21 апреля 2006
3277

Юрий Перелыгин: Граница должна стать инфраструктурой для развития

"РЭО": Юрий Александрович, на Ваш взгляд, стоит ли государственным служащим, связанным со сферами геополитики и экономики, заниматься вопросами границ и приграничных регионов или же следует отдать эту тему на откуп силовым структурам?

Ю.П.: В экологии известен такой эффект - всплеск разнообразия в пограничных зонах экосистем. Если где-то насчитывается 10-12 видов животных или растений, то на этих территориях их в десятки раз больше - т.н. "опушечный эффект". Так вот: в условиях глобализации в современном мире, в том числе и в России, роль границы кардинально изменилась. Вместо функции исключительно запретительно-барьерной она теперь получила функцию структуры для поддержки развития. Однако, вначале границу нужно сформировать, а затем научиться правильно использовать.

Ни для кого не секрет, что "растаможка" товаров происходит не на рубежах нашей страны, а в Москве. Огромное количество пассажиров пересекает границу в воздухе, сталкиваясь с нею уже непосредственно в "теле государства". Финансовые потоки вообще не знают границ. Если граница будет только препятствием для проникновения, это будет наносить довольно ощутимый ущерб развитию. Именно поэтому эксперты, говоря о нынешнем понимании приграничного сотрудничества, подразумевают именно "опушечные эффекты", а не только обеспечение безопасности. Современные узлы коммуникаций, товары, люди и деньги пересекают границы не там, где барьеры, а, наоборот, по заранее выстроенным инфраструктурным руслам.

"РЭО": Сейчас Россия столкнулась с чрезвычайно сложной проблемой - появление границы с государствами, которые ранее были частью СССР. Многие эксперты утверждают: частью населения эти рубежи не воспринимаются как граница, прежде всего, в психологическом смысле. О каком ресурсе развития данных регионов можно говорить, если местные жители считают границу не более чем условностью?

Ю.П.: Что касается границы между Россией и Украиной, то, на мой взгляд, ситуация весьма сложная, и тут линия разделения воспринимается даже сильнее, чем гораздо более давняя российско-финская граница. В Ростовской области имеется более 700 километров границы с украинскими Ворошиловградской и Донецкой областями. На аэрофотоснимках видны различия по ту или иную сторону российско-украинской границы: дороги, линии электропередач, инженерные системы на реках физически разрушены, многие объекты просто не поддерживаются в должном состоянии. Подобные проблемы есть и на российской стороне, но в целом сравнение оказывается не в пользу Украины. Я не думаю, что люди этого не замечают. Помимо того психологического давления, которое оказывает сам факт запрета перехода в местах, официально не установленных как пункты пересечения границ, внешний инфраструктурный разлом по обе стороны границы значит немало.

"РЭО": Так же как и на польско-белорусской границе?

Ю.П.: Да, конечно. И точно такая же ситуация наблюдается на границах КНР и России. Китайские города растут и развиваются, с той стороны подведены все коммуникации. А с нашей стороны нет ничего. Известен пример стремительно развивающегося города Сунь Фунь Хэ. Подобным образом обстоят дела в районах Хайхэй-Благовещенск и в других местах пограничных переходов в Амурской области и Приморском крае. Россия отстает от соседей в инфраструктурном развитии в силу собственного не очень четкого понимания того, что такое современная граница.

"РЭО": Чем это грозит государству? Потерей части территории?

Ю.П.: Думаю, что нет. Разговоры о том, что Китай захватит нашу территорию - из области мифологии. Давление с той стороны, конечно, есть. При этом и сами россияне начинают переезжать за ту стороны границы, поскольку уровень жизни у соседей стремительными темпами начинает превышать уровень жизни на наших приграничных территориях. Если 10 лет назад китайские приграничные территории были нищими, то сейчас, например, Сунь Фунь Хэ, Хайфэй, Далян, Харбин, Муданьцзян предоставляют лучшую возможность заработать, чем города вдоль российской границы с КНР.

"РЭО": Вы хотите сказать, что в знаменитом центре российской белой эмиграции Харбине за последние десятилетия русскоязычное население не сократилось, а увеличилось?

Ю.П.: Это сейчас тенденция. В КНР русскоязычное квалифицированное население находит работу быстрее, получает преференции по получению кредитов на квартиру на 50 лет и так далее. Китайские власти и бизнес понимают, что российские инженеры обладают очень высокой квалификацией.

"РЭО": То есть можно ожидать два встречных трансграничных потока?

