Тема : (ПО ТЕЛЕФОНУ) Последние рейтинги политических партий России; политический расклад в случае возможных досрочных выборов в Госдуму
Передача : Интервью
Гости : Юрий Левада
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Юрий Левада, директор ВЦИОМ (по телефону).
Эфир ведет Марина Старостина
М.СТАРОСТИНА: Как известно, вскоре Дума будет рассматривать вопрос о внесении вотума недоверия правительству, в связи с этим возникло много тем, это и собственно оценка работы правительства и президента, роспуск Думы, новые парламентские выборы. Давайте начнем с конца. Партия "Единство" говорит, что ей выгоден роспуск Думы, потому что она в таком случае, в случае новых выборов, наберет больше голосов. Что говорят социологи по этому поводу?
Ю.ЛЕВАДА: Мне кажется, что за прошедшие сутки эта новость уже немножко стухла, потому что сегодня "Единство" говорит более осторожные слова, и это, скорее всего, интрига внутреннего порядка, чем реальное намерение. Но это, в конце концов, их дело. Что мы можем сказать? Никаких сенсаций здесь нет, никакого роста влияния "Единства" нет, скорее, наоборот. Например, в прошлом мае "Единство" готовы были поддержать 26% из тех, которые придут на выборы и знают, за кого голосовать. А сейчас, в феврале - 22%, в январе 21%, в общем, довольно стабильное число. То же самое, между прочим, с коммунистами. Число людей, которые готовы их поддержать на выборах от тех, кто придет на выборы и знает, за кого голосовать, 35%, довольно стабильные в последнее время. Поэтому никакого особого выигрыша "Единство" в отношении коммунистов здесь не получит, как, впрочем, и все остальные. Это в нынешних условиях. Если будут действительно вдруг выборы какие-то, новые напряженности в обществе, это может настроение несколько перекосить. Пока - нет.
М.СТАРОСТИНА: Вы сказали, что рейтинг "Единства" все-таки немного падает. С чем это связано?
Ю.ЛЕВАДА: С тем, что когда его избирали первый раз, оно существовало в тени очень популярного президента и никто тогда не спрашивал: "А что вы сделали?" А сейчас люди спросят: "Что вы сделали за год в Думе, что вы сделали в стране как партия?" И я боюсь, что это не совсем выгодный вопрос для "Единства".
М.СТАРОСТИНА: Вы говорили о "Единстве" и о компартии. А какова ситуация с другими политическими партиями?
Ю.ЛЕВАДА: А практически без перемен, поэтому я особо о них и не говорил. Но если бы были выборы, то "Яблоко" могло бы набрать 9% от пришедших, ровно столько же и СПС, "Отечество" могло бы получить 6%, а либерал-демократы, как обычно, на грани 5%. Но это примерно те проценты, в рамках которых шел спор на прошлых выборах. А остальные - пока что меньше.
М.СТАРОСТИНА: То есть, в случае новых парламентских выборов, по Вашему мнению, ничего кардинально не изменилось бы?
Ю.ЛЕВАДА: Нет.
М.СТАРОСТИНА: А что сейчас говорят опросы общественного мнения о возможном слиянии СПС и "Яблока"? Какие-то здесь ожидания есть?
Ю.ЛЕВАДА: Видите ли, это зависит от этих самих партий, а не от мнения в целом. В целом, многие видели бы в этом позитивное явление, больше позитивного, чем негативного. Но повторяю, это не проблема для общественного мнения, это проблема для двух партий, для руководства этих двух партий.
М.СТАРОСТИНА: А вообще отношение к Думе как-то у населения меняется? Или сейчас люди более равнодушны стали к каким-то политическим реалиям?
Ю.ЛЕВАДА: На Думу больших надежд не было, но когда мы сейчас спрашиваем, оправдала ли Дума надежды, которые были связаны моментами избрания, то и здесь примерно пополам идут голоса, довольно много людей считают, что она не оправдала.
М.СТАРОСТИНА: Что говорят опросы? Стало ли больше недовольных президентом и правительством или, наоборот, стало таких меньше?
Ю.ЛЕВАДА: Правительством больше. Правительство несет ответственность за дела, которые они делают. Президент у нас занимает совершенно особое положение, как, впрочем, и раньше тоже, и прямой ответственности на него не возлагают за то, что у нас не получается и не очень получается. Поэтому в целом удача и возможности что-нибудь сделать у правительства становятся хуже, чем раньше, и большинство людей считают, что правительству не удастся вывести из положения страну. А в отношении президента по-прежнему такие надежды, и они остаются довольно высокими.
М.СТАРОСТИНА: Вы говорили об отношении людей к президенту и к правительству, сказали, что больше недовольных как раз правительством. Основные претензии какие высказывают люди?
Ю.ЛЕВАДА: То, что дорога жизнь, то, что жизнь не улучшается, то, что программы выхода из этой ситуации как не было, так и нет.
М.СТАРОСТИНА: А к президенту никаких претензий нет?
Ю.ЛЕВАДА: Тоже есть, но поменьше. Претензии к президенту связаны с тем, что он никакой программы не объявил и с войной никак разделаться не может.
М.СТАРОСТИНА: Имеется в виду война в Чечне?
Ю.ЛЕВАДА: В Чечне, конечно. Пока одна у нас.
М.СТАРОСТИНА: Рейтинг президента как-то меняется, здесь можно проследить какую-то тенденцию?
Ю.ЛЕВАДА: Довольно мало меняется, потому что уровень одобрения деятельности президента 65-70%, в феврале - 69%. Если бы были новые выборы, то за президента голосовало бы примерно 40% от всего населения, чуть-чуть больше, чем в прошлый раз, когда голосовало 36%.
М.СТАРОСТИНА: А с чем Вы вообще все это связываете?
Ю.ЛЕВАДА: Что?
М.СТАРОСТИНА: Почему не меняется рейтинг президента?
Ю.ЛЕВАДА: Потому что он связан с воображением, а не с делами. Он связан с надеждами. Надежды существуют. Если судить по делам, по конкретным результатам в разных областях, то было бы сложнее, но люди различают почему-то эти вещи.
М.СТАРОСТИНА: Вообще, какие сейчас ожидания в обществе, что больше всего волнует россиян в большей степени, можно какую-то статистику провести? Экономика, Чечня, станция "Мир"?
Ю.ЛЕВАДА: Станция "Мир" волнует не в первую очередь, некоторых волнует. Волнует, конечно, реальное экономическое положение семей, дороговизна. В последние два месяца с начала года все отмечают значительный рост цен на почти все товары и услуги в стране, что соответствует реальности и что волнует людей. Это главная забота. То, что волнует непрекращающаяся война, - это вторая забота и очень серьезная.
М.СТАРОСТИНА: То, что касается как раз войны: главная вина на кого возлагается?
Ю.ЛЕВАДА: Мы в последнее время не спрашивали, но обычно у нас винили чеченскую сторону, чеченских боевиков. Существенное дело не в том, кого обвинять, а что с этим делать. Сейчас больше половины населения, уже в абсолютных цифрах больше половины, считает, что нужно переходить от войны к переговорам.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Юрий Левада, директор ВЦИОМ (по телефону).
06.03.2001
http://echo.msk.ru/programs/beseda/13841.phtml