Россия отказывается от боевых ракет на высокотоксичном гептиле. Им на смену придут твердотопливные "Тополь-М" и "Булава". Правда, забыть о гептиле совсем можно будет только к 2030 году.
В четверг глава Московского института теплотехники (МИТ) Юрий Соломонов заявил, что Россия начинает интенсивное обновление наземной и морской составляющей своей стратегической ядерной триады. Во всяком случае, такое обновление предусмотрено в государственной программе вооружения на 2007-2015 годы, проект которой проходит последние согласования. Основу обновленной ракетной группировки составят унифицированные наземные ракетные комплексы "Тополь-М" и корабельно-ракетные комплексы "Булава-30", разработанные МИТ. Первые сменят стоящие на вооружении РВСН комплексы "Тополь", РС-18 (SS-19 Stilet) и РС-20 (SS-18 Satana), вторые - со временем вытеснят комплексы морского базирования Р-29Р и Р-29РМ.
Фактически это значит, что Россия окончательно отказалась от жидкостных боевых ракет в пользу твердотопливных - и подписание новой программы вооружения поставит точку в споре, возникшем еще на рубеже 50-60 годов прошлого века.
На каком топливе делать ракетные двигатели для стратегических ядерных сил, спорили в свое время конкурирующие ОКБ под руководством Сергея Королева, Михаила Янгеля и Владимира Челомея. Королев категорически выступал против боевых ракет на жидком чрезвычайно ядовитом топливе - гептиле, в первую очередь именно из-за их высокой токсичности, а значит, опасности для людей. Но Янгелю и Челомею удалось отстоять жидкостные ракетные комплексы: энергетические характеристики гептила позволяли ракете развивать лучшую скорость и дальность, чем твердотопливным ракетам. В условиях холодной войны это было гораздо важнее, чем безопасность комплекса. В итоге наземную составляющую ядерных сил России вооружили жидкостными ракетами.
К началу 2006 году на боевом дежурстве РВСН стояли около 70 комплексов РС-20, разработанных в КБ "Южное" имени Янгеля (Украина), и примерно 120 комплексов РС-18, разработанных в НПО машиностроения имени Челомея (Реутов, Подмосковье). Впрочем, процесс их снятия с боевого дежурства начался еще в 1990-х годах в рамках договора о сокращении наступательных вооружений. Планируется, что последние из этих ракет будут списаны самое позднее к 2030 году. Как сказал Соломонов, им на смену и придут твердотопливные "Тополя-М", произведенные на заводе в Воткинске. Эти комплексы в стационарном шахтном варианте уже стоят на вооружении в Татищеве, а в этом году на боевое дежурство заступит первый полк с подвижными, грунтовыми "Тополями-М".
В то же время ситуация с морской составляющей ядерных сил долгое время оставалась неясной. Сейчас на вооружении ВМФ России стоят только жидкостные ракетные комплексы "Синева", разработанные в КБ им. Макеева (Челябинская область) и построенные на Красноярском машиностроительном заводе. И несмотря на то что "Синева" не раз подводила моряков (например, в феврале 2004 года атомные подлодки "Новомосковск" и "Карелия" в присутствии президента не смогли произвести их пуск), недавно министр обороны Сергей Иванов пообещал красноярским ракетостроителям заказы как минимум до 2012 года.
Но, похоже, этой датой Минобороны и ограничится. Судя по словам Соломонова, можно предположить, что производство "Синевы" прекратится, когда ВМФ примет на вооружение твердотопливный комплекс "Булава-30", разработанный в МИТ. А как сообщил директор института, комплекс должны поставить на вооружение к концу 2008 года (два успешных испытательных пуска уже проведены, а нужны не менее 10, отметил он). Формирование же такой обновленной ракетной группировки продолжится до 2020 года.
"Я говорил, говорю, и со мной согласны настоящие ракетостроители: жидкостные ракеты - это позавчерашний день", - заявил Соломонов.
На твердотопливные ракеты делает ставку не только Россия, но и Китай, Франция, Великобритания, США. Независимый эксперт Александр Железняков только подтвердил это корреспонденту "Газеты.Ru". "Такие ракеты обладают определенным преимуществом перед жидкостными: их легче хранить, транспортировать, эксплуатировать. Уменьшается срок подготовки к пуску (несколько минут), а само топливо дешевле жидкого, - рассказал он. - Хотя есть и недостатки. Например, твердотопливные ракеты несут меньший груз". (Соломонов признал, что для достижения лучших тактико-технических характеристик разработчикам "Булавы" пришлось пожертвовать 20-30% веса полезной нагрузки). "Но для решения боевых задач на современном этапе это не столь важно, - продолжил Железняков. - Поэтому я считаю переход на твердотопливные ракеты вполне естественным и целесообразным". И хотя к 2011 году, по словам Соломонова, у России останется около 2 тыс. ядерных боеголовок (сейчас их более 3 тыс.), специалисты уверены, что этого будет вполне достаточно для поддержания принципа сдерживания возможного нападения на Россию. Как пояснил директор МИТ, Россия отказалась от идеи паритета в ядерной политике в пользу "минимальной достаточности". "Количество переходит в качество", - сообщил он.
При этом гражданского ракетостроения проблема выбора - жидкое топливо или твердое - пока не касается.
Для ракет-носителей сейчас используют и нетоксичный керосин, и ядовитые гептил и азотный тетраксид. Они дороже, но для выведения аппаратов на орбиты эффективнее. Правда, запуски токсичных ракет-носителей с российской территории (в частности, с Плесецка) и так прекратятся вскоре после того, как ракеты на гептиле снимут с вооружения РВСН: ракеты-носители "Рокот" и "Днепр" - это конверсионные варианты РС-18 и РС-20. Новые же российские разработки ("Ангара" и "Союз-2") - ракеты-носители на экологически чистых компонентах топлива кислороде и керосине.
13.04.2006
www.gazeta.ru