31 июля 2007
2681

Юрий Гиренко: Необходимо отказаться от этнического деления России

В конце XX века в России произошла революция, до сих пор не опознанная и не осознанная современниками (даже теми, кто её делал), - так полагает политический аналитик и публицист Юрий Гиренко. Его последняя книга "Новая русская революция" посвящена осмыслению событий в России и вокруг неё на рубеже тысячелетий. Автор утверждает, что наша страна потеряла свой исторический смысл и растерялась в чуждом ей мире. Наша элита разрушает государство и себя. Наши проблемы запутаны и запущены. И всё же у нас ещё есть шанс...

- Юрий Анатольевич, каким Вы видите современный Кавказ?

Кавказ - разный. В политическом и культурном смыслах - некая абстракция, говорить об этом регионе как о структуре, объединенной общими признаками и функционирующей по общим законам, можно только с большими оговорками. Большая разница между Северным Кавказом и Закавказьем. Три закавказских республики координально отличаются друг от друга. Сложно говорить о социально-экономической общности условий развития республик Южного федерального округа.

Общим знаменателем на Кавказе является, пожалуй, только критерий нестабильности. Хотя Адыгею, КарачаевоЧеркесию и, в меньшей степени, Кабардино-Балкарию нестабильными можно назвать с известной долей условности. Это не Чечня и даже не Дагестан. Современный Кавказ несовременен. Современный Кавказ - этнократический регион. Современный Кавказ перенасыщен старыми обидами и претензиями. В этом регионе как нигде живы исторические противоречия. Депутат грузинского парламента Давид Бердзенишвили рассказывал мне, как однажды он участвовал в конференции кавказских историков, и, когда речь заходила о событиях 2-3-тысячелетней давности, сам по себе этот факт вызвал обиду присутствовавших в зале азербайджанцев (так как Азербайджана в тот исторический период просто не было).

- В чём заключается главная причина конфликтогенностии Кавказа?

Истоки проблем необходимо искать в истории. Архаическое общество всегда отличается цепкой памятью на обиды. Возьмём недавнюю историю советского государства. Тогда этническую составляющую Кавказа подчинили общей партийно-государственной структуре, при этом сопрягая несопрягаемое. Так появились КЧР и КБР. Хотя культурно9исторические традиции в большей степени связывают карачаевский и балкарский народы.

Границы кроили в соответствии с принципом "разделяй и властвуй". В результате этническая, религиозная, культурная пестрота, глубинная архаичность жизненного уклада и изрядный исторический потенциал конфликтогенности наложились на современную - не менее сложную - политическую "решётку".

Казалось бы, формально в каждой республике Северного Кавказа есть президент, правительство, руководитель регионального законодательного собрания. Но это не отражает реальных отношений. Для Кавказа гораздо больше объясняют социально9политическую реальность кровно9родственные связи: кто чей племянник, зять или брат.

Для объяснения проблем Кавказа (как и всей России) необходимо учитывать наложение проблем вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня, которыми нужно заниматься одновременно. Это как бежать, плыть и прыгать в высоту одновременно. А для Кавказа всё это возведено в степень.

Плюс нельзя не учитывать наличие большого количества русского населения во всех этнических республиках, которое оказалось в достаточно притеснённом положении. Что также не способствует социально-политической интеграции.

- Может ли Кавказ в некоторой достижимой перспективе стать благополучным регионом?

-В некоторой - да. Но Кавказ сегодня - один из самых внутренне конфликтных регионов в мире. Наивно ожидать, что в течение нескольких лет мы сможем кардинально изменить эту ситуацию.

Ведь что означает политическое решение чеченского конфликта? Создать ситуацию, когда всем было бы хорошо и никому не было бы плохо?.. Благие пожелания в политике крайне опасны. Надо отдавать себе отчёт, что стабилизация в регионе будет проходить долго и трудно.

Там, где традиционное общество существует в сложном переплетении культурно-исторических особенностей (что характерно для горных республик), вообще сложно создать общность. Наложение архаики и современности может приобретать крайне опасные формы. К примеру, в традиционном обществе организованной преступности не бывает. А в современном она появляется - и её носителями становятся недавние выходцы из архаического общества (сицилийцы в Америке, кавказцы в России).

