Эксклюзив
Комаров Юрий Михайлович
26 февраля 2010
5358

Юрий Комаров: Куда нас ведут?

В советское время всё народное хозяйство можно было крупноблочно разделить на 2 части: производственный и социальный секторы, причем оба они были государственными. Во многих развитых странах производство товаров и услуг осуществляется на основе рыночных экономических отношений, а социальный сектор находится под протекцией государства, причем, чем больше влияние государства, тем более социализированной эта страна является. Осуществляя такую политику на протяжении многих лет, в целом ряде стран (Скандинавские государства, Нидерланды и др.) удалось добиться в некотором смысле социальной однородности населения по доходам, о чем свидетельствует относительно невысокий индекс Джини, показывающий различия децильных групп населения по доходам и накоплениям. Это способствует там повышению уровня и качества жизни для всех, создает равные стартовые возможности для развития, в реальности гарантирует безбедную старость и многие другие права граждан, а также предупреждает возможность социальных взрывов. В современной России, начиная с 1991 г. (свободные цены, приватизация, залоговые аукционы, государственные пирамиды, зарубежные кредиты и т.д.), все было сделано для того, чтобы с помощью разнообразных методов (в т.ч. носящих криминальный оттенок) совершенно четко разделить всех людей на богатых (30% населения) и бедных (70%). Поскольку такая политика продолжается до сих пор, то богатые становятся еще богаче, а бедные - еще беднее. Богатые - это священные коровы (даже в странах, где их особо почитают, там их всё равно доят), которых трогать нельзя, нельзя их облагать дополнительными налогами, нужно всё сделать, чтобы они получали максимальную прибыль, которая прячется от государства с помощью нехитрых приемов, а иногда и достаточно сложных схем. Бедные - это те, кто мешает власти работать, постоянно путаются под ногами, создают множество проблем, связанных с работой, зарплатой, здоровьем, образованием, пенсиями, социальным обеспечением, жильём, высокой смертностью и т.д., в то время как богатые успешно решают возникающие у них проблемы самостоятельно и от государства ничего не требуют. Отсюда возникают различные варианты действий: - усилить социальную защиту и поддержку населения, в основном, его бедной части; - устранить бедность разнообразными методами; - переложить решение проблем бедных с плеч государства на плечи самих бедных. Исходя из анализа всех действий властей, можно предположить, что основная забота государства распространяется только на богатых людей, а к бедным применяется третий вариант действий, когда думают, каким бы еще налогом или побором можно дополнительно их обложить, на что еще можно поднять для них цены в пользу товаропроизводителей и посредников. правда, всё это осуществляется якобы в благих намерениях: в целях улучшения, совершенствования, улучшения уровня жизни, повышения эффективности. На самом деле все эти действия направлены против основной части (70%) населения. В качестве примеров подобных действий можно привести решения, принятые только в последнее время (не говоря уже о более ранних решениях, например, ФЗ N122 от 22.08.04 г. о монетизации льгот). 1. Поддержка отечественного автопрома, выпускающего устаревшие и некачественные автомобили, хотя люди предпочитают за те же деньги приобретать подержанные, но качественные зарубежные автомашины. 2. Повышение пенсий, которые обернется для пенсионеров снижением качества жизни, поскольку в связи с необоснованным и чрезмерным ростом цен на некоторые товары и услуги, в первую очередь коммунальные, превышающим возможный уровень инфляции в несколько раз, деньги, предназначенные якобы для пенсионеров пойдут на самом деле непосредственно на поддержку менеджеров компаний, оказывающих коммунальные услуги. 3. Принятое решение о замороженности заработной платы на фоне инфляции и растущей стоимости жизни. 4. Одной рукой правительство подписывает доктрину продовольственной безопасности, а другой - отменяет обязательную сертификацию пищевой продукции. Надо заметить, что и раньше, по данным Центра контроля качества Общества защиты прав потребителей, 71% мяса и мясных изделий, 60% молочных продуктов и 36% рыбных были негодны к потреблению. А после отмены обязательной сертификации положение станет еще хуже, возможно даже катастрофическим. Дело в том, что в обязательную сертификацию даже в её существовавшем виде (нужно было наводить порядок в этом деле) входил не только контроль за соблюдением технологий и составом ингредиентов, но и контроль качества, и инфекционный контроль. Теперь можно будет значительно уменьшить натуральную часть в продуктах питания, добавлять туда ранее запрещенные консерванты, красители, стабилизаторы, наполнители, пищевые добавки, заменители, вплоть до переработанной туалетной бумаги и тряпок. Исчезнет и обязательный санитарно-инфекционный контроль. Можно себе представить с какой скоростью вырастет частота пищевых отравлений, токсикоинфекций, заболеваемость и смертность населения. Ссылка на то, что во многих странах контроль носит добровольный характер, применительно к нашей стране выглядит неубедительно, т.к. ни одна закупочная фирма за рубежом не захочет нести ответственность за продукцию, не имеющую сертификата. Более того, в большинстве европейский стран контроль за качеством продуктов питания только усиливается, не говоря уже о работе Food and Drug Administration в США. Получается, что принятое решение направлено против 70% граждан, т.к. остальные 30% смогут закупать качественные продукты за рубежом или присоединиться к пищевой кормушке властей. Если простые люди пострадают от таких решений, то кто же выиграет и кому это выгодно? Председатель Правительства РФ В.В. Путин однозначно заявил, что добровольная сертификация даст возможность бизнесу (производящему и посредническому) сэкономить почти 700 миллионов рублей в год (МК N38 за 2010 г.). 5. Правительство внесло в ГД законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который вроде бы ориентирован на благие цели - повышение эффективности бюджетных учреждений. О казенных учреждениях, которые будут финансироваться из бюджета, мы говорить не будем, т.к. к ним относится только лепрозории, противочумные учреждения и специальные психиатрические больницы. Остальные государственные и муниципальные медицинские учреждения будут получать государственное (муниципальное) задание, под которое будет предусмотрено выделение бюджетных средств. Планируется с 1.01.2011 г. перевод этих учреждений с бюджетного финансирования на субсидии для выполнения заданий. В то же время, они пускаются в свободное плавание и могут заниматься деятельностью, приносящей доходы. А это означает следующее: - распахиваются двери для широкого применения платных услуг, которые должны будут платить неплатежеспособные 70% граждан, а остальные будут лечиться либо в частных клиниках, либо в очень престижных за большие деньги, либо за рубежом; - будут развиваться только те виды медицинской помощи, которые приносят наибольший доход (гинекология, стоматология, косметология, урология, венерология и др.) в ущерб неприбыльным видам помощи; - в этих условиях выживут только крупные многопрофильные медицинские учреждения, а мелкие, отдаленные и сельские могут быть закрыты; - возможное сокращение медицинского персонала именно там, где его и так сегодня не хватает (первичное звено, амбулаторная помощь, сельская местность, отдаленные, горные и труднодоступные районы); - сбрасывание субсидиарной ответственности за деятельность медицинских учреждений с органов государственной и муниципальной власти. В принятом в 2006 г. ФЗ "Об автономных учреждениях", в статье 20 удалось добиться того, чтобы изменение типа существующих и муниципальных учреждений здравоохранения не допускалось. Фактически подготовленный законопроект противоречит целому ряду статей Конституции РФ, гарантом которой является Президент РФ, и требует внесения изменений в основной закон. Не случайно по поводу этого законопроекта политолог Г. Бовт задает вопрос: что, Конституция устарела? (АиФ N8, 2010). И далее он продолжает: "Мало того, что сейчас высшее образование и качественная медицина доступна лишь обеспеченным людям, что же будет после того, как примут этот закон?". Вызывает удивление, что такой жизненно важный для людей законопроект не обсужден с гражданской и медицинской общественностью. И, конечно же, возникает естественный вопрос, для кого подготовлен этот законопроект и кому о выгоден. Несмотря на это послушная ГД конечно же примет упомянутый законопроект без каких-либо изменений. А следующим шагом через несколько лет может стать частичная приватизация медицинских учреждений. Примеров такого рода решений, принятых с 1991 г., можно привести множество и, к сожалению, они не направлены на улучшение условий и качества жизни людей либо изначале, либо в процессе их практической реализации, когда отчетливо проявляется несистемность и непредвиденность последствий принимаемых решений. Вот так постепенно и вырисовывается то направление, куда ведут нас органы власти. Не случайно попытка создать модель будущего России в работе "Россия XXI века: Образ желаемого завтра" встретила большей частью негативное отношение, ибо она предполагает вернуться не в 1990-ые годы, а к истокам Конституции РФ и посмотреть, где мы по отношению к её статьям находимся. А сама Конституция РФ является одной из лучших, и в ней в статьях 1, 2, 3, 7, 17, 19, 29, 34, 37, 38, 39, 40, 41, 43, 55 фактически обозначено, какое социально-демократическое государство должно у нас быть. Но, к сожалению, эти статьи в действительности реализуются пока в трансформированном виде. Комаров Ю.М., докт. мед. наук, проф., засл. деят. науки РФ 27.02.2010 www.viperson.ru viperson.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован