24 октября 2006
2133

Юбилей Софии Губайдулиной

75 лет исполняется выдающемуся современному композитору Софии Губайдулиной.

Ее имя продолжает знаковый композиторский ряд - Альфред Шнитке, Эдисон Денисов...

Музыкальное творчество Губайдулиной сложно соотнести с одним определённым стилем. Ее композиторское мышление сформировалось на универсальной культурной почве, синтезировало западный и восточный пласты в единое пространство.

Еще в советские времена она избрала позицию свободного художника и находила средства к существованию, сочиняя музыку к кинофильмам. Германия дала ей возможность быть свободным человеком. В 1991 году она получила немецкую стипендию, а потом переселилась в собственный дом под Гамбургом, хотя сохранила российское гражданство.

С Россией у Софии Губайдулиной сложные отношения. Последний раз он была на родине в 2001 году, когда в Казани проходил Международный фестиваль, посвященный 70-летию композитора. Тогда Губайдулиной вручили приз "Тишина" - как признание отечеством ее творчества.

В день юбилея Софьи Губайдуллиной в концертном зале Академии им. Гнесиных прозвучит ее сочинение "Семь слов" для виолончели, баяна и струнного оркестра. Исполнители - Владимир Тонхи и Фридрих Липс, которым оно и было посвящено".


Рассказывает наш корреспондент Анна ИЛЬИЧЁВА:

"София Губайдулина - феномен женщины-композитора, индивидуальность глобального творческого масштаба, философски мыслящий музыкант. Ее имя продолжает знаковый для каждого профессионального музыканта ряд - Альфред Шнитке, Эдисон Денисов...

Кстати, числам Губайдулина придает особое значение - ряд чисел Фибоначчи она рассматривает как систему "природную" и использует для формирования музыкального дыхания в произведении - тематизма.

Музыкальное творчество Губайдулиной сложно соотнести с каким-то известным стилем. Авангардизм, структурализм, минимализм, неофольклоризм, неоклассицизм - набор префиксов никак не задевает в полной мере индивидуальность композитора. Ее композиторское мышление сформировалось на универсальной культурной почве, синтезировало западный и восточный пласты в единое пространство.

Как пишет Валентина Холопова, автор первой монографии о композиторе, "есть точки в мировой географии, в которых неотвратимо сходятся громадные культурные миры - Запад и Восток. В одной из таких точек 24 октября 1931 года родилась композитор Софья Губайдулина". Ее родина - город Чистополь, семья - русско-татарская. Дед был духовным лицом и педагогом-просветителем, но родной язык Софии - русский.
Процесс глобализации не остановить - все в мире становится единым. Для выдающихся композиторов XX века, единым стали коммуникативные связи "автор - исполнитель".

Музыка Губайдулиной, наряду с масштабностью и духовностью, отличается, по мнению композитора Светланы Голыбиной, "трепетным отношением к исполнителю".

Именно понятие "свобода" определяет сущность музыкального пути Губайдулиной. Еще в советские времена она избрала позицию свободного художника и находила средства к существованию, сочиняя музыку к кинофильмам. Германия дала ей возможность быть абсолютно свободным человеком, возможность "иметь свободную душу", как говорит София Асгатовна. В 1991 году она получила немецкую стипендию, а потом переселилась в собственный дом под Гамбургом, но сохранила российское гражданство.

С Россией у Софии Губайдулиной сложные отношения. Последний раз он была на родине в 2001 году, когда в Казани проходил Международный фестиваль, посвященный 70-летию композитора. Губайдулиной вручили приз "Тишина" ("Silenzio") - как признание отечеством ее творчества. Странно, тишина, молчание, пауза - именно так можно определить официальное отношение "музыкальных кругов" к выдающему русскому композитору, который востребован на Западе больше, чем в отечестве. В Союзе московских композиторов вопрос о Губайдулиной вызвал безразличную интонацию. В программе традиционного фестиваля современной музыки "Московская осень" нет ни одного произведения мастера.

Но в жизни, как и в музыке Софьи Губайдулиной, синтезировались полюсы взаимного притяжения. Тишина - шум. Запад - Восток. Активность - медитация. Свет - тьма. "Vivente - non vivente". Композитор называет это "бинарная оппозиция".

Возможно, именно как оппозиция в день юбилея в концертном зале Академии им. Гнесиных прозвучит произведение "Семь слов" для виолончели, баяна и струнного оркестра в исполнении Владимира Тонхи и Фридриха Липса, которым оно и было посвящено.

Как культурная оппозиция предубеждениям человеческим, этническим, общественным."


http://www.cultradio.ru/doc.html?id=96010

24.10.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован