20 декабря 2006
4266

Юрий Перелыгин: МРР делает ставку на развитие агломераций в России

Вопрос регионального развития России становится одним из ключевых вопросов государственной политики. Об этом вчера заявил министр регионального развития Владимир Яковлев на прошедшем в МРР круглом столе "Формирование агломераций - современные проекты пространственного развития".

"Государство должно гарантировать полную реализацию своих социальных функций, не допуская резкого расслоения субъектов федерации. Одновременно оно должно формировать пространственное развитие страны, направленное на эффективное использование ее ресурсов, содействуя созданию центров глобальной экономики", - заявил В. Яковлев.

Он отметил, что за последние два года в отношении к проблемам регионального развития произошли положительные изменения. Если два года назад тема пространственного развития и стратегического планирования в регионах не воспринималась, то теперь на основе принятой концепции регионального развития России 52 региона представили свои концепции в МРР. Кроме того, по словам министра, изменился основной принцип экономического развития страны - от сугубо отраслевого подхода в сторону скоординированного планирования действий естественных монополий с субъектами федерации.

В. Яковлев отметил, что в России в отличие от cоюзов типа ЕС, NAFTA, АТР, где активно развиваются макрорегионы, представляющие "огромное сосредоточение средств и людских потоков", пока существует только моноцентричная структура с центром в Москве. По мнению министра, подобную технологию развития необходимо в корне менять и переходить к формированию полицентричной структуры страны. "Москва со своими капиталами как одна единица агломерации не в состоянии развивать всю страну, поэтому необходимо искать точки роста экономики на всем пространстве РФ, создавая мощные агломерации, связанные скоростными транспортными структурами", - пояснил В. Яковлев. Он также подчеркнул, что подобные агломерации должны быть на Юге России, в Сибири, на Дальнем Востоке и Урале.

В. Яковлев напомнил собравшимся, что главная цель дискуссии - выработать конкретные предложения и решения по развитию агломераций, которые впоследствии можно тиражировать на всю страну.

Впрочем, как показали выступления других участников, говорить о "тиражировании" процессов развития агломераций пока рано. О безусловных плюсах агломераций, создающих огромный ресурс для экономического развития, в своем выступлении рассказал директор департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования МРР Юрий Перелыгин. По его словам, крупные городские агломерации в первую очередь необходимо рассматривать как импульс для экономического роста России. В качестве примера он привел агломерацию в Южной Корее - мегаполис Сеул, с 22 миллионным населением, составляющим 49% от всех граждан страны. В такой агломерации создается две трети национального продукта Южной Кореи, при этом за 20 лет ВВП страны увеличен в 48 раз.

На заседании была дана высокая оценка проектам Вологодской и Иркутской областей, направленным на развитие агломераций в регионах. Главный принцип проектов - в объединении нескольких средних городов с населением в 300 тыс. в крупную агломерацию с миллионным населением. Как пояснил губернатор Иркутской области Александр Тишанин, создание иркутской агломерации на базе трех городов Иркутска, Ангарска и Шелехово очень важно для Сибирского региона в целом. Главный принцип проекта - в устранении транспортной изоляции между городами, расположенными на расстоянии 50-60 км друг от друга. "О единстве можно говорить, если будет обеспечена часовая транспортная доступность между отдельными пунктами агломерации", - подчеркнул глава Иркутской области.

На заседании отмечалось, что агломерация - это не только система поселения и возникающая между поселениями инфраструктура, но и очень сложный объект управления, зачастую не вписывающийся в границы муниципальных образований и регионов. И этот объект управления еще предстоит создавать в России.

В своем выступлении заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Бланк пояснил, что агломерация - это территория, на которой одновременно должны быть обеспечены комфортное проживание и комфортное пребывание современного крупного бизнеса. Такая территория за редким исключением, например, в Иркутской области, не укладывается в пределы одного субъекта федерации. Поэтому, по мнению В. Бланка, при создании агломераций возникают проблемы в вопросах взаимодействия с соседними регионами. В таких условиях не может быть речи о комфортном пребывании бизнеса, поскольку действующие законы не обеспечивают, например, единый тариф на оплату электроэнергии на всей территории. Как известно, каждый субъект федерации устанавливает ставку тарифа самостоятельно. Кроме того, по новому Градостроительному кодексу территориальное планирование передается на уровень муниципальных образований. Поэтому единства комфортного проживания на территории агломерации тоже не получается. "Увязать совместные планы развития регионов и муниципалитетов современное законодательство не позволяет. Для того чтобы рассматривать агломерацию как единый объект управления, необходимо существенно менять действующее законодательство", - заключил В. Бланк.

Как сообщалось ранее, круглый стол был организован совместно с петербургским Фондом "Центр стратегических разработок "Северо-Запад".


http://www.rusrev.org/content/news/default.asp?shmode=2&ids=111&ida=1559

20.12.2006

Источник: www.allmedia.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован