06 января 1998
3816

Юрий Гамалей: Былое

Мариинский театр без ретуши "Служенье муз не терпит суеты", и выдающееся событие культурной жизни не всегда происходит там, где толпа и конная милиция. Несуетно, спокойно в небольшой гостиной Музыкально-театрального музея каждое второе воскресенье месяца читает свою книгу воспоминаний об истории Мариинского (Кировского) театра с 1929 года его старейший дирижер Юрий Всеволодович Гамалей. Попав в этот театр восьмилетним мальчиком на "Спящую красавицу", он на всю жизнь влюбился в музыкальный театр и решил, что должен работать только в Мариинке. Эту мечту не сразу и не просто Гамалей осуществил: по окончании Ленинградской консерватории и аспирантуры с 1953 года стоял 44 года за его пультом.

Юрий Всеволодович практически знает весь репертуар театра: одни спектакли он много раз смотрел, другими (их 55) дирижировал. Человек с уникальной памятью, он помнит многие детали довоенных постановок, голоса давно ушедших со сцены и порой несправедливо забытых певцов, танцевальный почерк танцовщиков и балерин, подробности хореографии.

Красивый, благородный человек, истинный представитель петербургской интеллигенции, сын выдающейся пианистки Марии Николаевны Бариновой и брат знаменитой скрипачки Галины Бариновой, Гамалей потрясающе честен, искренен и беспристрастен в своих мемуарах. Как говорится, воздает всем по заслугам, "всем сестрам по серьгам" независимо от званий и рангов - будь то Г. Уланова или Р. Нуреев, Б. Хайкин или Ю. Темирканов. Может быть, и не всем по душе придутся его нелицеприятные, но всегда честные, искренние и уважительные оценки и характеристики. Для Гамелея существует лишь одно мерило ценности артиста - талант и верность замыслу композитора, любовное и бережное отношение к музыке. Скрупулезно, точно в исторической хронологии (быть точным ему помогают сохраненные им программки всех виденных и продерижированных спектаклей) Юрий Всеволодович воссоздает живую историю театра. Ему удались и метко схваченные портретные характеристики работников театра (не только артистов), и конкретные зарисовки отдельных эпизодов из закулисной театральной жизни. Его книга - это подлинная история Мариинского театра вплоть до 90-х годов, история, написанная без ретуши, правдиво, с любовью, человеком театра, изнутри, а не сторонним наблюдателем. К слову сказать, имевшая некоторое время скандальный успех курьезная книжка "Призрак оперы N-ска" Кирилла Веселаго (журналиста Шевченко, не очень удачно подвизавшегося в роли музыкального критика) рядом с трудом Гамалея сразу меркнет, как подделка рядом с настоящим бриллиантом.

Книга Ю. Гамалея уже подготовлена к изданию и скоро выйдет из печати. Мы ее сможем прочитать. Но ничто не заменит уникальной авторской интонации, и спасибо сотрудникам Музыкально-театрального музея, записывающим все чтения на аудио.

Чтения книги Гамалея иллюстрируются аудио- и видеозаписями фрагментов оперных и балетных спектаклей из фондов музея. Следующие чтения 11 января в 15 часов.

Лариса КАЗАНСКАЯ


Невское время No 01(1642) 06.01.1998

www.pressa.spb.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован