Модные люди
Чаще всего мужчины боятся именно работать во власти. Если, к примеру, в Госдуму избираться или партию какую возглавить - тут их сколько угодно. А вот советом местного самоуправления руководить, обустраивать жизнь людей по месту жительства, быть властью от имени народа, который лично тебя знает, ответственность за старых да малых нести - тут мужчин днем с огнем не сыскать. Адский труд работать в СТОСМе берут на себя, как правило, женщины.
Мужчина на такой работе - явление исключительное. Исключительным по деловым и нравственным качествам должен быть мужчина, способный возглавить совет территориального общественного самоуправления. Таких в Перми - считанные единицы.
Юрий Колчанов - он такой.
Ну, во-первых, 10 лет назад Юрий Леонидович Колчанов с нуля создал дорожно-строительное производство. Приватизацией руки не запачкал, в коммерцию не ударялся. Были на старте у ООО "Дорстройтранс" две единицы техники и десяток рабочих. Сегодня это - предприятие, способное строить дороги европейского качества. Причем и железные дороги. Фирма Колчанова - генподрядчик Свердловской железной дороги по объектам Пермского края.
Во-вторых, Колчанов - председатель попечительского совета Дзержинского райштаба народных дружин. По инициативе Колчанова 2 года назад началось патрулирование улиц и дворов района силами сначала охранного подразделения его предприятия. Идею подхватили Мостоотряд N123, пермское отделение Свердловской железной дороги, завод имени Дзержинского, мукомольный комбинат, фирма "Кудесник".
Дружинники Дзержинского района - это сильные, профессионально обученные мужчины. Обстановка на Светлом, Плоском и Плехановском стала куда спокойней и безопасней.
А в-третьих, Колчанова единогласно избрали председателем совета территориального общественного местного самоуправления микрорайона Центральный. И он стал работать в совете так, как привык: с полной отдачей и высоким качеством. Выбрали Колчанова - и жизнь в микрорайоне стала меняться к лучшему. Совет - власть реальная. И человеческая, для людей.
- Юрий Леонидович, а ведь я вас давно знаю! В конце 80-х вы были секретарем комитета комсомола Пермского железнодорожного узла, одним из первых в Перми организовали Молодежный жилищный кооператив, и за четыре года вы построили четыре дома для молодых семей. Была моя заметка в "Звезде": бригадир молодежной бригады Юрий Колчанов въезжает в квартиру, построенную своими руками. Так что, как говорится, здравствуйте почти через 20 лет!
- Здравствуйте, Ирина Владимировна! А я ведь и сейчас в этой же квартире живу. Тогда мне было 25 лет, сейчас уже сорок три года, и у меня - четверо детей и внук.
- Четверо детей плюс своими руками созданное дорожно-строительное предприятие, плюс руководство попечительским советом районного штаба народных дружин, плюс должность председателя СТОСМ в одном из самых сложных микрорайонов Перми... В сутках-то ваших сколько часов?..
- Как работа потребует, но стараюсь укладываться в "молодежную норму": часто 25-28. А если без шуток, то времени хватает и на производственную деятельность, и на общественную работу, и на семейный досуг. Мы, производственники - народ дисциплинированный, жить привыкли по плану.
- Юрий Леонидович, у вас предприятие - лупленое яичко, самая лучшая техника, отличный коллектив, свое производство строительных дорожных материалов, вы людей смежным профессиям обучаете... Такая загрузка! Вам зачем еще и народные дружины организовывать?
- Эта работа стала логическим звеном в социальной деятельности "Дорстройтранса". Сначала мое предприятие в ответ на просьбы жителей Дзержинского района и органов общественного самоуправления выполняло работы по благоустройству - ремонт детских и спортивных площадок, монтаж "лежачих полицейских", асфальтирование пешеходных дорожек... Затем, чтобы поставить дело на системную основу, "Дорстройтранс" заключил соглашение с советами общественного самоуправления микрорайонов Плоский, Плехановский и Светлый о сотрудничестве. Работа включала в себя не только благоустройство, но и работу с ветеранами, молодежью, малоимущими семьями.
Сотрудники моего охранного подразделения стали патрулировать улицы в Дзержинском районе в вечернее время. Но одно предприятие не в силах переломить криминогенную ситуацию.
Так родилась идея создания попечительского совета при районном штабе ДНД. И мы такой совет создали. Никакой особой личной заслуги у меня в этом деле нет, я его просто организовал. Согласимся: люди имеют право жить в безопасности. Есть возможность усилить охрану общественного порядка - надо ее использовать.
- Хорошо. Ну, а взвалить на плечи ответственность за работу СТОСМ - к этому вы как пришли? Мужики этой работы просто боятся, ведь это такая суета!
- Мне кажется, что мы всем миром лет 15 назад ушли от забот о собственном месте жительства. Ведь были у нас и детские клубы - едва ли не сотни клубов (!), и тысячи бесплатных кружков, и организованный досуг пенсионеров. Наконец, во дворах кругом народ играл в домино ("козла забивали"), бабушки сидели в беседках, вязали да за внуками смотрели. Мужики скамейки и песочницы ремонтировали, женщины цветы высаживали под окнами.
Сегодня мы просто стараемся вернуться к нормальной жизни, к нормальным, для жизни людей приспособленным дворам. Инициаторами возврата к доброму опыту стали женщины.
