"Являясь крупным заказчиком железнодорожной техники и оборудования, ОАО "РЖД" устанавливает как количественные параметры поставок (и, как следствие, необходимость расширения производства машиностроительной продукции), так и технические характеристики. Таким образом, ОАО "РЖД" во многом определяет инвестиционную политику и направления развития производителей железнодорожной техники и комплектующих.
Компания играет роль экономического регулятора - сдерживает рост цен на продукцию отраслей-поставщиков. Это связано с тем, что доходная база ОАО "РЖД" формируется из тарифов, уровень которых устанавливается государством. В итоге компании приходится преодолевать один из недостатков монопольного рынка (на котором множеству продавцов противостоит один, не имеющий потенциальных конкурентов покупатель): при увеличении заказа со стороны крупного потребителя цены имеют тенденцию возрастать опережающими темпами. Таким образом, сдерживание цен со стороны ОАО "РЖД" сдерживает развитие предприятий, но также сдерживает и рост цен в секторе промышленного производства, где спрос превышает предложение. С макроэкономической точки зрения это фактор, частично сдерживающий инфляцию. Однако без принятия эффективных мер, направленных на поддержание инвестиционной привлекательности предприятий отрасли, ОАО "РЖД" рискует ограничить собственный потенциал роста. Следует отметить, что планируемый переход к определению цены на поставляемую продукцию, исходя из стоимости жизненного цикла, позволит достичь компромисса между этими двумя тенденциями. Перед железнодорожной отраслью стоит задача обеспечения подвижным составом. Эта задача включает в себя множество мероприятий, в которых целесообразно участие ОАО "РЖД".
Требуется изменение нормативно-правового поля, в том числе коренной пересмотр всего процесса сертификации подвижного состава. Необходимо формирование перечня НИОКР в области разработки подвижного состава, для реализации которых предполагается привлечь госфинансирование. Важно формирование консолидированного долгосрочного заказа в области комплектующих. ОАО "РЖД" целесообразно выступить идеологом формирования консолидированного заказа по комплектующим".
17.06.2008
http://www.ipem.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=117:2008-09-05-06-35-45&catid=36:2008-08-13-11-19-15&Itemid=80