С просьбой подвести итоги минувшего года и рассказать о задачах, стоящих сегодня перед кубанскими энергетиками, корреспондент "Известий"-Юг" Игорь Ярмизин обратился к генеральному директору ОАО "Кубаньэнерго" Юрию Хардикову.
- Цифры говорят сами за себя. За первое полугодие 2005 года отпуск электричества потребителям мы увеличили на 3 процента. В то же время выручка увеличилась почти на 20 процентов, а чистая прибыль - в пять раз. За счет значительного снижения потерь электроэнергии удалось сэкономить 75 миллионов рублей. Благодаря работе с банками в течение года ставки по кредитам упали с 17-18 до 6-7 процентов. Тем самым расходы на процентные платежи были снижены вдвое. На 20 процентов снижена дебиторская задолженность. На 300 миллионов снижена кредиторская задолженность.
Рост производственных показателей сказался и на поступлении налогов в бюджет края. ОАО "Кубаньэнерго" в течение первого полугодия выплатило на 100 миллионов рублей (или на 30 процентов) больше, чем год назад.
В целом производственную программу мы, как и обещали депутатам Законодательного Собрания края, выполнили на 100 процентов. При этом только в первом полугодии благодаря Программе управления издержками удалось сэкономить порядка 400 миллионов рублей.
Несмотря на очевидные достижения, год выдался тяжелым. У всех в памяти московская авария, перебои с электричеством во многих городах, в том числе и нашего края. И не нужно все валить только на старую технику. В конце концов, ею управляют люди. Они могут делать это хорошо, а могут - и не очень. Вот только один пример. Каждый год составляется энергетический баланс. То есть просчитывается, сколько в будущем году нужно будет электричества на той или иной территории. Принято было ограничиваться подсчетом потребления за прошлый год и переносить эту цифру на год будущий. Но ведь у нас по краю ежегодный рост необходимых мощностей составляет 200 Мвт - это треть Краснодарской ТЭЦ. Только в Анапе за последний год потребление электричества увеличилось в полтора раза, во многих случаях за счет незаконного подключения. Отсюда и перенапряжение в сетях, выход их из строя.
Поэтому сейчас мы стараемся спрогнозировать развитие ситуации по каждому городу или району, найти общий язык с местными властями, а не плестись в хвосте событий. В прошлом году мы с каждым главой муниципального образования обсудили ситуацию в местном энергетическом хозяйстве, что называется, "до болта". Что это дало? Приведу один пример. На недавнем совещании очень хвалили Геленджик за хорошую организацию курортного сезона. Так вот, если бы мы совместно с мэром Озеровым не заменили в прошлом году трансформатор на подстанции на Толстом мысу, то уверяю вас, что город был бы "потушен" весь сезон. Такова цена вопроса и цена планирования.
- Будут ли в крае строиться новые электростанции и другие крупные энергетические объекты?
- Безусловно. Приведение возможностей энергетики в соответствие с потребностями региона - это задача лет на 10-15. Что касается строительства новых электростанций, то тут нужно понимать, что любой объект он как появляется, так и исчезает. Нет нужды его пытаться сохранить на веки вечные. В этом году, например, мы демонтировали два газотурбинных установки на Краснодарской ТЭЦ. Они давно уже выработали свой ресурс, и в очередной раз пытаться их восстановить не имело смысла. Ведь чем более старое оборудование, тем больше денег уходит на ремонты. Я уже не говорю о КПД, который вдвое ниже, чем у современных машин, о безопасности работы персонала, об экологической составляющей: Помимо демонтированных турбин, вся неблочная часть нашей ТЭЦ - а это, напомню, основной источник электричества в крае - давно уже дышит на ладан. Ее нужно оперативно заменять.
- Откуда же взять электричество? Может быть, из-за пределов края?
- Дешевле производить и потреблять на месте, а не возить за тысячу верст. Это касается любого товара, в том числе и электричества. Поэтому нужно развивать собственные мощности. РАО ЕЭС против этого не возражает.
Остается вопрос: откуда деньги? Как заинтересовать инвестора? Долгое время считалось, что этот вопрос якобы не имеет решения. Сначала, мол, необходимо закончить реформу энергетики и увеличить тарифы до уровня, близкого к "зарубежным стандартам". Но с таким подходом мы рискуем "закончить" реформу гораздо быстрее намеченных сроков, поскольку через несколько лет и вовсе останемся без энергосистемы, а значит, и реформировать будет нечего.
Проблемами разработки инвестиционного проекта "Краснодарская ТЭЦ" я занялся еще год назад. Правда, он существовал уже много лет и даже демонстрировался на множестве отечественных и международных форумах, но "проектом" вряд ли являлся. Скорее, это были некие намерения. Больше всего меня удивило, когда некоторые сотрудники, занимавшиеся этим направлением, совершенно парадоксальным образом мне начали доказывать, что все это - блеф, планы нереальны, денег никто не даст и т.д. Когда я отмел их возражения, они, как шулер из рукава, вытащили козырную карту: на предлагаемую для установки на ТЭЦ ПГУ-450 просто не хватит мощности газовой трубы. Немудрено, что с таким подходом можно было годами принимать разные делегации, проводить "переговоры" и париться в баньке с икрой и водкой, а дело с мертвой точки не сдвигалось.
Сейчас мы разрабатываем совершенно реалистичный проект переоборудования ТЭЦ на современные, пусть и менее мощные установки ПГУ-170. Я вас уверяю: после его полной проработки инвесторы к нам в очередь выстроятся. Уже сейчас мы выбираем, с кем нам комфортней работать. Есть и зарубежные, и крупные отечественные корпорации. Весь мой опыт подсказывает: надо не бегать за "богатыми дядями" по всему миру с просьбами "дай миллион", необходимо сформировать привлекательный инвестиционный продукт. Уверяю, большие деньги сами вас найдут.
Что такое привлекательный проект или не привлекательный? К примеру, Сочинская ТЭС, обошедшаяся в 2000 долларов за киловатт, бизнесменам не интересна, а Краснодарская ТЭЦ по 600-650 долларов будет интересна всем. Кроме того, мы разработали новую схему возврата инвестиций. Вкратце она выглядит так: вкладываешь деньги в новые мощности, а потом сам продаешь энергию потребителям, оплачивая лишь небольшую часть "Кубаньэнерго" за передачу ее по проводам. Таким образом, проект окупается за 2-3 года.
Такая схема выгодна всем. Уже сегодня германские фирмы предлагают новейшее оборудование в лизинг на самых льготных условиях. В России таких условий нет, там почти бесплатные деньги.
Есть еще и малая ГЭС на реке Бешенка, введенная в опытно-промышленную эксплуатацию в прошлом году, и Теучежская ГЭС, и проекты на Майкопском водоводе, и строительство еще одной ГЭС на Красной Поляне, и многое другое. Суть их проста. Если сейчас на большинстве наших станций КПД 26-28 процентов, то на новых - 45-54 процента. Вот для этого их и надо строить.
- Какие районы края являются приоритетными с точки зрения развития энергетики?
- Сегодня у нас несколько приоритетных направлений. Это Тамань, Сочи, Краснодар, некоторые другие динамично развивающиеся территории. На Тамани, например, вообще все придется создавать практически с нуля. Ведь там строится огромный порт, который по объему перевалки грузов должен выйти на третье-четвертое место в России. Его будущие потребности в электричестве оцениваются примерно в 700 Мвт - примерно четверть от нынешнего потребления всего края. Там нужно строить мощнейшие линии на 500 кВ, трансформаторы и многое другое. Но это, конечно, задача федерального масштаба, в решении которой мы, разумеется, тоже принимаем участие.
Другой приоритет - Сочинский энергорайон. Я уже не раз говорил о предельной изношенности его сетей, в первую очередь кабелей, по которым передается электричество. В прошлом году из-за внутренних проблем мы не смогли в должной мере оценить всю сложность обстановки по Сочи. В этом году мы начнем подготовку к сезону-2006 уже с 1 октября. К этому времени большинство отдыхающих уже уедут, и мы сможем, никому особенно не мешая, заняться своими работами.
Огромная и вместе с тем, как мне представляется, простая проблема: где взять специалистов? Да из Сибири! У них к этому времени уже зима, и прекрасные кабельщики сидят без работы. Они привыкли работать в тяжелейших условиях, но с октября по май в условиях вечной мерзлоты делать нечего. А тут - Сочи. Привезти их вахтовым методом на 3-4 месяца в "южную столицу" - и вопрос закрыт. И не надо содержать постоянный персонал.
- Считаете ли Вы, что Ваша работа в качестве антикризисного управляющего уже завершена? Не собираетесь ли покинуть Кубань и поработать в каком-нибудь другом регионе?
- Я не обольщаюсь достигнутыми результатами. Конечно, работа не закончена. То, что созданная система заработала, что начались позитивные сдвиги - это такая призрачная иллюзия, которая очень легко может быть разрушена. Сейчас начнется реформирование, разделение компании. А это всегда риск, всегда столкновение интересов. Крайне важно сгладить возможные конфликты, сохранить партнерство между генерирующими, сетевыми и сбытовыми компаниями, которые пока что объединяет "Кубаньэнерго". Я наблюдаю за процессом разделения в других регионах. Нередко "развод" происходит как у бывших супругов: каждый старается отхватить себе активы подороже, а другому сбросить все неликвиды, долги и т.д. После такой "дележки" всю энергосистему будет долго лихорадить. Поэтому для меня очень важно, чтобы на Кубани этот процесс проходил с учетом государственных интересов.
Что касается лично меня, то я настроен жить на Кубани и никуда отсюда не уезжать. Во-первых, мне здесь нравится, во-вторых, скоро родится ребенок. Врачи говорят, девочка. Она уже с полным правом может считаться коренной кубанской дивчиной. Кроме того, за 7 лет работы в РАО ЕЭС это у меня уже четвертый переезд и кочевая жизнь уже порядком поднадоела.
Сейчас, когда система немного выправится и появится хоть немного свободного времени, мне бы хотелось еще попробовать себя в общественной работе. Например, я люблю детский спорт. Особенно клуб "кожаный мяч" или "золотая шайба". Мечтаю совместными усилиями построить ледовый дворец. Сейчас мы спонсируем женскую волейбольную команду "Динамо". Рад, что она успешно выступает в суперлиге и даже на международной арене. Сегодня мне Кучерук (начальник ГУВД края, - "Известия"-Юг") говорил, что она заняла второе место на международном турнире. На днях вот проводили туристический слет.
На Кубани, в отличие от некоторых других регионов, идет, извините за тавтологию, живая жизнь. Она мне по душе. К сожалению, я до сих пор не знаю даже города, в котором год уже живу, за исключением, конечно, объектов энергетики. В них я ориентируюсь, пожалуй, лучше, чем в собственной квартире. А что касается всего остального: Утром привезли, вечером увезли, как тут с городом познакомишься? Не знаю даже улицы, на которой живу. Тем не менее, я считаю, что необходимо не замыкаться только на производстве, и собираюсь более активно участвовать в общественной жизни.
19.08.2005
http://smi.kuban.info/article/17946/1003