17 апреля 2005
3784

Юрий Данилов: Нам придется согласиться с тем, что курс рубля к доллару вырастет на 40%

Юрий Алексеевич, Президент Путин на ганноверской ярмарке в очередной раз озвучил идею перехода к полной конвертируемости рубля к 2007 году. Примечательно то, что на сей раз это было сказано перед иностранными инвесторами. Но что такое конвертируемость, что предстоит сделать в ближайшие 2 года? Означает ли это, что мы должны полностью перейти на рублевые расчеты за российский экспорт со странами-импортерами, или снизить процентные ставки до 3% - 4%, а значит - довести инфляцию до этого же уровня?

Перейти на расчеты в рублях за продаваемые экспортные товары - это не есть какое-то обязательное условие конвертируемости. Собственно говоря, я думаю, что когда возникнут все необходимые предпосылки для полной конвертируемости рубля, повысится доля международных расчетов, выполняемых в рублях. А в какой валюте идут международные расчеты, стороны внешнеэкономических операций выбирают сами. Я думаю, что расчеты с Украиной уже сейчас в значительной части идут в рублях, тем более - расчеты с Белоруссией, то есть, со странами с более слабой валютой. А со странами с более сильными валютами расчеты идут в валютах этих стран, либо в валюте третьей страны. Чаще всего в качестве такой валюты в современном мире используется доллар. Таков он, современный мир.

Что же касается процентных ставок и инфляции. Вообще и в США были периоды, когда процентные ставки были выше 10% годовых, но от этого доллар не переставал быть свободно конвертируемым. Поэтому прямого указания на то, что обязательным условием конвертируемости национальной валюты являются низкие ставки, тоже нет.

Есть два условия свободной конвертируемости. Это отсутствие каких-либо значимых ограничений в валютном законодательстве этой страны на конвертацию валюты - и по текущим операциям, и по капитальным операциям. Второе условие - то, чтобы к этой валюте был определенный уровень доверия. Либерализацию валютного регулирования, как мне кажется, можно провести уже прямо сейчас. У нас более-менее либерализованы текущие операции, и существует достаточно много глупых ограничений на капитальные операции. На мой взгляд, это ограничение полной конвертируемости рубля, а именно - регулятивные ограничения, можно снять уже сегодня, ничего страшного для экономики не будет, никакими опасностями для финансовой системы это не грозит.

Реальной остается только проблема доверия к рублю, а это доверие завоевывается некоторым временем. Не секрет, что даже договора внутри страны до сих пор фиксируются в условных единицах. Это уже некая дань традиции, а не отражение опасений валютного кризиса. Действительно, должно пройти некоторое время для того, чтобы долговой и валютный кризис 1998 года забылся, и люди перешли к выражению контрактов в национальной валюте хотя бы внутри страны. Уже следующий шаг - выражение контрактов в российской валюте на международных рынках. И это действительно только следующий шаг, здесь должно пройти некоторое время.

Есть и еще один момент экономического характера. Признаком свободно конвертируемой валюты всегда и везде является небольшой разрыв между номинальным курсом и паритетом покупательной способности. В России сейчас этот разрыв велик, по разным оценкам паритета покупательной способности отрыв номинального курса от ППП составляет примерно 2 - 2,5 раза, кто-то говорит и о трехкратном различии. И неизбежно, при движении к свободной конвертации рубля, сближение этих параметров. По достаточно простой причине - доверие к рублю будет расти, следовательно - будет увеличиваться объем инвестиций в рублевые активы, именно в рамках мирового рынка капитала. Это будет означать приток иностранной валюты, которую нужно менять на рубли. Спрос на рубли большой, будет давление курса рубля вверх. То есть, количество долларов за рубль будет снижаться. Сейчас пока разрыв еще как минимум двукратный, а это означает, что движение к свободно конвертируемому рублю будет несколько дольше, чем 2 года. Либо, если становиться на позицию, что свободная конвертация рубля будет достигнута в 2007 году, нужно согласиться с тем, что курс рубля к доллару резко вырастет, если не в два раза, то около 40%.

А можно ли усмотреть в этом заявлении Путина намек на то, что в ближайшее время Россию ждет глобальная перестройка на институциональном уровне? Ведь страна со свободно конвертируемой валютой - это совсем не то, что есть сейчас. Экономика должна быть совершенно другой.

Я не думаю, что за этим стоят такие серьезные рассуждения. Я думаю, что тезис, который озвучил Президент, произрос из двух источников в высших эшелонах государственной власти. Один источник - вполне разумный, и он предполагает, что тезис о свободной конвертации рубля означает валютную либерализацию, что совершенно правильно. Действительно, нужно полностью снимать все ограничения, ничего опасного в этом нет, а польза - огромная. И в этой части этот тезис совершенно справедлив.

Но есть еще и другой источник, благодаря которому этот тезис постоянно возникает в выступлении Президента. Это источник не очень квалифицированный, который оперирует понятиями на уровне лозунгов. Есть некая цель - свободная конвертация рубля. Это лозунг "Свободную конвертацию рубля к 2007 году!", и дальше этот подход даже не смотрит на предпосылки и на последствия. Если рассматривать заявление Президента как готовность либерализовать валютное регулирование - все совершенно правильно, это нужно только приветствовать. Если это некий начетнический лозунг из серии "Даешь!", то это, конечно, плохо. Это тоже самое, что "Даешь многократное увеличение выплавки стали!" в Китае, "Даешь сплошную коллективизацию!" в СССР, "Даешь!", "Даешь!", "Даешь!". В этом случае этот подход можно трансформировать в "Даешь к 2007 году курс рубля к доллару 15 рублей за доллар!". Два подхода - две возможных трактовки этого заявления.

А кто автор второго подхода?

Мне кажется, что этот подход очень близок тем высказываниям, которые звучали в выступлениях господина Грефа, то есть, этот подход родился в недрах МЭРТ, или не знаю, каких, экспертов, которые обслуживают Минэкономразвития. Первый подход тоже достаточно известен, чаще всего за либерализацию валютного рынка выступает Андрей Илларионов, и здесь все предельно ясно. Но я бы не отождествлял эти два подхода с конкретными личностями. Это действительно группа людей в высших эшелонах власти, которые придерживаются первого подхода, и группа людей, которые придерживаются второго подхода. Самые яркие представители - Илларионов и Греф.

14 апреля 2005

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=56115
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован