Пока рыболовные чиновники строят наполеоновские планы, рыбацкие поселки вымирают
Вчера глава Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) Андрей Крайний заявил, что у государства уже есть конкретные планы по возобновлению рыболовного промысла в Мировом океане. Правительство в тот же день пообещало создать рабочую группу для анализа эффективности управления рыбохозяйственным комплексом. Эксперты опасаются, что обещания снова могут оказаться пустыми - до сих пор действия чиновников никак не помогали спасти отрасль, которая сегодня де-факто принадлежит иностранцам.
"Еще в 2001 году президент подписал Морскую доктрину, где ставилась такая цель, как развитие рыболовства за пределами прибрежной зоны, - сообщил "НИ" президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Юрий Кокорев. - С тех пор принималось множество программ и директив, давалась масса поручений, но практически ничего не изменилось. Доля ветхого флота составляет 70%, при том что ловля рыбы в океане означает более чем месячное плавание, отправляться в которое можно только на хороших судах. С 1992 года фактически нет никакой государственной поддержки, хотя даже в рыночных странах государство помогает весьма существенно".
Одной из главных проблем, по словам эксперта, являются правила доступа к рыбной ловле. До 2004 года, чтобы распределять квоты на лов на конкурентной основе, работал принцип аукционов. Главным критерием был ценовой, а поскольку конкуренция на рынке высока, выкупать квоты приходилось по цене, близкой к доходу от продажи рыбы. Из-за этого, особенно если улов оказывался ниже ожидаемого, какие-то рыболовы разорялись, а какие-то, пренебрегая законом, не гнушались откровенным браконьерством. Кроме того, из-за этой системы рыбная отрасль оказалась "приватизированной" зарубежными компаниями - они давали российским рыбакам предоплату для покупки квот на аукционах, а затем за бесценок скупали улов. Россияне продавали иностранцам если не саму рыбу, то "безголовку", то есть улов, прошедший самую элементарную обработку. А по-настоящему перерабатывался продукт уже за рубежом, откуда снова поставлялся в Россию.
Что еще хуже, аукционы проводились в Москве, поэтому большинство местных рыбаков просто не имело достаточно денег, чтобы даже принять в них участие. Целые рыболовецкие поселки, для которых рыболовство - это образ жизни, стали вымирать, очень многие из них уже опустели.
В 2004 году власти опомнились и отменили денежные аукционы, теперь они стали проводиться по историческому признаку. Это означает, что наибольшую долю годового улова получают предприятия, которые активно покупали квоты на рыбных аукционах в последние три года. Это мало что изменило, ведь те, кто не имел денег на участие в аукционах, опять остались без дела. Бизнес все так же ведется на иностранные деньги, а браконьерство как процветало, так и продолжает процветать.
По мнению г-на Кокорева, выход в принципе есть. "Мы еще не окончательно утратили свои позиции, и 25-35% лова пока производится за пределами прибрежной экономической зоны", - говорит эксперт.
04.07.2007
РОМАН ДОБРОХОТОВ
http://www.newizv.ru/news/2007-07-04/72164/