Эксклюзив
06 декабря 2013
8197

Юрий Московский: В Славянской обсудят миграционные процессы в Центральной Азии и на Кавказе

6 декабря 2013 г. в конференц-зал "Библиотека" на 2 этаже в гостиницы Рэдиссон-Славянская (г. Москва, пл. Европы, д.2, Станция метро Киевская) состоится Круглый стол "Центральная Азия и Южный Кавказ: Миграционные процессы в постсоветском пространстве". Его организовали Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН и Центр стратегических и политических исследований Фонд Розы Люксембург (Германия)

Среди участников:

Абашин Сергей - Европейский университет (СПб); Аликберов Аликбер - руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН; Гулина Ольга - директор Центра миграционных процессов (Германия); Жолдасов Арустан - исполнительный директор "Ekspert fikri" (Узбекистан); Джураева Гавхар - руководитель Центра "Миграция и закон"; Звягельская Ирина - вице-президент Центра стратегических и политических исследований; Каримов Ренат - председатель профсоюза трудящихся мигрантов; Карякин Владимир - ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ); Колгина Валерия - старший специалист Отдела внешних связей ИВ РАН; Летняков Денис - Центр изучения проблем гражданства и идентичности; Линке Питер - Фонд Розы Люксембург (Германия); Маданбеков Алишер - председатель Движения трудовых мигрантов Кыргыстана; Московский Юрий - ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной миграционной службы по г. Москве, директор проектов Фонда развития международных связей "Добрососедство"; Мукомель Владимир - вед.н.сотр. Института социологии РАН; Нурулла-Ходжаева Наргис - с.н.с. Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН; Ожиганина Анна - с.н.с. Института этнологии РАН; Олимова Саодат - участник программы "ал-Фараби" фонда Карнеги по Центральной Азии, руководитель департамента Центра Шарк (Таджикистан); Савин Игорь - эксперт Мониторинга межэтнических отношений Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств (Казахстан); Скаков Александр - с.н.с. Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН; Собянин Александр - руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества; Фарни Тина - руководитель Филиала Фонда Розы Люксембург в Москве; Фоменко Владимир - заместитель руководителя Филиала Фонда Розы Люксембург в Москве

Правила дискуссии

Участники встречи по очереди и желанию высказываются по каждому вопросу сценария, не повторяя того, что уже было высказано до него. Модераторы могут обратиться к любому из участников с просьбой раскрыть ту или иную тему. Выступления в ходе дискуссии не могут длиться более 5 минут. Задача-максимум - успеть за отведенное время обсудить обозначенные в сценарии проблемы. Модераторы могут скорректировать сценарий в процессе дискуссии, обозначить новые дискурсы общей темы, объединить вопросы, переставить акценты. Цель обсуждения - итоговый аналитический документ с новыми идеями и рекомендациями, который будет подготовлен редакционной комиссией (Абашин С.Н., Аликберов, А.К., Звягельская И.Д., Скаков А.Ю.) на основе дискуссий и опубликован от коллективного имени участников встречи. Поэтому участники должны представить свои краткие соображения или комментарии в письменном виде. При этом ссылки на конкретные высказывания или имена в тексте не допускаются.


Программа Круглого стола "Центральная Азия и Южный Кавказ: Миграционные процессы в постсоветском пространстве".
10.15-10.30 Открытие дискуссии:
Приветственное слово Аликбера Аликберова, руководителя Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН, Тины Фарни, руководителя Филиала Фонда Розы Люксембург в Москве, и Ирины Звягельской - вице-президент Центра стратегических и политических исследований
Модераторы: Питер Линке (Германия) и Сергей Абашин (Россия)

10.30-12.00 Блок 1. Проблема миграции в контексте постсоветской трансформации: вводная часть дискуссии
Что сегодня актуализирует проблему миграции?
Каковы причины массовой миграции из Центральной Азии и Кавказа в Россию и другие страны? Нужны ли России и Казахстану трудовые мигранты?
В какой степени миграции из стран Центральной Азии и Кавказа восполняют естественную убыль населения России и миграции ее собственного населения в другие страны? Структура миграции в Россию с учетом миграций из Китая, Вьетнама, других стран.
Каковы основные векторы и сценарии дальнейшего развития миграционных процессов из Центральной Азии и Кавказа?
Как проблемы внешней миграции влияют на процессы внутренней миграции в принимающих странах?
Социально-политическое измерение миграционных процессов на постсоветском пространстве.
Насколько международный опыт решения проблем миграции востребован и может быть применим на постсоветском пространстве?
Каким образом проблемы миграции отражаются на отношениях России со странами Центральной Азии и Кавказа, членами ТС и ОДКБ, а также с Евросоюзом и США?
Проблема миграции в свете перспектив образования Евразийского союза.

* * *
12-00 - 12-30 Кофе-брейк

12-30-14-00 Блок 2. Проблемы и возможности регулирования процессов миграции - в сфере миграционного законодательства, трудовых отношений, образовательных практик
Какой, на Ваш взгляд, должна быть миграционная политика принимающих стран: она должна быть направлена на ужесточение или на либерализацию миграционных процессов?
Опыт многих стран показывает, что наиболее продуктивным оказывается сочетание различных мер: легализация всех проживающих в стране нелегальных мигрантов и одновременное ужесточение таможенных правил, визовой системы, усиление контроля за границей и т.д. Почему предоставление возможности получения легального статуса (права на работу) для нелегальных мигрантов играет позитивную роль в социально-экономических отношениях страны?
Можно ли на постсоветском пространстве изменить подходы к трудовой миграции, основываясь на концепции прав человека? "Мы работники, а не преступники!". В последнее время само понятие "нелегальный мигрант" постепенно вытесняется из официальных текстов, предпочтение отдается термину - "работник с неурегулированным статусом", что отражает суть происходящих перемен: трудовой мигрант, самовольно пересекший государственную границу, осуществляющий трудовую деятельность без надлежащего разрешения и не платящий налогов, рассматривается уже не только как правонарушитель, но как человек, находящийся в процессе оформления надлежащих документов. По Вашему мнению, противоречит ли термин "нелегальный мигрант" духу Всемирной декларации прав человека, которая в статье 6 четко определяет, что каждый человек имеет право на защиту закона, а в статье 7 говорит о равенстве всех людей перед законом?
Как Вы видите роль профсоюзов в оздоровлении национальных рынков труда, есть ли у профсоюзов потенциал для реальной защиты прав трудовых мигрантов?
Как Вы оцениваете политику властей в отношении работодателей, использующих труд мигрантов? Должны ли компании доказывать, что им действительно требуются работники из-за рубежа, и в этом случае они обязаны обеспечить мигрантам такие же условия труда, как гражданам? Как в этом случае быть огромному числу российских граждан, использующих труд мигрантов в сфере индивидуального строительства за пределами крупных городов? Возможно ли скорое возрождение системы среднего профессионального образования в самой России, которое хотя бы отчасти восполнило бы огромный дефицит специалистов в этой сфере?
Изменится ли эта структура миграции с введением виз? В какую сторону визовый режим или миграционные фильтры способны изменить эту структуру?


14-30 - 15-00 Кофе-брейк
* * *
15.00 - 16-30 Блок 3. Проблемы и перспективы адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество. Есть ли альтернатива политике мультикультурализма?
Образовательные практики по адаптации мигрантов и их детей. Возможности использования международного опыта создания адаптационных образовательных программ и практики совместного обучения детей различной этнической, конфессиональной, культурной принадлежности. Российский опыт помощи детям мигрантов. Школы русского языка, Комитет "Гражданское содействие".
В чем Вы видите основную причину конфликтов - в растущей культурной дистанции, импорте иного уклада жизни в результате глобализации, в соприкосновении разных культур? Или проблема состоит в росте национализма и фундаментализма, инициированных политиками? Ксенофобия используется в целях отвлечения от актуализации социальных и политических проблем?
Во время выборов мэра Москвы весь спектр политических партий - от Навального до Митрохина (Яблоко), включая партию власти (Собянин), посчитал нужным высказать свое негативное отношение к "незаконной миграции". Как Вы оцениваете антимигрантские лозунги политических партий: как популизм, попытка понравиться большинству избирателей или попытка обратить их внимание на готовность решения наиболее острых проблем мегаполиса? Считаете ли Вы эту проблему действительно острой, надуманной или искусственно раздуваемой, с тем, чтобы отвести внимание общества от других более важных проблем, например, сложившейся коррупционной системы экономики?
Миграционные проблемы на постсоветском пространстве - они носят такой же характер, как в Европе или США, или принципиально иной? Что значит сейчас опыт многонационального существования в рамках СССР? Можно ли его использовать сегодня? В какой степени и направлении интеграционные проекты на постсоветском пространстве будут оказывать влияние на миграционные процессы? Является ли низкий образовательный уровень мигрантов и рост исламского экстремизма среди них решающим фактором все большего распространения ксенофобии в принимающих обществах?
Миграционные вызовы - это зло или благо для развития экономики? Играет ли труд мигрантов важную роль в экономике страны? Легализация мигрантов - на пользу или во вред принимающим обществам?
- сокращение коррупции и злоупотреблений в сфере трудовых отношений;
- устранение возможности эксплуатации мигрантов (низкая заработная плата, плохие условия труда и т.д.) - происходит рост заработной платы для всех трудящихся, создаются новые рабочие места, повышается безопасность на рабочих местах;
- дополнительные поступления в бюджет в виде налоговых выплат;
- уменьшение теневой нагрузки на социальную сферу принимающих обществ;
- снижение уровня рентабельности в различных сферах экономики из-за невозможности использования дешевой рабочей силы;
- снижение криминогенной обстановки в крупных городах, и др.
Должны ли мигранты сохранять собственные обычаи и традиции без новаций или стараться адаптироваться к обычаям и традициям принимающих обществ?
Как отражается отток большого числа работоспособного населения на экономике их собственных стран? Какие социальные проблемы этот процесс порождает в самих этих странах?
Каким образом миграции влияют на экспорт идей радикального ислама из стран Центральной Азии и Кавказа в Россию и наоборот?
Перспективы дальнейшего взаимодействия на постсоветском пространстве. Нуждаются ли независимые государства на постсоветском пространстве, прежде всего Россия, в политике мультикультурализма для формирования гражданского общества? Меры противодействия нетерпимости и ксенофобии по отношению к трудовым мигрантам, представительных "других" этнических культур, конфессий, разного рода меньшинств и т.д.

16-30-17.00 Заключение. Основные выводы и рекомендации

Юрий Московский,
Фонд развития международных связей "Добрососедство"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован