Юрий Вячеславович, государство, наконец, добралось до реформирования науки, в связи с чем обострились дискуссии о целесообразности расширения масштабов государственной поддержки научного сектора, о перспективах альянса бизнеса и науки, о роли государства в стимулировании спроса в бизнесе на научные разработки. Расскажите о результатах ваших последних исследований в этой области
Мы проводили опрос в 570 московских промышленных предприятиях и 185 московских научных организациях в основном негосударственной собственности. Что мы получили? Первое, в бизнесе есть осознание необходимости повышать расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Сегодня промышленные предприятия тратят на НИОКР примерно 1,3% от выручки, при этом осознают, что расходовать надо существенно больше для обеспечения своей же конкурентоспособности, в среднем где-то 8,4% от выручки. Второе: есть доминирующая группа компаний (их более 60%), устойчиво ориентированных на расширение затрат на технологические инновации. Третье: при высокой динамики инноваций компании чаще финансируют НИОКР, то есть, отказываются от имитационной стратегии инноваций и чаще практикуют аутсорсинг исследований и разработок. Теперь о результатах научной выборки. В науке тоже ожидания самые что ни на есть благоприятные, то есть, 60% отметили фактический спрос на исследования и разработки, еще более оптимистичны взгляды на ближайшую перспективу. Причем эти ожидания в равной степени связаны как с государством, так и с частным бизнесом.
Но если у всех ожидания благоприятные, в чем тогда проблемы?
Надо понимать, что и наука, и бизнес имеют альтернативные пути повышения конкурентоспособности и, не исключено, что развитие научно-производственной кооперации связано с преодолением каких-то серьезных специфических барьеров - в первую очередь это проблемы, связанные с несовершенством инновационной инфраструктуры. Это недостаточность информации о перспективных разработках, неразвитость инструментов стимулирования кооперации и даже такая проблема как приоритет государства на присвоение прав на результаты исследования.
Дают ли ваши исследования ответ на вопрос, на кого сегодня в своей работе должны ориентироваться научные организации?
В настоящее время государственный спрос на НИОКР в значительной мере ориентирован на потребности самих научных организаций. Чиновники не могут четко сформулировать задачи, здесь инициативу перехватывают сами научные организации, однако их формулировки иногда сильно расходятся с потребностями бизнеса. Поэтому предлагается, давайте попробуем применить какой-то инструмент, который способствовал бы взаимодействию научных и производственных организаций. В качестве такого инструмента мы рассматриваем бюджетное софинансирование заказов компаний на НИОКР. Эта мера нейтральна к размерам компании, она работает по классу инновационно динамичных компаний и снижает риски.
Но сама по себе эта мера не может гарантировать стабильного спроса бизнеса на научные исследования и разработки
Во-первых, никто не сказал, что мы вообще получим позитивный эффект от того, что начнем подталкивать к взаимодействию промышленные компании с научными организациями. Компании, которые уже работали с наукой, довольно критично оценивают ее внутренние возможности. В свою очередь научные организации не слишком оптимистично оценивают свои перспективы после общения с бизнесом. Классическое возражение: "Мы доверяемся бизнесу, но у него отсталые потребности, а у нас наука ориентирована на далекую перспективу. Мы переориентируемся, и будет плохо".
И тем не менее Вы считаете, что необходима кооперация науки, бизнеса и государства, остается только найти инструменты, позволяющие наладить связь между этими пока еще разрозненными системами, которые вроде стремится к одной и той же цели, но по каким-то причинам не хотят или не могут учитывать интересы друг друга
Мы считаем, что такими инструментами может быть, во-первых, обеспечение прозрачности сектора исследования и разработок, развитие системы информирования о результатах, достигнутых в этом секторе, системы рейтингования научных организаций с целью снижения рисков для компаний при взаимодействии с наукой. Надо поддерживать процессы формирования центров превосходства, центров компетенции, расширять объем фондового финансирования исследований и разработок. Второе - снятие нерациональных ограничений и развитие инструментов по передаче прав на результаты исследовательской деятельности самим научным организациям, снятие ограничений по использованию внебюджетных средств научными организациями, имеющими государственную форму собственности. Третье - повышение восприимчивости компаний к передовым исследованиям и разработкам, прежде всего, через распространение опытов в формировании внутрифирменных инновационных систем. Четвертое - сбалансированность и стимулирование спроса и предложения. Мы считаем, что очень важно сегодня смещать акцент с прямой поддержки НИОКР на применении механизмов стимулирования спроса бизнеса на исследования и разработки. Сейчас идет очень резкий рост расходов на науку. Говорить после этого, что у нас доля частного бизнеса во внутренних затратах на исследования и разработки резко не растет, не очень актуально. Наши исследования показали, что при очень высоком уровне финансирования от государства научные организации объективно утрачивают интерес к адаптации в нужном бизнесе. Поэтому необходимо развивать механизмы стимулирования взаимодействия научных организаций и промышленных предприятий.
Наталья Быкова
6 апреля 2007
Справка: Юрий Вячеславович Симачев, заместитель директора Межведомственного аналитического центра.
orange.strf.ru