Ю.П.: Китайский поток идет в полной мере, и Дальний Восток он уже освоил. Китайские рынки существуют в любом крупном городе от Хабаровска до Владивостока. Китайцы контролируют практически всю розничную торговлю, поскольку дешевле привезти продукты питания из КНР, чем доставлять их из Москвы и Петербурга по Транссибу. Теперь обитатели Поднебесной двинулись из Приморья в Петербург. В этом смысле проект "Балтийская жемчужина"1 и желание китайцев проникнуть на Северо-Запад, в Мурманск, говорят о том, что они свои торговые сети и собственный тип развития протянули достаточно далеко. Теперь решается вопрос создания нового "Шелкового пути"2. Сегодня уже обсуждаются вопросы, будет ли это транспортная структура, которую построит Россия, или же новая структура будет создаваться на паритетных условиях с Казахстаном, Ираном и т.д.

"РЭО": А как же другие приграничные регионы - Калининград, Карелия? Существует ли там риск утечки населения по другую сторону границы, туда, где развитие лучше? Не сталкивается ли в этих условиях Россия с опасностью потерять Калининград территориально?

Ю.П.: Что касается российско-финской границы, отмечу: приграничные регионы обоих государств одинаково малочисленны. Да, по уровню жизни Финляндия, да и Норвегия значительно ушли вперед, но нельзя сказать, что там идет интенсивное развитие. Они живут стабильной, размеренной жизнью. Другое дело, что финны могут жить на хуторе, от которого до ближайшего населенного пункта километров 50. Для россиян такой образ жизни уже стал неприемлем, поэтому Карелия, обладающая низкой плотностью населения, выглядит на фоне остальной страны по-особому. Однако, я не думаю, что это чем-то грозит России как государству.

* * *

Разговоры о том, что Китай захватит нашу территорию - из области мифологии. Давление с той стороны, конечно, есть. Но и сами россияне начинают переезжать за ту сторону границы, поскольку уровень жизни у соседей стремительными темпами начинает превышать уровень жизни на наших территориях.

* * *

А вот Калининград, с моей точки зрения, это особый случай. В свое время Центр стратегических разработок "Северо-Запад" занимался разработкой Доктрины развития Северо-Запада, которую сейчас активно используют эксперты. В ходе исследования стало ясно: в регионе выросло целое поколение людей, которые ни разу не были ни в Петербурге, ни в Москве, но при этом ездят по всей Европе. Еще пара таких поколений, и Калининградская область станет Европой, а не Россией. Основная задача государства в данном случае состоит в том, чтобы сохранить российские систему ценностей и культуру. Необходимо осуществление регулярных паромных рейсов между Калининградом и Петербургом, чтобы калининградцы могли ездить в Северную столицу так же просто, как петербуржцы ездят поездом в Москву. И тогда нам не будет грозить, что эта часть территории будет не совсем российской или совсем не российской.

С другой стороны, там есть и обратная тенденция. Последние десять лет Калининград оставался одной из самых привлекательных территорий для мигрантов - русских, приезжавших из Казахстана и Средней Азии. Они себя чувствуют больше русскими, чем россияне в целом. И в этом отношении у страны есть еще запас в пару поколений, чтоб ситуацию поправить, создав структуру человеческого обмена и сохранить российский статус региона.

"РЭО": Так ведь и на Дальнем Востоке есть огромная масса людей, которые никогда не были в европейской России.

Ю.П.: И, тем не менее, он остается территорией России, и не только формально. Дальний Восток - территория российская по своей сути. За три часа можно долететь в Европу, за семь - в США, в Канаду. А тут девятичасовой перелет, но мы все еще остаемся в России. Для Приморского края основополагающей является российская культура. Владивосток, Петропавловск-на-Камчатке исторически, с момента своего создания, являются культурными единицами России в отличие от Калининграда, который был оплотом немецкой культуры и, в котором нет этой российской укорененности. В Приморском же крае она существует со времен Ермака и Невельского.

"РЭО": Что, по Вашему мнению, надо сделать государству, чтобы приграничные регионы стали ресурсом развития?

Ю.П.: Государству необходимо четко сформулировать для себя, в чем заключается специфика приграничного сотрудничества и самих приграничных территорий. Они все очень разные. Одно дело - граница с Китаем, другое - с Казахстаном, третье - с Украиной, четвертое - Северный Кавказ, пятое - Европейское сообщество, шестое - Калининград, и седьмое - Сахалин (граница с Японией). Мы имеем дело с 7 типами взаимодействия, по отношению к каждому из которых требуется свой инструментарий. Но идеология должна быть единой - граница есть фактор инфраструктурного развития. Если мы так будем на нее смотреть, тогда мы правильно выстроим и саму границу.

Тогда в этих регионах будут возведены российские торговые комплексы, дороги и дома. Если государство в лице Министерства регионального развития, ответственного за все приграничное сотрудничество, будет выстраивать такую линию, то вскоре появятся правильные инструменты и механизмы, закон, который будет регулировать трансграничные взаимоотношения. Концепция такого закона уже есть, и дискуссия по нему ведется. Однако, жизнь немного опережает нас. Надо внимательнее следить за изменениями ситуации.

"РЭО": И тогда области со сложной социально-экономической ситуацией, такие как, например, Воронежская, станут процветающим регионом?

Ю.П.: Воронеж по отношению к Украине может стать не просто процветающей территорией, но и столичным, по сути, регионом. Там существует очень сильный университетский центр, и уже сейчас что в Воронеже, что в Белгороде часть профессорско-преподавательского состава - из Украины. Это означает, что за ними в эти города приедет и украинское студенчество. Российское государство, отечественная экономика нуждаются в профессионалах. Хорошо, когда подготовленные кадры приезжают работать к нам, но если они предварительно освоили именно наши инженерные нормы, то будет куда легче сотрудничать.

Почему, например, та же Республика Корея ежегодно проводит международные школы, обучая иностранцев в соответствии со своими нормами, причем бесплатно? С людьми, обученными подобным образом, гораздо проще наладить торговые и культурные отношения. Воронеж может стать центром-миллионником, который будет удерживать не только российское Черноземье, но и часть Черноземья соседней Украины. Воронеж, Ростов, Москва, Санкт-Петербург - вот и выстраивается линия развития.

"РЭО": А Смоленск останется западным форпостом державы?

Ю.П.: У Смоленска очень богатая история. Когда кто-то нападает на Россию, обязательно происходит Смоленское сражение. Но это еще не делает Смоленск форпостом. Он - опорный город, он так исторически расположен, и так будет всегда. Я не думаю, что Смоленск разовьется в супергород, но он будет хорошим, комфортным местом для жизни. В Смоленске есть корни нашей древней русской культуры.

"РЭО": На территории СНГ Россия участвует в целом ряде интеграционных объединений, в том числе в Едином Экономическом пространстве и Таможенном Союзе. Но не можем ли мы здесь столкнуться с ситуацией, подобной северо-американской, когда, несмотря на существование зоны свободной торговли с Мексикой и Канадой, американцы, тем не менее, строят стену на южной границе?

Ю.П.: Мы изучали опыт НАФТА, в рамках которой Мексика предоставляет дешевую рабочую силу, Канада - сырье, а США - управляющие технологии. Во всех трех странах ВВП резко вырос. Понятно, что уровень развития в Мексике нужно подтягивать к уровню развития США и Канады, ведь на границе двух последних государств не приходится строить никаких барьеров, поскольку уровень жизни очень похож. Что касается границы США с Мексикой, то там сохраняется сильный дисбаланс. В то же время у России нет подобных диспропорций на границах с Украиной или Казахстаном.

"РЭО": Уезжают мексиканцы не из северных регионов; люди бегут из южных и центральных районов. Сакатекас через 20 лет будет "штатом-призраком". И как неоднократно говорили эксперты, стену строят не для того, чтобы подтянуть Мексику до своего уровня, а чтобы воспрепятствовать притоку нелегальных мигрантов.

Ю.П.: Думаю, что разговоры о стене - это, по большей части, все же преувеличение. В то же время, американцы вспомнили, что граница должна выполнять и директивные функции. Уверен, что через пару десятков лет там все поправится, сложится другая структура населения, будет большая концентрация людей в городах, а уровень жизни мексиканцев поднимется. Может статься, что все будет как у нас с Китаем: лет 15-20 назад китайцы отставали, а сегодня у них лучше, чем в приграничных районах России.

У нас в приграничных регионах не стоит задача подтягивать соседей до своего уровня и уж, тем более - возводить стены. 49 субъектов РФ являются приграничными, из них только 7 или 8 (к примеру, Петербург, Калининград, Оренбургская и Тюменская области и т.д.) имеют среднероссийские темпы и показатели по экономическому и социальному развитию, остальные - ниже среднего. Перед Россией стоит задача поднять такие субъекты хотя бы до среднего уровня. Точками роста там должны стать инфраструктурные узлы, которые всегда являются сетью или элементами сетей (города, порты, железнодорожные вокзалы, пункты пропуска). Китай и Казахстан эти сети уже развивают, мы пока еще нет. Ведь современная граница - это не полоса препятствий. Я сомневаюсь, что у нас со странами СНГ появится такая же неприступная граница, как была вокруг СССР. Или такая как уже ставшая достоянием истории Великая Китайская стена.


--------------------------------------------------------------

1 Проект "Балтийская жемчужина" - многофункциональный комплекс, строящийся в юго-западной части Санкт-Петербурга на средства китайских инвесторов. Объем инвестиций в проект около 1,3 млрд долларов. - Прим. "РЭО".

2 Великий Шелковый путь - система караванных торговых путей, соединявших со II в. до н.э. до XV в. страны Евразии от Западной Европы до Китая. - Прим. "РЭО".

http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ida=1359&ids=132

No4 (18), 2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован