И эти люди - элита страны? Красиво живут, вкусно едят, умно говорят при разорении населения. Куда же они нас завели? Слабая элита - неэффективная страна. Неэффективная элита - слабая геополитика и ложная парадигма развития. Может рядовые горожане спасут страну и экономику регионов?
Повторные выборы в Иркутской области высветили то, что могло бы произойти при честных выборах во многих городах. Без подтасовок, мухлежа и при большей активности и явке горожан.
На фоне в целом неприглядных выборов, как это ни странно, ложку меда в бочку дегтя постылой и мрачной российской внутренней жизни добавили неординарные дебаты в ООН с участием Президентов В.В. Путина, Барака Обамы и других мировых лидеров. Причем тут скажете «компот» из Иркутска, Воронежа, ООН и Путина с Обамой? Да связаны они надеждами на одного и того же человека - В.В. Путина - одних россиян и разочарованиями других. Пусть и в разной степени.
Дебаты в ООН и их международные последствия, включая Сирию, порождают слабые, но надежды насчет долгожданных положительных и конструктивных перемен в направлении возрождения России и регионов. Порождают надежды на экономическое и духовное возрождение, у нас одно без другого не получится. И особенно городов - главных очагов и драйверов роста и развития экономики страны, но с нищими бюджетами и, соответственно, с изношенными инфраструктурами и инженерными сетями (Воронеж - тут наглядный пример).
Может же российский лидер так профессионально и конструктивно выступить в ООН? Вдруг и с внутренними проблемами также профессионально и по существу, наконец, разберется? Заждались мы. Не только ведь Коми и Сахалин глубоко погрязли в коррупции, преступности и аморалке.
Иркутская история с выборами отчетливо показала особую роль гражданской активности городского населения - основной доли населения страны (73%). Стоило горожанам прийти в большем числе на выборы губернатора Иркутской области, как победил с большим отрывом представитель оппозиции (КПРФ). Причем, по мнению наблюдателей, выборы прошли без крупных нарушений и махинаций.
За коммуниста Сергея Левченко проголосовало 56,4%, а за представителя ЕР, теперь уже бывшего губернатора, Сергея Ерощенко - 41,46%. Причем разрыв в «живой силе» избирателей велик. За Сергея Левченко отдали голоса 392942 тыс избирателей, а за Сергея Ерощенко - 288927 тыс. Преимущество Сергея Левченко в 104015 голосов весьма значимо, тут не подкопаешься ни с какой стороны.
Победа Сергея Левченко и поражение ЕС были предопределены почти двойным ростом активности и явки городского населения области - в первую очередь Иркутска, Братска, Ангарска.
Население Иркутской области - 2414913 чел, городское население - 79% (на 1.01.2015г.), Иркутска - 621,1 тыс чел, Братска - 236,3 тыс чел, Ангарска - 227,5 тыс чел. Население Воронежской области - 2331147 чел, доля городского населения - 66,9%. Как видим, население областей близкое, но доля горожан в Иркутской области выше на 12%.
Общая явка избирателей по Иркутской области составила при повторном голосовании 37,22%, а 13.09.2015 была 29,19%. Выросла она в основном за счет городов. В Иркутске - пришло свыше 40% (13.09.2015 - около четверти, как и в Воронеже), за Сергея Левченко в Иркутске проголосовало свыше 70%. Другие города Иркутской области проголосовали за А. Левченко так: Братск - около 55%, Ангарск - 52,5%, Бодайбо -74%, Усть-Илимск - 57,5%.
Приход на избирательные участки Иркутска дополнительных 15% избирателей (а также избирателей других городов), проголосовавших в большинстве своем за Сергея Левченко, решило исход выборов в пользу представителя оппозиции. Надо отметить и публичную нейтральность в этих выборах высших руководителей страны, что закрыло проблему махинаций и манипуляций с избирательными листами.
Выборы в Иркутской области продемонстрировали, что не все так уж безнадежно даже с выборами губернаторов. ЕР далеко не всесильна, особенно при отстраненности от нее и нейтральности Президента РФ В.В. Путина, который публично перед выборами назвал достойными обоих кандидатов в губернаторы. Но для реализации эффективной многопартийной системы и усиления оппозиции необходима большая гражданская активность городского населения. Чем меньше горожан приходит к избирательным урнам, тем выше преимущество кандидатов ЕС. И тем большее количество известных и уважаемых людей переходят под ее крышу в качестве кандидатов в депутаты и губернаторы, чтобы участвовать в карьерных «лифтах» и политике. Иначе их «сливают» в маргиналы.
Могла ли оппозиция взять Воронеж?
Воронежская область по явке городских жителей была схожа с Иркутской областью и другими регионами с преимущественно русским населением. В Воронеже (25,45% - самая низкая явка в области) и Иркутске пришло к урнам около четверти избирателей. В Россоши проголосовало на участках всего лишь 18% от всех избирателей, а вместе с проголосовавшими вне помещений для голосования - 28%, в Борисоглебске - 25% и 32%, аналогично и в других городах.
В Воронежской области проголосовало, по официальным данным, 945693 чел - 50,42% от общего числа избирателей - вдвое больше в процентном отношение от общего числа избирателей, нежели в миллионном Воронеже (проголосовало 211193 чел).
Так могла ли оппозиция победить на выборах в Воронеже, а с ним и в области? Скорее нет, чем да. В Иркутской области ранее действующий губернатор и кандидат от ЕР Сергей Ерощенко почти не вмешивался в выборы. А ЕР не проявила без поддержки административного ресурса свойственной ей супер активности в «работе» с урнами и бюллетенями, как в Воронежской области. Доказательством слабого использования административного ресурса в Иркутской области служит тот факт, что проголосовало за бывшего губернатора в первом туре 49,6%. И Сергей Ерощенко не приложил усилий (или не имел возможностей) для добавления тем или иным способом всего лишь 0,5% голосов, чтобы победить. И это говорит о сравнительной объективности выборов в Иркутской области. Как, впрочем, и в некоторых других регионах Сибири и Дальнего Востока, в частности, в Новосибирской и Томской областях, в Красноярском крае, где оппозиция чувствует себя много свободнее, чем в Воронежской области.
В Воронежской области административный ресурс подавил все и вся, кроме нарушений законодательства, которые он и плодил. Число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне избирательных участков, составило 22% от числа бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим на участках. Простенький и эффективный механизм манипулирования голосами - выдать бюллетени там, где нет чужих контрольных глаз. Выдать тем, кто проголосует так «как надо». И это весомая часть того самого административного ресурса, который был использован в пользу ЕР. Для сравнения: эти бюллетени в Воронеже составили 6% (а в Томске - всего лишь 3%) от числа использованных избирателями внутри помещений для голосования.
В Воронеже его было меньше, чем в сельских районах. И ЕР набрала менее половины голосов. Вне Воронежа на некоторых участках процент этих листов приближался к половине, а по области в среднем их доля в 3,7 больше, чем в Воронеже. Для сравнения: в Новосибирске (приняли участие в выборах 24,4%) доля получивших бюллетени вне участков - 3,3%.
Главное отличие воронежских выборов от иркутских очевидно: воронежские власти прессовали оппозицию, использовали, мягко говоря, некорректные технологии, а иркутские, если и делали это, то неэффективно и без желания, включая проигравшего губернаторские выборы Сергея Ерощенко. Причины подобного поведения иркутской власти интересны, но второстепенны для самого явления скрытой избирательной мощи горожан всех городов России. И их неприятия существующей региональной власти. Население миллионного Воронежа не является сторонником нынешнего губернатора - первого номера избирательного областного списка ЕР, как и областного правительства. Поэтому и не ходит на выборы, голосуя против власти своей неявкой.
А восторги воронежской власти насчет своей победы при явке в Воронеже около четверти от общего избирателей и явки избирателей других городов области в пределах 25-35% напоминают пир во время чумы. Причем на воронежской земле, к сожалению, этот чумной пир явно затянулся.
Кардинальным отличием и точным индикатором особо коррумпированных регионов, наподобие республики Коми, является подавление четвертой власти - СМИ до уровня прислуги у коррумпированных «авторитетных» чиновников. Пишут только то, что дозволено коррумпированной властью.
В Сибири СМИ остаются пока более свободными и независимыми от власти. Потому как остались в ней еще независимые от власти предприниматели, финансирующие СМИ. Поэтому и оппозиция не опустила совсем голову в Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Томске, Новокузнецке и т.д.
В Воронежской области ситуация со СМИ близка к той, что сложилась в Коми. Нет смысла и называть финансово независимые СМИ - их очень мало. Остальные СМИ прямо или косвенно финансируются областным правительством и потому зависимы от него и властного диктата. Отсутствие независимого финансирования СМИ, наряду с подавлением экономической свободы и независимости от власти предпринимателей, стали мощнейшим инструментом подавления свободы слова в стране, включая Коми, Воронежскую область и многие другие регионы.
В том числе и поэтому пышно разрослась коррупция в стране и регионах. И на месте одного срубленного властью ядовитого ее цветка, тут же расцветают 2-3 новых. Проблема состоит том, что выросла и утвердилась во власти, политике и бизнесе целое поколение людей, не ограниченных в своих действиях, в поведении и жизни традиционными моральными и нравственными ценностями, накопленными столетиями. И они составляют значительную беспринципную долю нынешней слабой элиты страны. А, как известно, элита - ядро национального человеческого капитала, который сильно деградировал.
А если вдруг?
Представим, что в Воронеже появились, честные и достойные люди (они есть, но задвинуты на обочину политической, а порой и вообще жизни) - кандидаты в депутаты гордумы и облдумы, которые пошли бы на выборы независимо от ЕР, от партий - официальной, финансируемой государством оппозиции и в конкуренции с кандидатами ЕР. А не лезли бы под ее крышу ради депутатского мандата и личных преференций и целей. И не меняли бы свое политическое реноме почти на противоположное. Так вот, ради этих уважаемых людей, а также ради будущих дополнительных возможностей оппозиции к избирательным урнам пришло бы, пожалуй, вдвое больше избирателей Воронежа и других городов. Скажете фантастика, но в Иркутске почти так и произошло. Конечно, в Воронеже жлобов побольше, чем в Иркутске. Тем не менее, на выборы пошли бы люди, которых не устраивает ЕР и существующая власть. Они голосовали против нее своей неявкой.
Оценки показывают, что независимые кандидаты и оппозиция в совокупности набрали бы голосов в 2-3 раза больше ЕР. На последних выборах в гордуму Воронежа за ЕР проголосовало 44,68% - лишь 90721 чел, а за оппозицию - 99426 чел, из них только за КПРФ - 45771 избирателей. Всего же избирателей в Воронеже, по официальным данным избиркома - 815274 чел. Приняло участие в выборах 211193 избирателей. Игнорировали выборы около 600 тыс человек. Огромная армия в засаде для устранения монополии ЕР во власти, по крайней мере, в Воронеже.
При росте явки горожан в 1,5-2 раза и при нейтральной позиции гаранта Конституции РФ Президента РФ очевидно, что победа оппозиционных и независимых сил будет сокрушительной по всей стране.
Да и сейчас ЕР - колосс на глиняных ногах, который держится на очень низкой явке городских избирателей, на управляемом властью сельском населении, на махинациях с избирательными листами и прочем жульничестве.
Вероятно, В.В. Путин понимает ситуацию и потому предпочитает публично опираться на Народный фронт.
Реальное положение ЕР в действительности неустойчиво и не стабильно. И держится ЕР на остатках благосклонного отношения к себе Президента РФ. Достаточно какого-то значимого события, которое повысило бы гражданскую активность горожан, помогло бы им осознать их личную ответственность и способность изменить политическую ситуацию в стране в лучшую сторону, как многое в стране может кардинально измениться. В частности, на очередных выборах в Госдуму следующей осенью при росте активности горожан ЕР вполне может потерпеть поражение. И хуже в России и россиянам от этого точно не станет.
Время перемен
Как ни крути, у России особая миссия в земном мире. Миссия отстаивания справедливости. А внутри самой России справедливости катастрофически не хватает. Зато на международной арене Россия всегда ее отстаивала, прежде всего, в войнах.
Для россиян, конечно, важны прагматизм и незаурядное понимание мировой обстановки высшим руководством страны. Миссия утверждения справедливости вечно сидит в русской ментальности. Справедливость и есть та самая национальная идея русских. Однако гораздо важнее для россиян первые ощутимые шаги в борьбе с коррупцией и преступностью внутри страны. То есть восстановление той самой справедливости внутри России.
Остается лишь надеяться, судя по последним шагам, что В.В. Путин понимает первичность и огромную важность для России приоритетного подавления коррупции до уровня передовых стран. Потому как другие проблемы без подавления коррупции, без резкого повышения эффективности государства не решаемы.
Пример Сингапура так и маячит в уме, когда касаешься этой острейшей для РФ темы. Сумел же Ли Куан Ю в условиях авторитарного государства подавить коррупцию и преступность. И затем вывести Сингапур в экономические мировые лидеры, достигнув очень высокого качества жизни населения. Причем в условиях сохранения авторитарного режима.
В этом случае высшая российская власть могла бы рассчитывать на поддержку и горожан, страдающих от коррумпированных чиновников и криминализации страны.
Будем надеяться, что В.В. Путин, подобно Ли Куан Ю, примет научно обоснованную и подтвержденную опытом иерархию приоритетов в процессах роста и развития. При высокой коррупции эффективное государство не создашь и эффективную экономику, соответственно, тоже. Коррупция и криминал подавляют любую конкуренцию.
Без подавления коррупции Россия обречена на поражения и в международных столкновениях. Неэффективное государство не способно эффективно воевать и решать острые международные проблемы даже в среднесрочном периоде. И будет разорять свой народ, как это происходит сейчас.
Вполне можно считать, что падение мировых цен на нефть и газ - «благо» для России. Появилась реальная возможность излечиться от голландской болезни и приступить к созданию эффективной и современной промышленности, помятуя о том, что доходы от экспорта продукции с/х уже сейчас выше доходов от экспорта оружия. На приоритетном росте производства оружия качество жизни населения не поднимешь. Состояние с/х намного улучшилось потому, что в нем заработали рыночные конкурентные механизмы. Как и в строительстве, торговле. В отраслях, где была и есть, пусть и ограниченная конкуренция, успехи налицо. Конкуренция - ведущий драйвер роста и развития. Там, где было и есть много государства - налицо застой, стагнация, рецессия, деградация. Но без современной и эффективной обрабатывающей промышленности, которой в России почти нет, процветающего крупного государства не существует ни в теории, ни на практике.
Смотрел недавно деловой завтрак в Сбербанке. Все красиво, уютно, вкусно. Умные выступления. Но как же далеки от реальной экономики и жизни эти люди и их рассуждения. Главную реальную проблему, «почему же в стране подавлена конкуренция?» - они и не поднимают, даже не затрагивают. Считают, что это не их дело. И лишь повторяют простые, азбучные истины о важности и необходимости конкуренции. И это элита страны?
А первичная проблема-то в России как раз лежит в плоскости высоких коррупции и преступности, убивающих всякую конкуренцию. И в соответствующей неэффективности власти и российского государства во главе с Президентом РФ, которая не справилась с ростом этой самой коррупции и преступности.
Вторая по важности негативная проблема РФ - низкие инвестиции в человеческий капитал и его соответствующая деградация.
В результате неэффективны все государственные институты, вся экономика страны. А население лишено качественных и доступных образования, медицины, инфраструктуры, включая дороги и ЖКХ. Отстала и наука. И упала безопасность населения.
В России в условиях высокой коррупции и преступности, падения морали и нравственности сформировалась негативная среда, непригодная для выживания талантов, непригодная для работы и жизни профессионалов высшей квалификации. Сформировалась негативная среда, которая подавляет рост и развитие национального человеческого капитала, включая Воронежскую область. Одним из прямых индикаторов этого явления и процесса - подавление СМИ в регионах, подавление свободы слова.
Как всегда, правы из управленческой элиты выступившие на завтраке Сбербанка женщины из социального блока правительства РФ, в частности, по поводу низкого качества подготовки специалистов в вузах. Суть выступления вице-премьера Ольги Голодец такова: в бюджете недостаточно денег на подготовку качественных специалистов. И тут заключена сермяжная правда - в долях ВВП Россия уже давно тратит на образование в 1,5-3 раза меньше, чем передовые страны. И так по всем составляющим человеческого капитала. Потому как парадигма России продолжает и даже копирует парадигму СССР.
Можно верить или не верить в положительные перемены на основных направлениях строительства эффективной России - в подавлении коррупции и преступности, в росте инвестиций в человеческий капитал для повышения его качества и величины, в создании новой индустрии, в создании новой инфраструктуры страны и повышении качества жизни населения, а не только чиновников, но надежда умирает последней. Лучше уж поздно, чем никогда, В.В. Путину положительно модернизировать Россию. Права народная мудрость.