24 - 26 октября в Амурской области работала межведомственная рабочая группа Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
В состав группы входят представители 14 федеральных ведомств и служб, администрации президента и научных организаций. До Амурской области группа посетила Тверскую и Новосибирскую области. Межведомственная рабочая группа продолжает свою работу и в настоящее время готовит доклад по анализу ситуации и предложениям по совершенствованию механизмов госпрограммы в целом по Российской Федерации. Специальных выводов по отдельным территориям делать не будут. Экспертный канал "АмурПолит.ру" попросил высказать свои личные впечатления и мысли о работе в Амурской области руководителя группы - помощника полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Крупнова.
Юрий Васильевич, во время посещения Приамурья межведомственной комиссией, отмечалось, что в принципе, новое областное руководство сделало все, что можно было сделать в рамках той программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, которая была разработана в кратчайшие сроки еще в конце лета прошлого года. На Ваш взгляд, достаточно ли этого для успеха госпрограммы в Приамурье?
Нет, не достаточно, и это общее мнение не только членов межведомственной рабочей группы, но и, прежде всего, руководства области. Отсюда возникает необходимость кардинального пересмотра региональной программы - эту идею и выдвинула заместитель председателя Правительства области, председатель межведомственной региональной комиссии по реализации региональной программы Гузалия Минкина. Так что ваша областная программа по оказанию содействия переселению соотечественников, вероятно, будет перерабатываться. Как предложила Гузалия Талгатовна, региональную программу по оказанию содействия переселению соотечественников имеет смысл изначально сопрягать со стратегией развития области, разработку которой предполагают начать в ближайшее время.
В Приамурье межведомственная комиссия побывала в трех муниципальных образованиях, которые включены в программу переселения соотечественников - это Тамбовский район, Шимановский район и ЗАТО Углегорск. Какая из этих территорий больше всего готова к приему соотечественников?
Я бы не стал устраивать между ними "социалистическое соревнование", конкурентную борьбу на предмет, кто лучше или хуже готов к приему соотечественников. Эти территории разнятся между собой и по истории, и по типу хозяйства, и в плане социально-экономического развития, сложно их между собой сравнивать.
Ясно другое - необходимо принципиально новое решение по всей области. В рамках той региональной программы по переселению соотечественников, которая была разработана в 2006 году при прошлом руководстве области, мы, безусловно, ни на какое серьезное развитие не выйдем. Это понимают все. И отсюда встает вопрос не об оценке уже сделанного, а о готовности области выходить из режима выживания в режим развития.
Члены нашей группы отметили, что новая губернаторская команда настроена серьёзно и готова усиливать свою активность.
Есть воля к развитию - и это, наверное, полдела. Но есть принципиальный вопрос и о том, как именно надо действовать, чтобы кардинально, системно улучшить жизнь области, чтобы прекратить отток собственного населения и организовать приток сюда новых людей. То есть что конкретно сделать, чтобы область стала привлекательной во всех отношениях.
Здесь нужны неординарные решения и кадры высочайшей квалификации. Очевидно, что без отдельных прорывных проектов ситуацию не изменить. Сначала нужно отрабатывать новые механизмы в экспериментальном режиме, а потом уже тиражировать успешные решения на всю область.
Проект переселения - это не просто пожелания пригласить соотечественников в какую-либо территорию и предложить им то, что уже имеется в наличии. Для села это, как правило, 3 - 5 тыс. рублей зарплаты и неблагоустроенные дома или места в общежитии. Да и для городских территорий, учитывая все обстоятельства, ситуация примерно такая же.
Нужно понять, что проект переселения - это направленность на коренное преобразование жизни и труда, на прорыв к новому качеству.
Гузалия Минкина, заместитель председателя областного Правительства, предложила организовать в Амурской области конкурс на лучший проект переселения. Как Вы оцениваете это предложение?
Крайне интересная идея. Она, кстати, возникла при обсуждении одного из проектов, который предложил предприниматель Михаил Корсаков - руководитель одного из сельскохозяйственных предприятий Тамбовского района. Инициативная группа, которую он возглавляет, предлагает новые подходы к организации сельского хозяйства с привлечением квалифицированных специалистов-соотечественников, ориентированных на серьезную самостоятельную работу.
В Амурской области сегодня - и здесь она ничем не отличается от других областей, - нет набора того, что можно было бы с полным основанием называть проектами переселения.
Не было пока и ориентации на инициаторов среди предпринимателей, которые показывают, что они могут реально сделать в течение ближайших 5-7 лет, и каких переселенцев они готовы ответственно приглашать к себе для реализации своих проектов. Очевидно, именно поэтому у Гузалии Минкиной появилась идея провести конкурс таких проектов, сделать его систематическим. И разницы нет, какие субъекты будут принимать в нем участие - частные или государственные предприятия, органы местного самоуправления и т.д. Потому что, повторюсь, проект по определению должен системно сдвигать ситуацию и изменять жизнь к лучшему. Проект переселения должен связывать все уровни управления, обязательным образом привлекать частную инициативу, но при этом иметь мощную государственную поддержку.
Что касается опасений относительно малого количества желающих принять участие в конкурсе программ переселения. Нужно сделать первых шаг, начать выявлять эти инициативы. Мы все понимаем, что готовых проектов - не много, это, как говорится, штучный товар. Но чтобы программа переселения развивалась дальше и реализовывалась, нужно заниматься инициированием таких проектов и их разработкой. Эти два процесса не могут быть оторванными друг от друга. Очень приятно, что в Амурской области сейчас профессиональный, реалистичный настрой и нет желания строить какие-то "потемкинские деревни", выдавать желаемое за действительное. Все прекрасно понимают сложность ситуации, но важно то, что есть готовность к работе. Поэтому те же проекты переселения нужно инициировать, готовить, поддерживать инициаторов и через 3-5 лет иметь серьёзные нефиктивные результаты.
Что из себя должна представлять поддержка инициаторов, которые будут выдвигать свои проекты переселения?
Здесь все очень просто: будет набор областных проектов переселения и набор преференций для их инициаторов и руководителей. Сегодня у Амурской области есть возможности давать как прямые, так и косвенные преференции, прежде всего, в экономическом плане, чтобы поддерживать наиболее интересные предложения.
Причем эта господдержка должна строится не по типу "крышевания", как это, к сожалению, иногда бывает, когда оказывается помощь приближенным к чиновникам, удобным и "выгодным" предпринимателям, а по типу объективной, гласной поддержки тех частных усилий и предпринимателей, которые работают на регион, на страну.
Одной из территорий, которая включена в программу переселения соотечественников, является поселок Углегорск. На днях прозвучала информация (ее озвучил губернатор Амурской области Николай Колесов), что область выиграла в конкурентной борьбе с другими регионами Дальнего Востока право разместить на своей территории новый российский национальный космодром. Об этом же заявил и руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов. Будет ли завязана программа переселения в части Углегорска на строительстве космодрома?
О том, что это решение принято окончательно, нужно дождаться официальных заявлений высоких лиц, которые этим вопросом занимаются. Мы все должны понимать, что только разработка проектно-сметной документации космодрома требует минимум 2 года. И, следовательно, само капитальное строительство стартовой площадки, других сооружений и обеспечивающих заводов начнется не раньше 2009-2010 года - это в самом лучшем случае. Поэтому нельзя считать, что мы космодромом решим все проблемы. За два года мы можем потерять все те уникальные возможности, всю инфраструктуру, которая есть в Углегорске.
Безусловно, новый космодром можно рассматривать, как возможность, в рамках которой проект переселения будет работать естественным образом, а с другой стороны я бы на территории Свободненского района выстраивал и другие проекты. Например, я высказал руководству Амурской области идею создания треугольника, городской агломерации Шимановск - Свободный - Углегорск, в которой все сильные стороны этих городов увязывались между собой. Самый простой пример: использование рабочих мест, которые создаются в Шимановске под новые проекты с возможностями по предоставлению жилья в Углегорске. Мэр Углегорска Владимир Токарев также говорил об этом: можно жить в Углегорске, а ездить на работу в Шимановск по федеральной трассе, время в пути по которой занимает менее получаса. Это самое простое организационное замыкание.
Если дальше мы посмотрим на возможность строительства космодрома, на создание на этой территории металлургического кластера, связанного с разработкой Гаринского месторождения, строительство Граматухинской ГЭС и других объектов, то мы увидим, что этот район в будущем может стать серьезной городской агломерацией, сопоставимой с Благовещенском и южными районами Амурской области.
Если вернуться к разговору о предварительных итогах работы межведомственной группы в Амурской области, то могу сказать следующее: лично я увидел готовность области к развитию, увидел в Правительстве области не просто набор министров, а команду развития во главе с энергичным губернатором. Этой команде по плечу представить уже свою, новую программу переселения соотечественников на федеральном уровне, серьезно бороться за привлечение соотечественников не ради отчетных цифр, а ради коренного изменения ситуации в области ради, прежде всего, тех, кто здесь жил и живёт, и в первую очередь, ради амурской молодёжи, чтобы у неё появлялись новые перспективы и возможности и ей бы не хотелось уезжать из области на запад страны или за границу на ПМЖ.
Я уверен, что у Амурской области есть все шансы через полгода-год стать одним из лидеров в реализации госпрограммы переселения.
понедельник, 12.11.2007
http://www.fedpress.ru/federal/polit/p_ekspert_m/id_74772.html