-Интересно Ваше видение ситуации в закавказских республиках.

Это вопрос отношений России с тремя бывшими советскими республиками в контексте их весьма непростых отношений даже между собой. Наиболее простой случай с Арменией. Она настроена в целом пророссийски, так как опора на Россию ей даёт некоторую гарантию в её непростой геополитической ситуации. С Азербайджаном ситуация отличается, но она также достаточно понятна: это отношения с умеренно авторитарным государством, с которым у нас есть и общие интересы, и противоречия. С Грузией все гораздо сложнее. Есть два аспекта - вопрос постановки приоритетов и необходимость работы с элитами. Подавляющее число жителей Грузии настроены пророссийски. В то же время сверху в них культивируется негативное отношение к России как к государству. При этом проблема самой Грузии заключается в том, что она не является государством.

- В чём это выражается?

Центральное правительство контролирует лишь небольшую часть республики. В Грузии нет армии есть совокупность вооружённых формирований, которые хотят - подчиняются власти, не хотят - не подчиняются. В Грузии фактически нет и бюджета...

У Грузии и России есть и объективные противоречия, обусловленные абхазской и юго9осетинской проблемами. Абхазы больше родственники адыгам и черкесам, нежели грузинам. А осетины в Северной Осетии не могут оставаться безучастными к судьбе своих родственников в Южной Осетии. И это больше, чем проблема отдельных жителей Осетии, Адыгеи, КарачаевоЧеркесии или Абхазии - это государственное дело России.

Здесь у нас нет и не может быть с западными странами полного понимания. Ибо подходить к Кавказу с позиций политкорректности, игнорируя факт межэтнических конфликтов, означает заведомо обрекать себя на синяки и шишки. Нельзя не учитывать стратегическую важность геополитического положения и огромные запасы природных ресурсов региона... Это всё вопросы тонкой настройки, где не может быть простой формулы.

- Юрий Анатольевич, в чём в этой ситуации должна заключаться миссия федеральной и региональной власти?

Миссия региональной власти в каждом из Северо-Кавказских регионов -не претендовать на особую миссию и руководить субъектом федерации, подчёркиваю, в составе России. Главная задача - гармонизировать интересы населения в регионе и России в целом.

Региональные элиты должны понимать, что частное не должно преобладать над общим. В противном случае мы приписываем больному анестезию, а не лечение. Как в случае с Кабардино9Балкарией: это был самый стабильный регион на Кавказе, пока не умер Коков. Система держалась на одном человеке, что стало главной причиной сегодняшней неустойчивости политической ситуации в КБР.

Миссия федеральной власти - вопрос ещё более тонкой настройки. За последние 15 лет мы последовательно впали в две крайности. Середина девяностых вызывала устойчивые ассоциации с феодальной вольницей, когда регионы "хватали куски больше рта". Дальше, чтобы избежать расползания России, начали строить жёсткую вертикаль.

Но автократическое управление не держится вечно (ну не может человек напрягать мускулы всю жизнь!). Успели мы уже в XX веке дважды надорваться. На третий сил просто нет.

Единственный выход, который я вижу в этой ситуации, - отказаться от этнического деления России. Но это вопрос исторической эволюции, которая займёт не одно десятилетие. И её ни в коем случае нельзя подхлёстывать. Что делать сейчас? Дать возможность работать экономическим факторам и преференции отдельным регионам делать осторожнее. Понятно, что придётся откупаться от элит и закрывать глаза на более высокий уровень коррупции на Кавказе по сравнению с остальной Россией... Хорошо ли это? Плохо. Но в политике эти категории слабо применимы. Нужен реализм. Это то горькое лекарство, без применения которого у Кавказа нет не только "завтра", но и "сегодня".

-Спасибо.

Оксана Куровская



Юрий Гиренко, политический аналитик

http://www.instkavkaz.ru/fed_mag/detail.php?ID=1107
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован