– Насколько реальна реализация "Стратегии"? Не превратится ли она в очередной бюрократический документ, подобный "Федеральным программам возрождения..." середины 90-х годов?
– Основным достоинством "Стратегии" является то, что она была разработана в процессе диалога между бизнесом и государством. В ее обсуждении принимали участие производители, потребители, органы государственной власти. В документе определены желательное для страны целевое состояние отрасли и приоритеты ее развития.
Вероятность того, что мероприятия по реализации "Стратегии" будут выполнены, весьма велика. Ее положения согласуются с политикой, направленной на развитие обрабатывающих отраслей промышленности. Кроме того, документ согласован с "Основными положениями стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года".
К тому же сейчас не 90-е годы, и мы можем наблюдать, какое пристальное внимание члены правительства уделяют контролю за выполнением своих поручений. Например, на прошлой неделе первый вице-премьер Сергей Иванов выразил озабоченность плохой реализацией плана по развитию отечественного сельскохозяйственного машиностроения.
– Кто и как будет контролировать реализацию "Стратегии"?
– Она включила в себя большинство предложений предприятий отрасли и содержит конкретный план мероприятий с указанием четких сроков и ответственных исполнителей. Такой подход облегчает мониторинг и контроль со стороны ответственного государственного органа. Все это дает уверенность в том, что "Стратегия" после принятия станет работающим инструментом государственной поддержки отрасли.
Также следует отметить, что сам процесс разработки "Стратегии" и диалог, которым он сопровождался, уже привели к положительным результатам для отрасли. На II Международном железнодорожном бизнес-форуме "Стратегическое партнерство 1520" были заключены предконтрактные соглашения между ОАО "РЖД" и ЗАО "Трансмашхолдинг" о поставках до 2015 года более 800 локомотивов.
– Чем конкретно "Стратегия" поможет промышленности?
– В ней заложен комплекс мер государственной поддержки отрасли. Основное направление поддержки: внедрение практики заключения долгосрочных контрактов на разработку и поставку продукции. При этом государство финансирует разработку новой техники, а бизнес – ее внедрение и производство.
Также предусмотрено создание благоприятного инвестиционного климата в отрасли. Предполагается реализация мер государственной поддержки лизинга подвижного состава, технологического оборудования, стимулирование создания совместных предприятий с западными компаниями на условиях передачи технологий и постепенной локализации производства.
Все эти меры должны дать однозначный сигнал как бизнес-сообществу, так и потенциальным инвесторам о серьезности намерений государства в отношении транспортного машиностроения.
– Как вы могли бы прокомментировать пример Китая, где за последнее время идет активное развитие железнодорожного транспорта? Если у нас в стране высокоскоростные железные дороги пытаются "внедрить" с 1965 года, то китайцы уже спустя два года с начала реализации аналогичного проекта стали сами строить высокоскоростные поезда. Им в этом тоже помогала некая "стратегия" или они идут своим путем?
– Действия правительства Китая по защите интересов национальных производителей во многом являются образцом для подражания. Меры, которые принимаются для поддержки железнодорожного машиностроения, поддержки экспорта и определения условий участия иностранных инвесторов в капитале отрасли, способствуют поддержанию высоких темпов роста. В то же время следует учитывать и многие особенности китайской экономики. Во-первых, основная часть предприятий по производству подвижного состава принадлежит государству. Во-вторых, развитие промышленности происходит на основании жесткого планирования, по примеру пятилетних планов, практиковавшихся в СССР.
Что касается создания высокоскоростных линий, следует учитывать, что они полностью построены западными партнерами Китая. А подвижной состав был создан на заводах, которые создали крупные иностранные производители (Siemens, Bombardier и др.) в рамках совместных предприятий.
Причем одним из жестких условий китайской стороны были передача технологий и локализация большей части производства комплектующих в сжатые сроки.
Необходимо отметить, что в целом в Китае государство уделяет очень большое внимание поддержке своей промышленности. Например, значительную часть расходов на НИОКР и техперевооружение предприятий (даже частных) напрямую финансируют из госбюджета, и эти расходы не включаются в себестоимость продукции, что при низкой стоимости труда позволяет выходить на внешние рынки с продукцией по очень низким ценам. Также при экспорте предприятия получают значительные налоговые преференции, а государственные финансовые структуры предоставляют "длинные" кредиты. Поэтому китайские производители могут предложить поставку продукции на очень выгодных условиях оплаты (например, железнодорожной техники с рассрочкой оплаты до 20 лет при ставке 2,5% с льготным периодом погашения до 5 лет).
Газета "Гудок", 4 июля 2007 г.
http://www.ipem.ru/410