27 февраля 2012 г. Сербия получила статус кандидата в члены Европейского союза.
Интеграцию этой страны в Евросоюз Брюссель рассматривает в качестве одного из способов повысить уровень безопасности в регионе и разрядить напряженность после межэтнических войн и конфликтов 1990-2000-х годов. В свою очередь, Сербия связывает с ЕС надежды на разрешение экономических проблем, дальнейшую модернизацию страны и окончательную стабилизацию в регионе.
Вместе с тем руководство Евросоюза требует от Сербии непопулярных в глазах населения уступок по проблеме Косово, призывая Белград предпринять дальнейшие шаги по признанию суверенитета края, провозгласившего независимость в 2008 г. Войска НАТО закрыли границу между Сербией и Косово в 2008 г. после того, как косовские сербы, протестовавшие против отделения края, сожгли таможенные и миграционные посты в Ярине и Брняке на севере и западе от Митровицы. В 2010 г. пограничный пост в Ярине был взят под контроль силами KFOR НАТО под руководством американских военных. Условием получения статуса кандидата объявлялось обеспечение работы миссии Европейского союза в области верховенства закона (EULEX) и KFOR на всей территории Косово и достижение соглашения о региональном представительстве Косово. В 2011 контроль над границей между Косово и Сербией ослаб, но ЕULEX и KFOR сохраняют официальное присутствие в крае. Западные страны критиковали Сербию за поддержание и финансирование "параллельных структур" в Северном Косово, в том числе муниципального правительства и полиции, что было расценено как воспрепятствование деятельности международной администрации EULEX. Создавая баррикады на дорогах и нападая на КПП, сербы использовали непатрулируемые дороги для того, чтобы поддерживать свои "параллельные структуры"
19 апреля 2013 г. в Брюсселе состоялось подписание соглашения о нормализации отношений между Сербией и Косово. Соглашение дает возможность косовским представителям участвовать в международных конференциях и форумах в качестве самостоятельного участника под названием "Косово", но с оговоркой: "Это не решает вопрос о статусе Косово и соответствует Резолюции 1244 СБ ООН и определению Международного суда по декларации о независимости Косово". Договор между Белградом и Приштиной регулирует условия проживания и управления территориями на севере Косово, где сербы составляют большинство, и его положения частично удовлетворяют требованиям Евросоюза. Согласно документу, Сербия отказалась от контроля над северными анклавами. Сербское правительство вынуждено закрыть сербские муниципалитеты и демонтировать остальные сербские учреждения в Косово. Теперь органы управления в сербских анклавах Косово должны подчиняться Приштине.
Власти Белграда, стремясь соответствовать требованиям ЕС, выдали Международному суду в Гааге всех обвиняемых в военных преступлениях (47 человек). Румынии Сербия обещала гарантировать права "румынского национального меньшинства", к которому официальный Бухарест относит не только проживающих в Сербии 30 тыс. этнических румын, но и 40 тыс. сербских влахов.
Для вступления в ЕС Сербии нужно предпринять дальнейшие эффективные шаги во внутренней политике, а именно - искоренить коррупцию, усилить деятельность по обеспечению правопорядка, укрепить судебную систему и обеспечить защиту прав человека. В соответствии с планом регионализации, который разработал специальный докладчик Евросоюза по Сербии Йелько Кацин, в составе Сербии выделяются 5-7 регионов, включая Воеводину и Санджак, населенный преимущественно мусульманами. Эти области должны сформировать свои органы власти, развить собственную банковскую систему и получить максимальную финансовую самостоятельность. Реализация этого плана будет фактически означать разделение Сербии на конфедерацию по национальному и территориальному признаку. В 2011 г. правительство Сербии приняло закон, по которому Воеводина имеет право сформировать свое правительство, создать банк, проводить собственную бюджетно-налоговую политику. Не исключено, что одним из условий вступления Сербии в ЕС будет предоставление Воеводине особого статуса "еврорегиона", где европейские институты и законы будут превалировать над национальными.
