Юрий Алексеевич, во всем мире идет борьба с дефляцией. Одновременно с этим очень нестабильна ситуация на валютных рынках, идет борьба доллара с евро. И есть мнение, что Запад просто не знает, как бороться с данной проблемой, он никогда с подобным не сталкивался. Это реальная угроза для мировой стабильности?
Развитые страны не сталкивались с таким сочетанием факторов риска: дефляция, стагнация, неопределенность валютных курсов и валютных политик многих стран мира - то, что видно на поверхности. Так или иначе, каждый мировой кризис несет нечто новое, каждый мировой кризис несет сочетание факторов риска, факторов кризиса, поэтому как развитые страны справлялись с кризисом 1980-1982-х годов, начала 1970-х годов, видимо, они также справятся и с этим кризисом, найдя соответствующие адекватные меры противодействия ему. Пока качественного перелома ситуации не наступило. Перепробованы различные механизмы, перепробованы даже рецепторы различных школ, все они давали какой-то локальный позитивный эффект (я говорю сейчас о США), но пока не наступило качественного улучшения.
Ожидать какого-то качественного улучшения нужно в следующем году. Что для этого нужно - нужно ли опускать доллар до 1,3 евро, или же нужно перестать оперировать долларом, поискать еще какие-то новые механизмы? То, что появились сообщения о возможной войне с Ираном, это тоже один из вариантов метаний американской администрации. Возможны какие-то налоговые инициативы, возможны какие-то инициативы в области государственного долга, самые различные варианты могут быть. Тем не менее, ситуация развивается по той же философской схеме, что и в любом кризисе. Есть факторы кризиса, с ними пытаются бороться, но должно пройти как минимум год, два. Правда, кризис начала 1970-х годов сначала перерос в кризис 1980-го года, и только потом началось улучшение. Видимо эта же конструкция будет наблюдаться и сейчас. Общее совокупное время кризиса может составить больше, чем в начале 1980-х годов, потому что уж слишком долгим был период подъема. 18 лет - рекорд, если не за всю историю, то за достаточно продолжительное время. Более долгий период подъема всегда требует более длительной структурной перестройки экономики. С философской точки зрения процесс нормальный.
Аналитики то, что происходят сейчас, сравнивают не с кризисом 1970-х или 1980-х годов, а с Великой депрессией.
Я вижу только одну общую деталь. Великая депрессия - это кризис, который разразился в значительной мере на основе резкого переосмысления роли фондового рынка, возникновения нового качества фондового рынка в американской экономике, когда возник некий пузырь. Нечто аналогичное произошло в 1990-е годы. Только здесь не корректно говорить о пузыре, здесь сама экономика перестроилась таким образом, что фондовый рынок стал одним из факторов роста американской экономики. Именно на показатели фондового рынка все больше стали ориентироваться менеджеры, инвесторы, и производственный сектор экономики стал очень сильно зависеть от фондового рынка в Америке. Поэтому кризис фондового рынка американского не ударил по реальному сектору. То же самое происходило в 1929-м году. В обоих случаях очень сильна роль фондового рынка. Это общее. Отличие в том, что сейчас американский рынок не рухнул столь же сильно, как в 1929 году. Нет причин предполагать столь же сильное воздействие на экономику, которая была в 1930-е годы. Производство автомобилей достигло предкризисного уровня только в 1954 году. Американская экономика восстановилась более чем через десятилетие, сейчас оснований думать, что пройдет не менее 10 лет, прежде чем Америка достигнет уровня 1999-2000 года, нет. Сейчас кризис будет не такой сильный.
26 мая 2003
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=38717