Требования к документам стратегического развития не должны быть жесткими. В противном случае регионы будут представлять однотипные и растиражированные по шаблону документы, в которых не будет главного - субъектности развития. Такое заявление сделал директор департамента социально-экономического развития и территориального планирования Министерства регионального развития РФ Юрий Перелыгин на прошедшей в среду в МРР пресс-конференции о деятельности субъектов Российской Федерации по региональному социально-экономическому развитию.
"Если мы требуем от региона стратегирования, то он должен сам выступать в роли стратега. В противном случае получится, что регионам сверху навязали стратегическую линию развития и они по большому счету не имеют отношения к процессу собственного развития", - пояснил Ю. Перелыгин.
По его словам, в перспективе региональным администрациям предстоит не только разработать стратегию, но и работать в соответствии с принятым документом. Одним из критериев оценки деятельности губернаторов будет выполнение ими стратегии развития региона. "Если цель для региона поставлена, но не ведется работа по ее достижению, то администрация президента должна внимательнее отнестись к работе местной администрации". Ю. Перелыгин сообщил, что на данном этапе МРР занимается разработкой механизмов оценки деятельности администраций на местах. По его словам, в первой половине года на рассмотрение в Госдуму будет направлен законопроект об оценке деятельности региональных администраций. Принятие этого закона позволит ввести систему поощрений успешных администраций. "Например, если администрация будет эффективно использовать государственный рубль, она получит большие дотации от Минфина. Пока эта схема не работает, но в ближайшие годы будут созданы все законодательные инструменты для обеспечения таких принципов. Объем дотаций будет определять Минфин, активно поддерживающий новые принципы работы с регионами", - пояснил Ю. Перелыгин.
На вопрос ИА "Альянс Медиа", должны ли местные власти при разработке стратеги обязательно уделять внимание проблеме развития малого бизнеса на территории, Ю. Перелыгин ответил, что 60% ВВП Великобритании создается в среде малого бизнеса. "Это показатель качества развития экономики. По этому показателю любой субъект федерации в России очень сильно отстает", - отметил глава департамента МРР.
Он считает, что в идеале невозможно назвать нижний порог развития малого бизнеса для всех регионов. "Но, безусловно, во всех субъектах федерации он должен быть выше 5% для всех типов регионов", - пояснил Ю. Перелыгин. При этом важно учитывать, что для каждого региона этот показатель будет различным. Например, для Москвы, Московской, Ростовской и Ленинградской областей - регионов с большой численностью населения, показатель в 60% от ВРП возможен, но для региона с бескрайними просторами и двумя сырьевыми предприятиями на территории невозможно добиться такой высокой концентрации малых предприятий. Поэтому эту разницу в состоянии субъекта и разницу в значимости этого вопроса для субъекта нужно учитывать, утверждает Ю. Перелыгин.
По его мнению, в нефтедобывающих регионах, таких как ЯНАО, есть возможность развивать малый бизнес только в сфере услуг. Но и в таких мегаполисах, как Москва, малый бизнес будет выполнять сервисные функции. "Важно, что такой критерий, как качество жизни в регионе, во многом определяется уровнем развития сервиса. Поэтому без малого бизнеса ни один субъект не обойдется. Другой вопрос, в каких пропорциях он будет обеспечивать ВРП региона", - заключил он.
Ю. Перелыгин считает, что в национальных республиках ЮФО, где остро стоит проблема безработицы, только малый бизнес дает населению возможность выживать. При этом решить проблему бедности невозможно без создания системы микрокредитования. По этой причине, по его словам, МРР будет активно "продвигать" идею выстраивания инфраструктуры системы микрокредитования в российских регионах. "Чтобы реализовать предпринимательскую идею, необходим быстрый и небольшой кредит. Банкам с небольшими кредитами иметь дело невыгодно. При этом в регионах центры микрокредитования востребованы, и их число растет в геометрической прогрессии. Мы стараемся работать в этом направлении. Это то, на чем можно поднять средний класс", - заключил Ю. Перелыгин.
01.02.2007
allmedia.ru