25 июля под руководством директора департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Минрегионразвития Юрия Перелыгина прошло обсуждение стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа до 2020 года.
Как показали итоги совещания, для регионов, подобных ХМАО, где доминирующим является топливно-энергетический сектор, переход на инновационный путь развития экономики не актуален.
Заместитель председателя правительства ХМАО Виктор Бещ, представляя стратегию, сообщил, что основу документа составила схема развития и размещения производительных сил региона до 2020 года. Схема, по его словам, стала продолжением концепции и программы социально-экономического развития округа до 2010 года. Согласно стратегии, комплексное развитие региона включает в себя максимально эффективное использование всех видов ресурсов, развитие транспортной инфраструктуры, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику округа, рост экономической интеграции с территориями Урала и Западной Сибири.
Главная цель сстратегии - создание многосекторной социально-ориентированной экономики, базирующейся на инновационных технологиях, устойчивой к конъюнктурам мировых ресурсных рынков, изменениям федеральной политики и глобально конкурентоспособной. Эта цель предполагает решение трех интегральных задач: развитие человеческого капитала, наращивание совокупных активов округа и усиление инновационности экономики округа.
В. Бещ напомнил, что округ обладает большим запасом природных ресурсов, из котрых наиболее активно разрабатываются углеводороды. По итогам 2005 года округ занимает лидирующие позиции по добыче сырой нефти (порядка 57% от общероссийского показателя), по выработке электроэнергии (почти 7%) и по объему производства промышленной продукции (более 8%). ХМАО занимает второе место по объему инвестиций в основной капитал, добыче природного газа и по объему налоговых поступлений в бюджетную систему РФ (21,5%). Кроме того, округ производит порядка 6% ВВП РФ. Однако авторы стратегии попыталсь решить весьма амбициозную задачу: какими образом регон может сохранить позиции лидера в случае истощения природных запасов нефти.
К слабым сторонам региона были отнесены: низкая степень диверсификации экономики; слабое развитие сферы услуг для населения; недостаточные полномочия региональной власти для влияния на экономическое поведение нефтегазовых компаний; значительные контрасты между городскими и муниципальными образованиями; неразвитость дорожной сети и объектов транспортной инфраструктуры; отсутствие транзитных железнодорожных путей транзитной направленности; относительно низкое качество лесных ресурсов.
В. Бещ перечислил и сильные стороны округа: наличие конкурентоспособных в мировом масштабе бизнес-структур в нефтедобыче, в сфере авиатранспортных, лизинговых услуга и строительстве; значительный потенциал роста регионального потребительского рынка; выгодное географическое положение.
Из двух вариантов развития округа - инерционного и инновационного - за основу был взят второй вариант. Он предполагает активную диверсификацию экономики и структурные сдвиги в пользу обрабатывающих отраслей промышленности и сектора услуг, а также развитие экономики округа в направлении постиндустриального уклада и экономики знаний. По инновационному сценарию рост ВРП к 2020 году составит до 162%.
Основными факторами роста, отметил докладчик, станут повышение производительности труда и опережающее наращивание капиталообразущих инвестиций. При этом предполагается реформирование нефтедобывающей отрасли, носящее опережающий характер. Это позволит уже к 2015 году вводить новые месторождения.
Среди приоритетов развития нефтегазовой отрасли - повышение коэффициента нефтеотдачи, модернизации предприятий отрасли, развитие газохимии на основе полной утилизации попутного газа, развитие и господдержка малого и среднего бизнеса.
Судя по докладу зам.председателя правительства ХМАО ставка делается на выпуск продукции высокой степени переработки, и не только в нефтехимическом производстве. Объем производства товарной продукции минерально-сырьевой базы к 2020 году должен возрасти до $563 млн; будет создан новый ресурсодобывающий кластер экономики округа, а численность занятых в минерально-сырьевом комплексе составит более 9,5 тыс. человек.
Кроме того, предполагается переформирование лесопромышленного комплекса в кластер. Ставится задача перехватить инициативу у соседних регионов с созданием фанерного и картонного производства и развитием деревянного домостроения, сообщил В. Бещ.
Также в планах администрации - развитие строительного комплекса за счет модернизации строительной индустрии. Предполагается постепенное формирование туристического кластера, для чего потребуется оптимизировать структуру рынка туристических услуг. В случае реализации инновационного сценария к 2020 году число туристов, ежегодно посещающих ХМАО, возрастет до 1 млн человек.
Представленная стратегия была одобрена экспертами, которые дали высокую оценку аналитическим исследованиям, представленным в документе, и попыткам властей заглянуть в будующее "без нефти". Однако ставка на инновационное развитие была воспринята экспертами без энтузиазма. Они отмечали, что в округе малый и средний бизнес в принципе развивается медленно, а развитие инновационного бизнеса требует особой венчурной технологии, которая не нашла отражения в стратегии.
Подводя итоги заседания, директор департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования МРР Юрий Перелыгин отметил, что ХМАО как субъект Федерации представляет особый интерес за счет уникальности ресурсного потенциала. Причем как природного, так и человеческого. Однако, по его мнению, в стратегии не удалось найти ответ на главный вопрос - за счет чего ХМАО станет регионом-локомотивом экономики. При этом ставку на инновации он посчитал неоправданной, т.к. проработанные сценарии на основе схемы размещения производительных сил наиболее соответствуют проекту реиндустриализации региона, чем плану инновационного прорыва. "Нужно делать правильные ставки. Если говорить об инноватике и венчурности, то для начала необходимо оценить степень урбанизации региона, наличие урбанистической инфраструктуры. В Нью-Йорке или Москве инноватика может появиться, но Сургут и Нижневарстовск не подходят для этой роли", - заключил Ю. Перелыгин.
26.07.2006
allmedia.ru