18 декабря 2006
1931

Юрий Степанченко: Каким должно быть участие государства в формировании рынка доступного жилья?

Из материалов к выступлению Юрия Степанченко, Президента ЗАО "ДВ Стройсвязькомплекс" (Приморский край), на заседании "Приоритетные национальные проекты - 2007. Всероссийское совещание практиков и экспертов" (Организаторы - Русский институт при участии Общественной палаты РФ). Центральный Дом Ученых РАН, 12 декабря 2006.



Программы, сравнимой по масштабу с национальным проектом "Доступное жилье", курируемым Д. Медведевым, у нас не было уже пятьдесят лет - со времени С. Хрущева. В нашей стране потребность улучшить свои жилищные условия испытывают
десятки миллионов человек. Жилищная политика занимает уникальное положение в общей системе государственной стратегии и политики, поскольку, с одной стороны, затрагивает экономические интересы каждого гражданина, а с другой - находится в тесной связи с прочими направлениями социально-экономической политики государства.

Накопленные за последние годы данные, свидетельствуют о колоссальном неудовлетворенном спросе на жилье, высоком износе жилищного фонда, недостаточном использовании финансово-инвестиционных ресурсов в жилищном строительстве, теперь дополнен четкими формулировками целей и, главное - определены механизмы, с помощью которых эти цели будут достигнуты. Стало понятно, что без непосредственного участия государства, рынку доступного жилья не состоятся.

Постараемся ответить на вопрос: Каким должно быть участие государства в формировании рынка доступного жилья?

Во-первых, продолжать развитие законодательной базы и регулирования правил игры на рынке жилья.

Во-вторых, оно может и обязано помочь финансовыми ресурсами в становлении этого рынка. Например, государство сейчас активно поддерживает Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. Оно капитализировало это агентство и предоставляет ему гарантии по его ценным бумагам. То есть оно содействует привлечению долгосрочных ресурсов на рынок ипотечного кредитования. Ипотека должна стать наиболее защищенной и распространенной формой взаимоотношений строительной компании и гражданина. Между тем, по официальной статистике, чуть более 9 процентов семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств. Выход из данного положения лежит в оптимизации условий для нормальной среднестатистической "работающей" семьи с совокупным доходом 15-20 тысяч рублей в месяц, которая будет иметь возможность купить жилье по ипотеке с реальным сроком от 15 до 40 лет, и при этом расходы на погашение займа не превысят 25 процентов от ежемесячного дохода семьи. Такие условия могут значительно изменить ситуацию на рынке жилья.

В-третьих, необходимо решить вопросы, связанные с самим строительством жилья. Здесь тоже накопилось достаточно много проблем: бюрократизм, начиная от предоставления земельных участков и получения разрешения на строительство до ввода объекта в эксплуатацию.

Существенной проблемой сегодня стала недостаточность земельных участков, обустроенных инфраструктурой, и в первую очередь инженерной инфраструктурой, коммунальными системами и дорожно-транспортной сетью. Это тоже сегодня начинает давить на рынок, и недостаточность свободных земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой, может даже привести к тому, что, если не будет предпринят ряд мер, то в силу дефицита этих земельных участков может произойти спад в жилищном строительстве, несмотря на то, что спрос будет продолжать расти.

Нам следует более активно подходить к решению жилищной проблемы, приведению в порядок законодательной базы, составлению бюджетов жилищного строительства, выделению средств на подготовку кадров, развитию территорий. Для снижения стоимости жилья нужно решать принципиальные вопросы, выражением которых служат повышение темпов роста производительности и сокращение сроков жилищного строительства на всех стадиях - от выбора площадки до ввода объекта в эксплуатацию. При этом необходимо:

1.Увеличить объемы строительства жилья за счет снижения административных барьеров, подготовки строительных площадок под комплексную застройку; увеличить государственные расходы на жилищное строительство, ввести в практику муниципальный заказ для отдельных социальных категорий граждан.

2. Муниципальным властям ограничить многочисленные требования по отчислениям денежных средств у застройщиков и строителей на развитие инженерной инфраструктуры (жители городов на эти цели платят налоги и не должны нести дополнительные расходы за счет удорожания собственного жилья).

3. Естественным монополиям необходимо самим вкладывать средства в собственную инфраструктуру, ибо инвестиционная составляющая заложена в тарифах - на воду, тепло, электроэнергию, газ и т.д.

Более того, приоритетной политикой государства должно стать создание условий для повышения платежеспособности населения.

Мировая практика обеспечения жильем строится на следующих основаниях:

- накопление сбережений граждан через ссудосберегательные кассы под 4% годовых;

- ипотечное жилищное кредитование под 4-5% на 15-35 лет;

- государственная поддержка создания благоприятных условий для жилищного строительства и доступа к долгосрочным рынкам кредитования.

Правовая основа для решения жилищного вопроса в Российской Федерации в целом сформирована. Главная задача сегодня, учитывая масштабы потребительского спроса населения на жилье и социальную ее значимость, состоит в комплексном подходе развития этого сегмента экономики на основе системно-стратегического анализа. Нам нужно научиться эффективно регулировать и стимулировать цивилизованный рынок жилья, при этом, ограничить риски граждан и застройщиков; обеспечить дальнейшую поддержку развития ипотеки, поощрение участия в ней банковского капитала и средств населения при помощи налоговых льгот и других стимулирующих механизмов.

15 декабря 2006

Юрий Степанченко, Президент ЗАО "ДВ Стройсвязькомплекс" (Приморский край)

"Кремль.ORG".
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован