙ Если говорить о телевидении, то, конечно, наше телевидение, общероссийское, сегодня существенно обеднено. У нас нет, по существу, НТВ. У нас, конечно, снизился уровень разнообразия, плюрализма. Это негативные моменты. Я думаю, что их невозможно отрицать, нельзя не замечать, об этом можно только пожалеть. Но будем надеяться на то, что будут развиваться другие медиа, скажем, интернет. И у нас появляются новые телевизионные компании, действующие, не в метровом диапазоне. Я думаю, будет развиваться кабельное, спутниковое. Конечно, за эти 3 года плюрализм СМИ не увеличился.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Вы согласны с тем, что закон о печати, принятый еще в РФ уже более 10 лет назад, устарел, не соответствует нынешним реалиям, и пришло время делать новый закон? В Минпечати проект уже подготовлен.
Я. ЗАСУРСКИЙ Я категорически с этим не согласен. Я считаю, что этот закон один из лучших законов, которые были приняты за последние 100 лет в мире о печати. Это прекрасный закон, и он может действовать. Мне кажется, что законы нельзя так быстро менять. Я читаю лекции своим студентам по истории журналистики. Я читал недавно высказывание Джефферсона 1800 года. Когда Джефферсону предложили изменить закон, он сказал: "Вы знаете, нельзя менять этот закон. Пока мы живы энтузиазмом и революцией, мы можем понимать, что такое свобода. Если мы сейчас изменим, в Америке свобод не будет". И в Америке не меняли Конституцию ни в XIX, ни в XX, ни в XXI веке. Это приносит свои результаты. Изменение Конституции, изменение таких законов, как закон о печати, наносит вред свободе, демократии. Я считаю, что это очень неправильно, что этот закон меняют и ухудшают.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ К сожалению, мы обращаемся к нашему пейджеру только сейчас, под занавес беседы. Есть целый ряд вопросов, на которые, как я надеюсь, Вы ответите. Татьяна спрашивает: "Как Вы относитесь к тому, что на радио работают не профессионалы?"
Я. ЗАСУРСКИЙ Я думаю, что в журналистике понятие "профессионал" очень сложное. Профессионалов, вообще, очень мало в журналистике.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ И что такое "профессионал"? Человек, у которого есть на руках диплом об окончании именно профильного вуза?
Я. ЗАСУРСКИЙ Конечно, лучше, когда у него есть диплом. Но главное, чтобы он был профессионалом в своем деле, умел правильно говорить, правильно писать и понимать, о чем он говорит. Наш преподаватель, очень известный человек, Юрий Михайлович Батурин, космонавт, доктор юридических наук и наш выпускник, говорил, что он спрашивал у студентов и просил: "вы объясните мне каждое слово, которое вы говорите". Не все могли объяснить. Мне кажется, что профессионал должен быть такой журналист, который употребляет только те слова, которые понимает и которыми он сознательно управляет.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Теперь реплика от Нины Ивановны. "Господин Засурский, мне кажется, что Вы воспитываете в своем институте журналистов-антироссиян. Почему Вам не нравятся такие журналисты, которые любят свою Родину и свою страну?" По-моему, у нашей слушательницы создалось ложное впечатление, к сожалению.
Я. ЗАСУРСКИЙ Я люблю Россию, люблю свою страну. Но это не значит, что я хочу, чтобы наша страна была отсталой, убогой и не демократической. Я хочу, чтобы она была демократической, свободной, уважающей права человека. Она такой страной становится, и я хотел бы, чтобы она такой была.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ И чтобы журналисты, в меру своих возможностей, помогали стране становиться именно такой.
Я. ЗАСУРСКИЙ Да. Мы хотим идти в цивилизацию. И, кстати, уж если говорить о президенте Путине, он об этом заявлял. Может быть, это будет реализовано. Я думаю, что цивилизация не противоречит России.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Большое спасибо Вам за участие в нашей программе. Но я надеюсь, что Вы в полной мере примете на себя и те поздравления, которые приходят нам сегодня, в День Радио.
Я. ЗАСУРСКИЙ Спасибо, я желаю успехов радио "Эхо Москвы". Я его слушаю, люблю и желаю вам процветания и успехов в это трудное, нелегкое время. Тем не менее, можно быть свободным. И ваше радио показывает это и доказывает.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Можно и нужно.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Ясен Засурский - декан факультета журналистики МГУ им. Ломоносова.
http://www.echo.msk.ru/interview/22123/
07.05.2003