Ведущий: Владимир Аверин
Гость: Юрий Израэль - Директор Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН, академик
"Межправительственная группа экспертов по изменению климата, куда входят тысячи ученых, установила, что за последние 100 лет изменение температуры произошло на 0,74 градуса Цельсия по данным почти 10 тысяч станций", - заявил "Маяку" академик Юрий Израэль, директор Института глобального климата и экологии.
ИЗРАЭЛЬ: Это колебания климата, которые имели место всегда. Конечно, это можно увязать с начавшимся потеплением, изменением климата, которое действительно имеет место. Но вот такие изменения погоды, довольно длительные и скачкообразные, они бывали и раньше.
Кстати говоря, если говорить о самом жарком дне в Москве, то он был в 1891 году, когда температура была на 0,8 градусов выше, чем сегодня. Это говорит о том, что в отдельные дни, отдельные недели, даже в отдельные годы, они должны меняться, это естественные колебания.
Но когда в течение длительного времени происходит определенный тренд и определенные изменения, и вот такое изменение действительно сейчас происходит за счет климатической системы, то мы говорим о потеплении или о похолодании. И вот если говорить о том анализе, который провели ученые, в частности, межправительственная группа экспертов по изменению климата, куда входят тысячи ученых, они установили, что за последние 100 лет изменение температуры произошло на 0,74 градуса Цельсия по данным почти 10 тысяч станций.
- Это значит что-то глобальное, сенсационное, может быть, катастрофическое, или это опять же укладывается в какую-то кривую, которая по векам идет себе и идет?
ИЗРАЭЛЬ: Нет, если говорить о сегодняшнем дне, я бы не стал говорить, что это катастрофически. Дело в том, что в последние 10 тысяч лет, в период, который мы называем галоценом, после последнего ледникового периода, который закончился, кстати, 14 тысяч лет назад, происходило потепление примерно около пяти тысяч лет. И после этого началось оптимум галоцена. После этого началось некоторое похолодание. И мы находимся на длинной ветви похолоданий. И вот на этой ветви образовалось небольшое, с точки зрения вот такого геологического, потепление на 0,74 градуса.
- И это еще не перелом с полохолодания опять на некое потепление, опять на такой долгосрочный геологический тренд?
ИЗРАЭЛЬ: Нет, если говорить о таком длительном характере изменения температура, я бы сказал, можно даже назвать это некоторым локальным явлением, хотя пока неизвестно. Потому что некоторые считают, что это чрезвычайный перелом, который в результате антропогенного воздействия может привести к очень серьезным последствиям.
Но, тем не менее, нам надо оценить, во-первых, что такое 0,74 градуса. С точки зрения зонтика и обычного нашего поведения, это, в общем-то, ничтожная величина. Во-первых, я хочу сказать, что в геологическом прошлом у нас были периоды значительно более теплые. Скажем, если взять очень большие периоды, например, миллион лет назад было примерно на 10 градусов теплее, было значительно больше двуокиси углерода, вот этого парникового газа. В каменно-угольный период, несколько миллионов лет назад, настолько была фауна, благоухала и росла буйно, что она оставила запасы каменного угля, это же остатки деревьев, папортников того времени.
- Разговоры сегодняшние о том, что вот это изменение связано с человеческой деятельностью и что человек должен одуматься, остановиться, изменить технологии, - получается, тогда ничем не подкреплены? Антропогенный фактор можно снимать со счетов?
ИЗРАЭЛЬ: Нет-нет, нельзя снимать. Это изменение на 0,74 градуса и особенно примерно на 0,5 градуса последние 30 лет, вероятнее всего, все-таки антропогенное, за счет развития промышленности, за счет выброса парникового газа - это, в первую очередь, двуокись углерода. Эти газы выбрасываются в результаты работы промышленности, главным образом в результате сжигания органического топлива.
И поэтому - что такое эти 0,74? Имеют значение какое-то или нет? Имеют. Ну, во-первых, это глобальное значение. С этим могут быть связаны учащения некоторых экстремальных явлений, таких как засуха, наводнения. Наоборот, с другой стороны, такое потепление может иметь положительное влияние. Например, для нашей страны, как самой северной страны в мире, такое потепление, с точки зрения отопления, это благо для зоны вечной мерзлоты, например.
http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=70463
23.05.2007