*
применение таможенно-тарифного регулирования, заключающегося в установлении ввозных и вывозных таможенных пошлин, а также выдача специальных разрешений на экспорт/импорт определенных видов товаров;
*
применение нетарифного регулирования, заключающегося в установлении временных запретов на экспорт или импорт определенных товаров;
*
введение запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
* применение мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.
Методы, содействующие экспорту, в области государственного обеспечения обязательств участников внешнеторговой деятельности предусмотрены федеральным законом от 8 декабря 2003 года N164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Согласно этому закону, в России введена система гарантий и страхования экспортных кредитов.
Государственные гарантии РФ при экспорте промышленной продукции предоставляются согласно перечню, утверждаемому уполномоченным органом правительства РФ, и распространяются на российского экспортера, а также на российский или иностранный банк-кредитор, осуществляющий кредитование российских экспортеров, иностранных импортеров, банков-нерезидентов и иностранных государств при экспорте российской промышленной продукции.
Кредитование участников внешнеторговой деятельности происходит в формах предоставления бюджетных кредитов на возвратной и возмездной основе, предоставления субсидий, субвенций и бюджетных инвестиций.
Помимо этого законом предусмотрена организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций, а также проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.
Однако эти меры недостаточно эффективны. Так, после начала работы программы государственной поддержки промышленного экспорта доля машиностроения в российском экспорте с 2003 года сократилась с 9 до 4,9%, то есть почти в два раза! И она продолжает падать. В 2004 году было предусмотрено выделение $600 млн. на поддержку промышленного экспорта, однако не менее 90% этих средств остались невостребованными. В бюджете 2006 года на финансовые меры поддержки промышленного экспорта было запланировано уже $1 млрд., которые также не были целиком востребованы. Это говорит о том, что недостаточно разработать те или иные меры, необходим механизм их реализации, доступный для российских производителей.
Как видно из приведенного короткого обзора, меры по поддержке российского машиностроения носят ограниченный и локальный характер. Причем неэффективность этих мер зачастую усугубляется дополнительными внутренними проблемами, связанными, например, с возвратом НДС при экспорте продукции. В результате отечественные производители вынуждены бороться не только с иностранными конкурентами, но и с российскими ведомствами, забюрократизировавшими процедуру возврата НДС.
Именитые соперники
Для полноты картины можно рассмотреть применяемые в других странах меры государственной поддержки национальных производителей, с которыми приходится сталкиваться отечественным компаниям при попытке конкурировать на внутреннем или внешнем рынке.
Как уже упоминалось, во всех высокоразвитых государствах-членах ВТО применяется разнообразный и доступный для производителей арсенал мер государственной поддержки.
В США, Франции, Германии, Китае и т. д. созданы специальные агентства, главной задачей которых является стимулирование экспорта машиностроительной продукции. В перечень используемых средств входит создание специальных фондов, финансирующих экспортные операции на льготных условиях, страхование экспортных кредитов, оказание бесплатных и платных услуг экспортерам.
В США, Южной Корее, Италии, некоторых странах ЕС, на Украине применяются льготное финансирование и налоговые льготы. Данный инструмент, возможно, является одним из самых эффективных и дающих быстрый результат. Основная сфера применения - стратегические сегменты машиностроения, которые определяют его научно-технический прогресс.
Широко применяется государственное финансирование НИОКР, особенно в секторе высокотехнологичного производства. Для реализации этой меры, например, в США создано более ста научных фондов и университетско-промышленных центров.
Заградительные пошлины на ввоз продукции машиностроения активно используются некоторыми странами-членами ВТО. Например, пошлины на импорт автомобилей в Китае составляют 200%.
Государственная поддержка лизинга продукции машиностроения активно используется не только в высокоразвитых странах. Наибольшие темпы развития лизинга наблюдаются в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой, в том числе в Белоруссии и на Украине.
В Южной Корее, Китае, Белоруссии и других странах разработаны программы государственного финансирования подготовки и переподготовки рабочих кадров.
Можно еще долго перечислять используемые в мировой практике способы влияния государства на развитие машиностроения. Но совершенно очевидно, что чем развитее становится экономика государства, тем шире перечень применяемых им мер поддержки. Причем этот перечень индивидуален для каждой страны, зависит от особенностей ее экономики и тех целей, которые ставит перед собой государство. Необходимо также отметить, что в большинстве экономически развитых стран при поддержке машиностроения преследовалось не столько удовлетворение внутреннего спроса, сколько выход на внешние рынки. При этом государство регулировало и стимулировало привлечение ключевых иностранных технологий для создания современной продукции.
В России пока ситуация обратная. Так, для развития автопрома правительство РФ ставит перед иностранными производителями лишь задачу насыщения российского рынка, но не выхода продукции на внешние рынки. Это не в последнюю очередь связано с тем, что определение перечня выпускаемых моделей оставлено на выбор иностранных производителей. Локализация производства также не затрагивает высокотехнологичные комплектующие, такие как двигатель, коробка передач.
Однако в России уже стали появляться примеры программ развития отраслей машиностроения, которые ставят классические с точки зрения мировой практики цели - не только насыщение внутреннего рынка, но и расширение экспорта. В качестве примера можно привести железнодорожное и энергетическое машиностроение. Однако это происходит скорее не благодаря эффективной нормативно-правовой базе по господдержке машиностроения, а вопреки ее неэффективности.
Настало время критически оценить имеющийся у России комплекс мер государственной поддержки отечественного машиностроения и на его основе создать комплексную систему, содержащую такие механизмы реализации, которые будут доступны не только самым крупным машиностроительным объединениям, но и среднему и малому бизнесу.
Газета "КоммерсантЪ" - Business Guide Машиностроение, 30 октября 2007 г.
http://www.ipem.ru/82