14 декабря 2000 года состоялась церемония вступления в должность нового губернатора пермской области Юрия Трутнева. Ему 44 года. Коренной пермяк. Окончил политехнический институт. Был на научной, общественной, хозяйственной работе. Избирался депутатом областного Законодательного Собрания, где возглавлял Комитет по экономической политике и налогам. Последние четыре года работал главой администрации областного центра. В остром соперничестве с предыдущим губернатором Геннадием Игумновым одержал победу на состоявшихся 3 декабря выборах. Юрий Трутнев встретился с корреспондентом ИТАР-ТАСС и ответил на ряд вопросов.
- Позвольте, Юрий Петрович, начать с традиционного в подобных случаях вопроса. Позади напряженная предвыборная гонка, увенчавшаяся Вашей победой в первом же туре. Какие чувства владеют Вами сейчас, в этот знаменательны момент?
- Прежде всего, испытываю желание работать. Потому что выборы - это не только агитационная, рекламная кампания, но и получение огромного количества информации. За период встреч с избирателями мною получено около сорока тысяч наказов и пожеланий, за каждым из которых - человеческие проблемы. Организовать работу, чтобы по каждому обращению принимались меры, - это считаю для себя очень важным. Особенно, когда речь идет о вопросах не частного, а общезначимого характера, которые надо решать не откладывая, пока не закончено обсуждение областного бюджета на 2001 год. Ведь от того, в каком виде он будет принят, зависит, как будет жить область в будущем году. Очень серьезным вопросом является, например, несбалансированность бюджета в отношении энергообеспечения регионов.
Далее. Я обещал главам местных администраций провести ряд мероприятий по децентрализации областного бюджета развития, и хотелось бы успеть сделать это в нынешнем году, поскольку привык обязательно исполнять обещания.
Словом, какой-то особой усталости от выборных треволнений нет, чувствую себя в форме и готов поскорее взяться за дело.
- Вступив в должность губернатора, предполагаете ли Вы провести какие-либо кардинальные изменения в организационной структуре обладминистрации, в ее кадровом составе?
- Не следует думать, что с моим приходом в обладминистрацию все прежние ее работники будут уволены и набраны новые. Однако считаю себя обязанным уяснить, кто чего стоит. В первую очередь - руководители, отвечающие за отрасли, направления работы. Буду беседовать с каждым, чтобы понять, чего он успел добиться в предыдущий период, как видит перспективы. И если это видение, так сказать, не очень проявляется, буду жать руку и желать успехов на другом поприще.
Прекрасно понимаю, что ничего не добьюсь без тщательно подобранной, профессиональной, желающей работать "команды". Ее формирование, думаю, должно сочетаться с упорядочением структуры управления и налаживанием боле тесных взаимоотношений с территориями. При встречах с избирателями очень часто, к сожалению, возникало ощущение, что периферия брошена на произвол судьбы. Для людей в глубинке и существует областная власть, но настолько далеко и настолько непонятно она проявляется в их жизни, что, может, ее и нет вовсе: Все это надо сильно менять.
- Поделитесь, пожалуйста, Вашим видением целей будущей губернаторской "команды" в сфере экономики, социальной политики.
- Я бы обозначил их несколько шире: мы будем создавать систему динамичного развития региона. Имею в виду комплекс мероприятий, в рамках которого каждая отрасль экономики и социальной сферы - будь то образование, здравоохранение, строительство, промышленность или сельское хозяйство - станет неуклонно развиваться по восходящей. Деятельность областной администрации в связи с этим должна быть выстроена так, чтобы была полная уверенность, что если, допустим, в декабре в данной отрасли вот такое положение, то в январе оно станет в том-то и том-то лучше, в феврале - еще лучше и так далее.
Мы должны ясно видеть, каких конкретных результатов хотим добиться к концу следующего года, какие задачи ставим перед собой на предстоящую пятилетку, ибо нельзя забывать и о среднесрочном планировании.
Такова, в общем, основная цель. Что же касается непосредственно экономики, то здесь придется искать взаимопонимание с федеральным центром по целому ряду вопросов, связанных, в частности, с межбюджетными отношениями, с участием области в федеральных программах, возможностями изменения на ее территории системы налогообложения. Все это принципиально, потому что иначе у нас просто не будет фундамента для социальных преобразований, попросту не будет на это денег.
Говоря о социальных преобразованиях, выделил бы две крайне важные, на мой взгляд, задачи. Первая: надо добиться прозрачности и четкости бюджетных потоков, направляемых на финансирование социальной сферы. Первая: надо добиться прозрачности и четкости бюджетных потоков, направляемых на финансирование социальной сферы, потому что очень разный уровень работы на разных территориях. Скажем, если в одной больнице обеспечены всем необходимым, то в другой совсем иная картина - нет ни простыней, ни лекарств, больничные здания чуть ли не на подпорках. Начинаешь разбираться - на самом деле бюджетных средств на эту территорию идет не меньше, чем на другие. В чем же дело? Деньги неправильно тратят? Или есть что-то такое, чего мы не понимаем в специфике этой территории? Надо, значит, понять.
Вот эта выстроенность, понятность, чуткость бюджетных отношений - одна важная вещь. А другая связана с выполнением тех конкретных обещаний, которые даны были жителям области во время предвыборной кампании. К примеру, в городе Перми есть муниципальная надбавка к пенсиям малообеспеченным пенсионерам. Думаю, мы должны создать основу для внедрения такой же региональной надбавки.
- Общеизвестны острые проблемы агропромышленного комплекса, и Пермская область не исключение. Есть ли у Вас какие-то наметки путей их решения?
- Я все-таки прежде всего занимаюсь вопросами управления и экономики. Так вот, экономики сельского хозяйства сегодня нет, она как бы отсутствует в природе. Когда человек, живя и работая на селе, не в состоянии себя обеспечить, это что-то странное. Когда у селянина зарплата в разы ниже минимальной пенсии, это что вообще такое?!
Поэтому считаю, что в первую очередь эту проблему и надо решать. Надо дать возможность человеку, работающему на селе, получать нормальные деньги за свой труд. И первый шаг к этому - повышение закупочных цен на сельхозпродукцию практически до уровня цен реализации. Я представляю себе, как это сделать. Схему предстоит еще до конца выстроить, но общий смысл понятен: мы должны создать структуру, гарантирующую закупку продукции у селян и ее реализацию по рыночным ценам, при минимальном уровне собственной рентабельности; структуру, видимо, государственную. Внутри этой важной задачи много чисто управленческих проблем, но, тем не менее, думаю, мы их решим.
Вот это шаг номер один. А потом уже техника, кадры, удобрения, которых, кстати, в Пермской области девать некуда, только они не попадают в село.
Не собираюсь утверждать, что его проблемы мне абсолютно понятны, и я лучше всех их знаю. Это совершенно не так. Поэтому начну со следующего: соберу в областной администрации всех опытных руководителей АПК, чтобы выслушать их чаяния, пожелания, мысли, идеи. Постараюсь при этом понять, кто для них наиболее авторитетен, потому что придется и в облагродепартаменте обновлять "команду", и необходимо их первых уст узнать, кто достоин и способен возглавлять этот участок работы.
Вот после такого большого сельского схода и будем двигаться дальше, "вплетая", скажем так, какие-то наши понимания, как выстраивать экономику села в понимании сотен руководителей, которые там работают.
- Какими Вы, как руководитель региона, видите Ваши задачи на федеральном уровне?
- Ограничусь пока двумя очень важными, с моей точки зрения, блоками вопросов. Это система налогообложения и межбюджетные отношения.
Есть твердое убеждение, что пока мы не изменим налогообложение в Российской Федерации так, чтобы его совокупная ставка равнялась среднеевропейской, а не превышала ее в 2, 5 раза, ничего у нас развиваться не сможет. Будем биться как рыба об лед, а улучшений не дождемся. Надо коренным образом менять систему налогообложения, и у меня есть, во всяком случае, некоторые ответы на вопрос, как это сделать, не разрушив бюджетной сферы.
Почему? Да потому что все убеждены: если начнем снижать налоги, то обязательно разрушим бюджетную сферу. Считаю, что можно избежать этого, если создать, скажем, регрессивную шкалу налогообложения с каким-то ежегодным шагом снижения, обозначив при этом перспективу работы предприятий, и таким образом потихоньку выходить из ситуации, в которой находимся.
Теперь о межбюджетных отношениях. У нас в России, к сожалению, еще никто не просчитал степень финансирования по сферам ответственности уровней власти. Есть, к примеру, сфера ответственности муниципалитетов - содержание дорог, школ, больниц, детских садов, систем теплоснабжения, муниципальной милиции и так далее и тому подобное. Что - есть общее понимание, сколько это стоит? Да ничего подобного! Сегодня в той же пермской области обеспеченность по всем этим позициям ниже 50 процентов.
Но чудес в финансовой сфере ведь не бывает. Откуда-то недостающие деньги берутся. И откуда - известно. Например, за счет кредиторской задолженности перед энергетиками. Энергетиков это, ясно, не радует. Они, положим, вытрясут деньги из территорий. Что в результате произойдет? Пострадают школы и больницы. Кому такого хочется?
Так вот, надо всю систему межбюджетных отношений просчитать. Каждому уровню власти должен соответствовать четко определенный уровень ответственности и четко определенный уровень финансирования под нее. Поскольку, будучи главой города, я был еще и председателем комиссии по межбюджетным отношениям Конгресса муниципальных образований России, хотел бы начатую там работу продолжить на новом уровне и все-таки привести ее к какому-то логическому завершению.
- На губернаторские выборы Вы шли под лозунгом "Сила, порядок, уверенность". В чем Ваша сила, на чем основывается Ваша уверенность и каким в Вашем представлении должен быть порядок?
- Во время предвыборных встреч мне часто задавали подобные вопросы: с порядком, мол, все вроде понятно, а сила-то в Вашем понимании что такое?
Дело в том, что чиновничья система у нас достаточно косная, в чем я убедился за четыре года руководства городом с более чем миллионным населением. Для того, чтобы она гибко реагировала на изменения жизни, чтобы чиновники не заседали только в кабинетах, а действительно служили людям, им надо об это периодически напоминать, приводить их в чувство, а кое-кого отправлять на другие виды деятельности. Все это обычно сопровождается микроконфликтами, проблемами межличностных отношений. И если не применять определенных усилий, не чувствовать уверенности в своей правоте, ничего хорошего добиться невозможно.
А уверенность базируется на отношениях людей. Более 70 процентов избирателей города Перми, принявших участие в выборах, отдали мне свои голоса, хотя, к стыду своему, я не провел здесь из-за нехватки времени ни одной предвыборной встречи. Надо было проводить их на всех территориях области, которые знаю, конечно, хуже, чем областной центр. Так вот, считаю, что это очень высокая оценка того, как последние четыре года Пермь жила и развивалась. И сейчас моя сверхзадача - потрудиться так, чтобы появилась положительная оценка моей работы в каждом районе области. Главное - чтобы изменилась жизнь людей к лучшему. Иначе не было бы смысла соглашаться до выдвижения своей кандидатуры и идти на выборы.
- Последний вопрос, Юрий Петрович. Известно, что Вы увлекаетесь спортивной борьбой, имеете черный пояс по каратэ. Спорт - штука бескомпромиссная: побеждает сильнейший. Скажите, в политике Вы так же бескомпромиссны?
- Знаете, тут есть две вещи, совершенно, на мой взгляд, разные. Суть данных выборов для меня заключалась в том, что я считал, что буду полезнее на посту губернатора, чем человек, который работал в этой должности в предыдущий период. И, скажем, уступить и сказать, что пусть все-таки избирается он, было бы делом не только личностного плана. Я понимал, что в этом случае предал бы людей, которые обращаются ко мне с просьбами, надеются, что я действительно что-то для них сделаю. А такое для меня неприемлемо.
Есть и другая сторона - отношение к вчерашнему сопернику, который достаточно долго управлял областью и сделал немало добрых дел для людей. Это отношение должно быть уважительным, и именно таким оно будет с моей стороны.
Валерий Татаренков
http://www.trutnev.ru/