Как же я, сильный мужчина, мог их не поддержать? Должен сказать, что практика показала: организовать на общественную работу по месту жительства мужчин лучше всего может именно мужчина. К женским просьбам наш брат часто относится, как к просьбе починить дома форточку или в магазин сходить: находим сто причин отлынить от работы. И совсем другое дело, когда к соседям-мужикам обращается мужчина - руководитель производства. Не говоря уже о том, что на территории нашего совета живет и немало работников "Дорстройтранса", а это - преимущественно мужчины.
... Ну, мы поговорили серьезно: мусор в наших дворах не с неба же сыплется, из других районов мы же его не импортируем. И ко Дню защиты детей всем миром привели микрорайон в божеский вид. И первый детский праздник провели.
А до того внимательно изучили состав жильцов нашего микрорайона. И выяснилось, что более 600 ветеранов ни к каким предприятиям не прикреплены: нет больше их предприятий. Люди, столько лет трудившиеся, как бы выпали из общества, стали "ничейными". Этого не должно быть! Такое положение наносит нравственный урон самому обществу. Теперь у нас в совете микрорайона есть свой совет ветеранов, мы помним о них и стараемся заботиться.
- Юрий Леонидович, а численность активистов вашего совета осталась прежней, или она растет? Мне кажется, что люди в большинстве стали настолько инертными к общественной жизни, что ею активно занимаются только единицы.
- Конечно, сегодня нас больше, чем полгода назад. Могу с уверенностью сказать, что человек, впервые участвовавший в организации какого-нибудь реального доброго дела, обязательно втягивается в эту работу. Она ведь тем хороша, что очень быстро виден результат: не было детской площадки - и вот она уже есть; буквально несколько дней назад росла под домом лебеда, а теперь - красивый цветник и так далее.
- А не станет ли скучно? Ну, отремонтируете все дворовое хозяйство, озелените, обиходите. А дальше что?
- Дальше - самое интересное и самое главное: другой уровень жизни, другое качество. Мы ведь пока только начали то, что называется созданием гражданского общества. Создаются товарищества собственников жилья. У них ведь громадные возможности улучшить быт людей. Вот я сейчас начал работу по агитации жителей наших домов: брать под территорию ТСЖ как можно больше земли, по максимуму использовать процесс межевания городских земель.
- Да ведь дорого! Налог на землю ляжет пропорционально на всех жильцов...
- А на этой земле можно поставить киоски - хлебный, молочный и так далее. Малый бизнес за кусочек муниципальной земли ноги сотрет, бегая. А тут - пожалуйста, работайте. Деньги за аренду куда пойдут? В ТСЖ. Общее собрание товарищества вольно за эти деньги хоть коммунальные платежи снизить, хоть беседок наставить или своих стариков в кино бесплатно водить.
Хозяин - барин. Очень важно понять, что члены ТСЖ - собственники своей земли, земли вокруг дома. Есть уже опыт, когда ТСЖ получают лицензии застройщиков, и на никому не нужном пустыре на задах дома, на своей земле строят магазин, кафе и автостоянки. Стоянка на 50 машин приносит доход более чем в полмиллиона рублей: хоть пальмы в подъездах ставь, хоть ковры стели. Или вноси эти деньги в зачет коммунальных платежей.
Из нас чувство хозяина конкретной собственности, конкретного участка земли очень долго выбивали. И мы умеем что? Жаловаться и негодовать. Толк от этого есть? Да никакого. Это тяжелая работа - учиться быть хозяевами, самим планировать жизнь. Но ведь именно это и есть основа народовластия, другой нет.
- Пожалуй, Юрий Леонидович, председатель совета микрорайона - это даже более трудная работа, чем я себе представляла. Вот гляньте на меня: я очень самостоятельная и шибко политически грамотная. А знаете, как неохота на собрание ТСЖ идти? Даже больше, чем на собрание дачного кооператива. Свои дела, свои заботы... Вот как с нами быть, такими несознательными?
- Разъяснять, убеждать, уговаривать. И вдохновлять личным примером. Это, действительно, дело непростое. Мешает привычка: "вот приедет барин, барин нам поможет". Мешает надежда на авось: пронесет, как-нибудь само образуется. Мешает - и это особая проблема! - неверие большинства людей в то, что жизнь может меняться к лучшему, тотальное неверие властям.
- Ну, согласитесь, что к этому неверию оснований больше чем достаточно!
- Согласен, да ведь все дело в том, что кроме нас, жителей города, никакой власти на самом деле быть не может. Народовластие начинается исключительно на уровне дома, подъезда, двора. Это ведь не слова, а закон действующий.
У нас на самом деле очень много прав. Но многие из них многим неведомы, а другой частью прав мы пользоваться не умеем или не хотим.
- И вы действительно верите, что мы всерьез заявим о своих правах и будем хозяевами своего города?
- Безусловно. Доказательства? А мы с них разговор начали. У меня - четверо детей и внук Левка. Ему три года. Когда ему исполнится столько лет, сколько было мне, когда я построил первый дом в системе МЖК, в Перми будет жить миллион триста тысяч человек. В два раза увеличится жилой фонд, возникнут новые районы. Это будет классный город. Строить его мы уже начали, мы сейчас закладываем самый главный его фундамент - в своих душах. Мы уже достигли первого результата исключительной важности!
- Это какого же результата мы уже достигли?
- Вот какого: мы хотим жить лучше. Это уже не мечты, а гражданское желание. И на самом деле, понимаем: мы это можем. Это явно нам по силам.
- Уговорили! Пойду на собрание ТСЖ. Хотя... А пусть-ка лучше туда зять идет. По вашему примеру.
www.permv.ru
10.08.2005
Ирина Колущинская