В Минрегионразвития зреют планы объявить ближайшие годы десятилетием регионов. Намерение вполне своевременное. В прошлом году страна, как уверяют власти, продолжила уверенный экономический рост. Тем временем примерно треть населенной территории России - это депрессивные регионы, где ситуация с каждым годом не только не улучшается, но и становится хуже.
Экономическое, финансовое и имущественное расслоение усиливается и ускоряется: на уровне регионов, городов, граждан. Эксперты и чиновники проблему видят, но разводят руками.
Пока богатые регионы становятся богаче, депрессивные продолжают отставать все сильнее, рассказал генеральный директор Института региональных проблем Максим Дианов. Причем даже в регионах, которые относят к донорам, реально развиты лишь основные города, а вся остальная территория остается в нищете.
Причиною является российская налоговая система, по которой деньги сначала идут в центр, а уже потом в определенной пропорции возвращаются в регион. Ожидалось, что всё изменит отмена губернаторских выборов. Однако, хотя федеральные власти и взяли под контроль финансирование регионов, пока ситуация остается такой же.
Как сообщил эксперт, огромную роль играет уровень развития инфраструктуры. По-прежнему развиваются только те регионы, которые расположены рядом с аэропортами, крупными дорожными и железнодорожными магистралями, портами. А в отдаленных и сельских районах никакого развития не происходит. Там, где еще есть какая-то промышленность - нефтяная, газовая, лесная, сталелитейная - регион получает доход, а аграрные территории вынуждены сидеть на дотациях.
По словам М.Дианова, федеральные власти предложили было проект развития региональной инфраструктуры при условии, что местный бюджет возьмет на себя половину финансирования, но местные власти и эту сумму не могут потянуть.
По мнению эксперта, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, государство само должно заняться развитием инфраструктуры в депрессивных регионах. Тогда туда потянется бизнес и в виде налогов со временем окупит все затраты. Но готово ли государство этим заниматься всерьез - большой вопрос, отмечает г-н Дианов.
Картину дополняет профессор МГУ, ведущий эксперт по вопросам регионального развития Наталья Зубаревич. По его словам, помимо сырьевых регионов или районов, агломерирующихся с мегаполисами, более или менее растут по уровню жизни те, что существуют за счет федерального бюджета. Так, Коми-Пермяцкий округ действительно понемногу встает на ноги, вот только существует он на 70-80% за счет государственных зарплат, пенсий и трансфертов. Это порождает проблему иждивенчества, территория становится балластом и перестает развиваться.
Еще хуже ситуация в городах, построенных вокруг одного предприятия. Таких моногородов около 15%, и в половине из них градообразующее предприятие уже не работает или приносит незначительный доход, особенно если не имеет отношения к сырьевым ресурсам, а связано, например, с машиностроением или текстильной промышленностью. При этом на европейской части России 1/3 территории относится к таким "черным дырам".
Во всех федеральных ведомствах, отвечающих за развитие инфраструктуры, наличие проблемы признают. В Росавтодоре сообщили, что общий километраж вводимых дорог действиетльно постепенно снижается, однако не видят в этом своей вины, поскольку отвечают только за федеральные трассы, а их, как раньше, так и сейчас строят по 400-500 км в год. В "Газпроме" во всем винят местные власти, которые при газификации не достраивают "последнюю милю". Частным инвесторам это тоже не выгодно, ведь газ этот используют только для приготовления пищи, денег на этом не заработаешь.
В Минрегионразвития тоже все знают. "Мы, конечно, осознаем проблему неравномерного развития регионов, - рассказал глава департамента социально-экономического развития и территориального планирования Юрий Перелыгин. - Сегодня мы выделяем 32 так называемых депрессивных региона и еще около десятка кризисных. Мы проводим переосмысление подхода к решению региональных проблем, пытаясь сделать инструменты экономической помощи более эффективными".
По его словам, разработана новая классификация, которая разделяет регионы по категориям развития, и теперь в конкурсах по инвестпроектам и нацпроектам депрессивные территории будут соревноваться в отдельной группе, и кто-то из них гарантированно получит средства.
Кроме того, в этом году начинается переход на систему, когда средства будут выделяться не под конкретную сумму, а под конкретный результат. Для этого меняется и система мотивации: в частности, местные власти, сэкономив средства, смогут оставить остаток в своем бюджете. Это может отчасти решить и проблему иждивенчества.
"Последние 10 лет мы занимались структурными проблемами, развивали отрасли, наращивали ВВП, а следующее десятилетие, мы надеемся, станет десятилетием регионов", - говорит Ю.Перелыгин.
19.01.2007
allmedia.ru