25 ноября 2014
3101

Юрий Московский: Краткая история российских ЦАРЬ-КОЛОКОЛОВ.

Материалы к прямому эфиру радиостанции "Вечерняя Москва" 24 ноября 2014 г. 15-45

Первый Царь колокол отлил московский мастер Григорьев Александр, сын Лыков в середине XVII века

Григорьев, Александр сын Лыков (1630-е - после 1676, Москва) - русский пушечный и колокольный мастер, литейщик.
Биография
В 1651 году в возрасте около 17 лет по поручительству мастера Емельяна Данилова стал "колокольным литцом" московского Пушечного двора. Сирийский путешественник Павел Алеппский оставил его описание: "Мастер, из переживших моровую язву, молодой человек, малорослый, тщедушный, худой, моложе 20 лет, совсем еще безбородый"[2].
У Александра Григорьева было 7 учеников, совместно с которыми он перелил Благовестный колокол для московской церкви Антипия на Колымажном дворе и ещё шесть вестовых колоколов "про запас" для других городов[1].
В 1655 году после смерти Емельяна Данилова он занялся работой по отливке Большого Успенского колокола (128 т) - главного колокола страны. Этот колокол был расколот во время кремлёвского пожара 1701 года, позднее его металл использовали для отливки Царь-колокола[1].
В 1655 году Александр Григорьев изготовил трёхтонный колокол для Фроловской (Спасской) башни Кремля. В 1657 году он отлил колокол (0,75 т) для Котельного ряда в Москве (ремесленной слободы). В 1665 году отлил колокол (около 5 т) для Симонова монастыря. В надписи на этом колоколе Александр Григорьев впервые назван "государевым пушечным и колокольным мастером". В 1668 году создал колокол Большой Благовестник для Саввино-Сторожевского монастыря. Этот колокол считался самым звучным колоколом России, он был разбит в 1941 году. За отливку колокола Григорьев был награждён царём Алексеем Михайловичем отрезом сукна сверх положенного "денежного и хлебного жалованья". В последний раз Григорьев документально упоминался в 1676 году, когда его ученики помогли Харитону Иванову изготовить 10 ружей-пищалей.
Известны имена 21 ученика Григорьева. Ему принадлежал двор на Большой Сретенской улице, который после смерти Григорьева перешёл к его племяннику, "ученику гранатного дела" Григорию Екимову.
Александр Григорьев сын Лыков послужил прототипом для образа мастера Бориски Моторина из картины Тарковского "Андрей Рублёв".

В 1701 году главный колокол страны был расколот в результате очередного пожара Москвы.

В 1730 году недавно взошедшая на трон императрица Анна Иоанновна приказала перелить разбитый колокол Григорьева с добавлением металла и довести вес колокола до 10 тысяч пудов. Сыну фельдмаршала Миниха было поручено для этой работы найти в Париже мастера. Миних предложил эту работу выполнить королевскому механику Жерменю, но тот посчитал это шуткой - отлить колокол такого размера.
Выполнить эту работу подрядился Иван Фёдорович Моторин. Предварительно Моторин отлил небольшую (12 пудов) модель колокола. После чего все чертежи, в том числе и схема подъёма, были отправлены вПетербург на утверждение.
Отливка колокола[
После всех согласований колокол был отлит русскими мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом Моториным в 1733-1735 годах на Пушечном дворе. Для отливки колокола, помимо нового металла, был использован металл старого разбитого колокола времен Бориса Годунова и Алексея Михайловича.
Формовка колокола производилась на Ивановской площади. Для этого была вырыта яма 10 м глубиной. Чтобы кожух выдержал давление расплавленного металла, всё пространство между формой колокола и стенами литейной ямы засыпали землёй, тщательно её утрамбовав.
Высота колокола с ушками составляет 6,24 м, диаметр - 6,6 м, масса около 200 тонн.
Колокол был отлит 25 ноября 1735 года, после полутора лет подготовительных работ. При литье постоянно возникали непредвиденные ситуации. Иван Моторин умер, не успев закончить отливку, и его дело завершил его сын Михаил.
Последняя плавка металла продолжалась 36 часов в четырёх плавильных печах, а отливка прошла всего за 1 час 12 минут.
Согласно анализу, проведённому в лаборатории минного корпуса, в сплаве содержится меди - 84,51 %, олова - 13,21 %, серы - 1,25 %, золота - 0,036 % (72 кг), серебра - 0,25 % (525 кг)[1].
После остывания колокола начались чеканные работы. Колокол находился в яме, стоял на железной решетке, которая опиралась на 12 дубовых свай, вбитых в землю. Над ямой было сделано деревянное перекрытие.
Повреждение колокола
20 мая 1737 года во время Троицкого пожара в Москве загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водой раскалённый металл. В результате быстрого и неравномерного охлаждения колокол дал 11 трещин и от него откололся значительный кусок весом около 700 пудов (11,5 тонн). Поэтому колокол был оставлен в литейной яме, где и находился около 100 лет. По другой старой версии он упал и разбился.
Однако, современные исследования подвергают сомнению тот факт, что колокол, изготовленный из пластичной колокольной бронзы, мог расколоться во время пожара, и предполагают, что трещины возникли из-за допущенных нарушений в технологии (остывающий после отливки колокол мог быть оставлен на стержне и треснул из-за обжимания), а пожар мог стать удобным оправданием.
В пользу этой версии говорит то, что в 1736 году Моторин получает за отливку Царь-колокола всего 1000 рублей и чин цехмейстера литейных дел "за труды и ради обновления колокольного завода", пострадавшего от пожара. А позже за отливку колоколов для Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой лавры он просит 8000 рублей за колокол.
Восстановление колокола
В 1792 году и в 1819 году делались неудачные попытки поднять колокол.
17 августа 1836 года Царь-колокол был поднят из литейной ямы.
Во время подъёма часть канатов лопнула и отскочил один из блоков, колокол перекосило. Подъём остановили. Один из рабочих не испугался, спустился в яму и установил под колокол подпорки. Через несколько дней, заменив канаты, подъём продолжили.[1]
Установлен в Московском Кремле на постамент, исполненный по проекту Огюста Монферрана.
Отлит из бронзы. Украшения, портреты и надписи на нём выполнены В. Кобелевым, П. Галкиным, П. Кохтевым, П. Серебряковым и П. Луковниковым.
Стоит заметить, что Несколько раз поднимался вопрос о спайке колокола. Но в итоге от этого отказались, так как восстановить нормальное звучание оказалось невозможным.
Внутри пьедестала сохраняется язык от неизвестного колокола.
Другие "Царь-колокола"
Под названием "Царь-колокол" на Руси известны колокола, отлитые в начале XVII века и в 1654 году (весил около 130 т). Последний разбился при пожаре 1701 года, а его части были использованы при отливке Царь-колокола.
Самый большой колокол Троице-Сергиевой лавры также называется "Царь". Отлитый в 1748 году "Царь-колокол" весил 4 тыс. пудов (64 т), но был уничтожен в 1930 году. В 2004 году на колокольню лавры был поднят новый "Царь-колокол" весом 72 т[5].

Следует заметить, что в народном сознании слились Царь колокол Григорьева и Моториных, также как слились царь Иван III и внук его Иван IV, оба прозванные Грозными.

Царь-колокол в бонистике
Деникинская банкнота "колокольчик" 1919 года с изображением Царь-колокола
Царь-колокол изображен на тысячерублевых белогвардейских купюрах, выпускавшихся генералом Деникиным в Крыму во время Гражданской войны. Деньги, обесценившиеся почти мгновенно и не имевшие практически никакой покупательной способности, в народе прозвали "колокольчиками".


Юрий Московский, историк, директор проектов Фонда развития международных связей "Добрососедство".
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован