Разработка Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации важна не только для отдельных министерств и ведомств, но и для развития бизнеса. Развивать производство и отдельные отрасли невозможно без участия государства, но эффективным это участие может быть только с учетом "сигналов" из регионов. Такое заявление сделал заместитель министра регионального развития РФ Владимир Дедюхин на состоявшемся 24 июля в Минрегионразвития брифинге, посвященном разработке стратегий социально-экономического развития регионов РФ и новым подходам к формированию федеральных целевых программ.
В. Дедюхин напомнил, что федеральное видение проблем, целей, задач и механизмов социально-экономического развития регионов Российской Федерации представлено Минрегионом России в концепции Стратегии, одобренной Правительством на заседании 30 июня 2005 года.
После утверждения концепции МРР приступило к разработке самой Стратегии, в котрой будут учтены региональные стратегии. На сегодняшний день МРР рассмотрено 43 региональные стратегии развития. Однако, отметил В. Дедюхин, стратегическое планирование ведется в регионах не столь успешно: более чем половина регионов не имеет собственной стратегии развития в принципе, только 5 из представленных регионами документов полностью соответствуют требованиям министерства, еще 12 можно использовать при разработке общей региональной Стратегии, остальные концепции требуют серьезной доработки. "Главное при разработке стратегий - сориентировать субъекты Федерации на планирование с учетом межрегиональных аспектов и федеральных интересов", - пояснил зам. министра.
По его мнению, помимо принятия Стратегии необходимо также разработать схему территориального планирования отдельных регионов и страны в целом. На данном этапе МРР занимается этим вопросом. Есть понимание со стороны регионов, но решение необходимо согласовать с Минфином.
Касаясь темы федеральных целевых программ, В. Дедюхин выступил за более рачительное отношение к бюджетным средствам. По его мнению, необходимо корректировать программы, ориентированные по отраслевому признаку, и строить их по региональному принципу. При этом реализация конкретных отраслевых программ должна осуществляться только по принципу софинансирования с регионом. Замминистра заявил, что отраслевые министерства менее заинтересованы в реализации ФЦП, чем власть на местах. Поэтому заказчиком программ должен выступать регион, а в роли основного заказчика - Минрегионразвития. Таким образом, считает В. Дедюхин, МРР обеспечит "единое окно для регионов, где можно будет решать все вопросы, не обивая пороги министерств и ведомств".
Он также считает необходимым пересмотреть проводимую политику трансфертов. По его словам, нужно направлять средства не "на проедание бюджета", а на развитие регионов. Поэтому финансовые вливания из центра должны идти по линии ФЦП, которые будут финансироваться из фонда регионального развития в виде субсидий.
Принявший участие в брифинге директор департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования МРР Юрий Перелыгин сообщил, что необходимо принятие полномасштабного закона, закрепляющего региональную политику. Только в этом случае она станет реальностью. Главным недостатком регионального планирования он считает отсутствие "временного лага" - многие из стратегий рассчитаны на срок не более пяти лет. При этом он заметил, что в рыночных условиях любая корпорация такой стратегический план имеет.
Ю. Перелыгин напомнил, что на сегодняшний день регионы разрабатывают стратегии на добровольных началах. В законе о региональной политике эта процедура станет обязательной, но сама стратегии при этом не будет обязательной к исполнению. "Индикативное планирование в отличие от планового этого не требует, главное - нащупать тренд развития", - пояснил чиновник из МРР. По его словам, министерством уже разработан типовой документ, который станет для субъектов стандартом эталона качества разработки стратегии.
На вопрос ИА "Альянс Медиа", какова вероятность реализации разработанной стратегии с учетом ограниченного строка службы губернатора, Ю. Перелыгин заверил, что независимо от политической конъюнктуры в ближайшие десять лет тема регионального развития будет превалировать в органах государственной власти. Кроме того, подчеркнул он, задолго до появления МРР многие регионы занимались долгосрочным планированием. И подобный подход говорит о высокой квалификации современных управленцев. В частности, Ю. Перелыгин отметил, что Вологодской области благодаря такому планированию удалось устранить зависимсоть региона от ОАО "Северсталь", а сегодняшняя инвестиционная привлекательность Ленинградской области во многом обеспечена реализацией стратеги развития портовых комплексов, разработанной еще 8 лет назад. "В условиях большой неопределенности единственное, что может удержать позиции региона, - это долгосрочное планирование. И поэтому оно востребовано именно в условиях непланового ведения экономики", - подчеркнул он.
На вопрос, кто будет отвечать за реализацию стратегии в регионах с учетом сменяемости губернаторов, Ю. Перелыгин заметил, что стратегия развития региона - "это не просто красиво упакованный и грамотно составленный документ", а документ, принятый за счет достигнутого компромисса между отдельными субъектами принятия решений. Речь, с одной стороны, идет о компромиссе между представителями федеральной власти и власти на уровне субъекта, с другой стороны - это компромисс между субъектами бизнеса и общества. По мнению Ю. Перелыгина, в подобной ситуации реализация стратегии менее подвержена политической зависимости от личности конкретного губернатора.
Касаясь роли бизнеса при разработке стратегии, Ю. Перелыгин пояснил, что при этом не подразумеваются только крупные бюджетообразующие корпорации. Напротив, по его словам, у крупных корпораций поиск компромисса происходит на уровне федеральной власти, поэтому очень важен диалог с представителями малого и среднего бизнеса. "Общепризнано, что уровень развития сервиса напрямую зависти от малого бизнеса. В отсутствие сервиса снижается интерес крупных инвесторов к региону", - заключил глава департамента МРР.
25.07.2006
allmedia.ru