Часть сербского населения опасается, что за вступление в ЕС Сербии придется заплатить утратой национальной идентичности и превращением в конфедерацию региональных образований, что станет завершением развала Югославии. В то же время правительство Сербии рассматривает членство в ЕС как единственный способ для страны сохранить политическую самостоятельность и в будущем стать субъектом (а не только объектом) международных отношений.
Ожидается, что присоединение к Евросоюзу будет способствовать повышению уровня благосостояния в стране. По данным сербского правительства, благодаря подписанию Соглашения о стабилизации и ассоциации сербские экспортеры заработали за счет экспорта в ЕС 1,5 млрд евро. Ежегодно ЕС выделяет Сербии 200 млн евро финансовой помощи. Начиная с 2000 г. стране было предоставлено на различные цели 3,3 млрд евро. За последние 12 лет из Европы поступило в виде прямых инвестиций на проведение приватизации более 7 млрд евро. Однако новые промышленные объекты созданы не были, а финансовые средства растворились. Европейские страны переносят часть своих производственных мощностей на территорию Сербии, но их объемы незначительны и мало отражаются на общей ситуации в экономике. Сербы, скорее всего, будут вынуждены сокращать посевные площади и объем продукции, производимой в сельском хозяйстве, чтобы соответствовать стандартам ЕС.
Согласно результатам исследования, проведенного в 2012 г. Фондом опросов общественного мнения "Ipsos Strategic Marketing" и белградской телевещательной компанией B92, 48% сербов поддерживали вступление страны в ЕС, 33% - выступали против. По данным Центра стратегического маркетинга, число сторонников европейской интеграции никогда не опускалось ниже 46%. Причем среди них всегда преобладали молодые люди, которые придерживались европейской системы ценностей, выступали за европейский образ жизни.
Однако в нынешних неблагоприятных экономических условиях поддержка снизилась примерно на 20%. Все больше граждан в возрасте 18-29 лет выступают против вступления в ЕС: по последним данным, 42% против 41% выступающих "за". Каждый второй студент и старшеклассник против членства, одна треть - "за". Молодежь считает, что ЕС ограничивается политическими критериями, а их больше интересуют возможности обучения, права человека, студенческие обмены. Большинство противников евроинтеграции проживают в Белграде. По данным исследования Белградского центра политики безопасности, в целом 47% опрошенных горожан высказались за вступление в ЕС, среди тех, кому больше 60 лет, интеграцию поддержали 51%. Люди старшего поколения считают преимуществами Евросоюза демократию и свободный обмен товарами. При этом 44% полагают, что сам ЕС не стремится к тому, чтобы Сербия стала его членом. При постановке вопроса, готовы ли сербы для вступления в ЕС пойти на отделение Косово, поддержка сокращается до 20% .
Противники евроинтеграции считают главным экономическим и политическим партнером Сербии Россию и рассчитывают на получение от нее финансовой помощи без жестких политических и экономических условий. Для них Россия - надежный защитник сербских интересов, особенно в отношении Косово.
Президент Николич занимает двойственную позицию, выступая за присоединение Сербии к ЕС и одновременно за экономическое сотрудничество с Россией, основанное на близости языка, религии, культуры и истории. По его словам, кроме торгового сотрудничества с Москвой, Сербия займет "нейтральную" позицию и не будет подавать заявку на вступление в НАТО, а на переговорах с Евросоюзом не пойдет на уступки и не откажется от Косово. При этом президент не исключил, что Сербия может признать независимость Абхазии и Южной Осетии в ответ на международную поддержку независимости Косово. Тем не менее Николич стремится, чтобы государственные институты Сербии были обустроены по образцу стран Евросоюза. В то же время отсутствие таможенных ограничений в торговле с Россией (все товары можно ввозить беспошлинно, за исключением продукции автомобильной промышленности) способствует развитию сотрудничества Сербии с Евразийским союзом. Ранее, в 2007 г., будучи заместителем председателя Сербской радикальной партии, Николич заявлял, что интересам сербского народа отвечает присоединение Сербии к Союзному государству Белоруссии и России.
В мае 2013 г. в Сочи была подписана декларация о стратегическом партнерстве между Россией и Сербией, которое охватывает все сферы взаимодействия, включая политику, торговлю, экономику, культуру, науку, технику и образование. Стратегическое партнерство между двумя странами предусматривает политическую координацию по вопросам двусторонних, региональных и международных отношений, укрепления всеобщего мира и безопасности, совместную работу в рамках ООН, взаимодействие в рамках других международных форматов, борьбу с распространением оружия массового уничтожения и другими вызовами глобального характера. Сочинский документ определяет общее видение некоторых проблем мирового порядка, включая поддержку полицентричности и принципа "равной безопасности", отстаивание прерогатив ООН.
Сближение Белграда и Москвы определяется, главным образом, экономическим фактором. Экономика Сербии базируется на производстве сельскохозяйственной продукции, основным покупателем которой является Россия. Сербия ежегодно экспортирует в Россию товаров на 800 млн долл. Хотя Сербия подписала соглашение о свободной торговле с Россией, согласно которому почти 90% продукции подлежит беспошлинному режиму экспорта, сербские производители недостаточно используют эти льготы из-за плачевного состояния местной промышленности. Льготным режимом для Белграда стали пользоваться иностранные инвесторы, открывшие в Сербии производства, специально ориентированные на беспошлинный экспорт продукции в Россию.
Однако в случае вступления Сербии в ЕС Белград не сможет пользоваться договором о свободной торговле с Россией. Интеграция в Евросоюз несовместима с режимом свободной торговли с Россией, так как ЕС - это единое экономическое пространство, отдельные части которого не могут состоять в сепаратных экономических отношениях и в свободных торговых зонах с третьими странами. Сербия не сможет углублять сотрудничество с Европейским союзом и одновременно рассчитывать на торгово-экономические преференции со стороны России. Справедливости ради стоит отметить, что режим свободной торговли между двумя странами не играет критически важной роли ни в экономике Сербии, ни тем более в экономике России.
В 2009 г. российская компания "Газпром нефть" приобрела сербскую государственную энергетическую компанию NIS, которая функционирует не только в Сербии, но и в Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине. Благодаря этой сделке Россия получила возможность осуществлять бизнес-деятельность в этих государствах. Более того, согласно плану роста, NIS приняла решение о расширении розничной сети в регионе через инвестиции "Газпрома" в объеме 2 млрд долл. В 2013 г. "Газпром" и сербская государственная компания "Сербиягаз" создали совместную компанию, в которой российский монополист получил контрольный пакет акций. По мнению некоторых сербских политиков и экономистов, Сербия в результате этого решения потеряла контроль над своими газовыми мощностями и распределением газа внутри страны.
Что касается совместных проектов, то между Москвой и Белградом существует договоренность о строительстве почти 400 км газопровода "Южный поток" на территории Сербии. Основная линия газопровода пройдет через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словению с конечной точкой в Италии. Будучи важным участником данного проекта, Сербия рассчитывает на ощутимые выгоды от стоимости газовых закупок и транзита газа. Кроме того, достигнуты договоренности о финансировании нескольких совместных проектов в области энергетики, банковской деятельности и инфраструктуры.
Со своей стороны, Европейский союз видит в "Южном потоке" и в проникновении России на энергетический рынок Балкан угрозу осуществлению проекта "Набукко" и энергетической безопасности стран ЕС. Еврокомиссия настаивает на том, что строящийся газопровод должен стать частью европейской сети, по которой может пойти газ любого другого поставщика. Согласно этой концепции, построенное "Газпромом" совместное предприятие будет вынуждено отдать операторские функции какой-то независимой компании. Кроме того, на пограничных переходах должна быть организована техническая возможность реверса газа. При таком подходе Белград получит от Москвы инвестиции для создания газораспределительной и газотранзитной сети на своей территории и инфраструктуры, которая впоследствии станет частью европейской.
В апреле 2013 г. Россия выразила намерение полностью оплатить строительство сербского участка газопровода "Южный поток", которое обойдется в 1,7 млрд евро. Сотрудничая с балканскими странами в энергетической сфере, Россия рассчитывает на то, что в будущем этот регион, интегрируясь в Евросоюз, станет проводником российского бизнеса на европейский рынок.
В январе 2013 г. финансовые ведомства России и Сербии подписали договор о предоставлении сербской государственной компании кредита в размере 800 млн долл. на строительство и модернизацию железнодорожных сетей. Этот кредит будет использован для финансирования десятого коридора общеевропейской транспортной сети. В 2010 г. Россия уже предоставляла Сербии кредит в 200 млн долл. на погашение дефицита бюджета и обеспечение регулярной выплаты зарплат и пенсий.
До середины 2000-х годов политические интересы России ограничивались, главным образом, поддержкой сербской политики в отношении Косово, а также статуса Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины, определяемого Дейтонскими соглашениями. На наш взгляд, России следует продолжать поддерживать в международных институтах (прежде всего, в СБ ООН и ОБСЕ) сербские проекты резолюций, рассчитанные на удовлетворение интересов Сербии в вопросах ее национальной целостности.
Сербия регулярно получает от России гуманитарную помощь. Москва и Белград провели взаимную отмену краткосрочных виз. Кроме того, Сербия приобрела значение в контексте расширения НАТО. В 2007 г. Народная скупщина приняла резолюцию, объявляющую Сербию нейтральным государством, которое обязуется не вступать в военные блоки и союзы. Прекращение процесса евроатлантической интеграции на сербской границе имеет немаловажное символическое значение. Помимо этого, Сербия нужна России в качестве нейтрального - с военной точки зрения - государства, которое может поддерживать инициативы Москвы на многосторонних форумах. Наши страны имеют близкие позиции по вопросам европейской безопасности. Сербия получила статус наблюдателя при Парламентской ассамблее Организации договора о коллективной безопасности. Москва готова обеспечивать сербам определенные гарантии безопасности. Сближение с Белградом по этому направлению может предполагать временное размещение российских или союзнических войск на сербской территории (базы) и выгодные условия поставки российских вооружений.
Тем не менее необходимо учитывать, что в сербской политике некоторые шаги иногда базируются не на политических или экономических соображениях, а на желании элит и политического руководства "отомстить Западу" за распад своего государства и утрату на международной арене роли важного регионального актора. С этой точки зрения интеграция в европейские структуры означала бы признание бывшим центром Югославии своих территориальных потерь и примирение Сербии с ролью маленького государства на периферии объединенной Европы. При этом на европейском направлении сербское руководство уже фактически пошло на необратимые шаги по отказу от суверенитета над частью своей территории, несмотря на заявления о ее культурно-историческом значении.
Возникает вопрос: как сербские власти будут одновременно реализовывать два провозглашенных стратегическими направления, которые можно считать практически взаимоисключающими? Очевидно, что одно из направлений представляется стратегическим лишь декларативно.
В сложившейся ситуации возможны несколько сценариев развития отношений Сербии и России.
В случае полной интеграции Сербии в западные структуры, включая НАТО, России останется лишь поддерживать с Белградом ослабленные экономические связи. Договор о свободной торговле потеряет силу, и российская территория станет рынком для неконкурентоспособной в Европе продукции сербского сельского хозяйства. Привилегии Сербии в энергетическом сотрудничестве с Россией будут нивелированы законодательством ЕС.
Гипотетически Россия может в категорической форме, используя инструменты давления, опробованные на партнерах по СНГ, потребовать от Сербии невступления в ЕС и НАТО и присоединения к Таможенному союзу и ОДКБ. Однако реализация этого сценария нанесет непоправимый ущерб влиянию России и восприятию ее политики в других странах и регионах.
Наиболее реалистичной реакцией Москвы на нынешнюю эволюцию политики Сербии представляется признание неизбежности ее вступления в ЕС и извлечение из этого максимальной выгоды. Белград может стать проводником политических и экономических интересов России в ЕС, способствовать изнутри Евросоюза режиму наибольшего благоприятствования российскому бизнесу, внести существенный вклад в улучшение имиджа России в Европе. При этом основные дипломатические усилия Москвы должны быть сосредоточены на сохранении нейтралитета Сербии в военно-политической области, а именно на недопущении ее вступления в НАТО.
Ю.С. Кудряшова,
старший научный сотрудник
Центра евроатлантической безопасности ИМИ